'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 108

Просмотры  34 просмотров

Василенкова А.Г., Ардеев А.Х.

  


ЭОР В ОБУЧЕНИИ ОСНОВ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИИ *

  


Аннотация:
появление электронного обучения началось достаточно давно, но до распространения электронно-вычислительных машин развивалось слабо. С середины 20 века электронное обучение стало активно использоваться в вузах, а в 90-х годах оно пошло дальше и стало неотъемлемой частью опережающего образования и обучения во всех сферах человеческой деятельности. Прежде всего, это было связано с активным развитием цифровых технологий. В настоящей работе цель исследования: анализ возможности использования электронного образовательного ресурса (ЭОР) при бучении основам теории информации студентов среднего профессионального образования и выявление эффективности его применения. Полученные в ходе исследования результаты показали, что обучающиеся на ступени СПО имеют низкую познавательную активность. Но даже такие результаты можно исправить, используя современный подход к обучению   

Ключевые слова:
электронное обучение, электронные-образовательные ресурсы, информатика, информационные дисциплины   


УДК 004

Василенкова А.Г.

студентка 2 курса магистратуры ПОБ-М-О-21-5

Институт цифрового развития

(Россия, г. Ставрополь)

 

Научный руководитель:

Ардеев А.Х.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики

Институт цифрового развития

(Россия, г. Ставрополь)

 

ЭОР В ОБУЧЕНИИ ОСНОВ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИИ

 

Аннотация: появление электронного обучения началось достаточно давно, но до распространения электронно-вычислительных машин развивалось слабо. С середины 20 века электронное обучение стало активно использоваться в вузах, а в 90-х годах оно пошло дальше и стало неотъемлемой частью опережающего образования и обучения во всех сферах человеческой деятельности. Прежде всего, это было связано с активным развитием цифровых технологий. В настоящей работе цель исследования: анализ возможности использования электронного образовательного ресурса (ЭОР) при бучении основам теории информации студентов среднего профессионального образования и выявление эффективности его применения. Полученные в ходе исследования результаты показали, что обучающиеся на ступени СПО имеют низкую познавательную активность. Но даже такие результаты можно исправить, используя современный подход к обучению.

 

Ключевые слова: электронное обучение, электронные-образовательные ресурсы, информатика, информационные дисциплины.

 

1 Введение

Сейчас в обществе принято считать электронное обучение, ЭОР чем-то новым, интересным и пока только входящим в систему образования. Но это далеко не так. Если углубиться в историю, то можно развеять этот миф.

В 1728 году был впервые использован и документально зафиксирован случай использования массового дистанционного обучения. Калеб Филипс оказался первым, кто организовал заочные курсы стенографии через газету Boston Gazette. [1]

Это далеко не единственный случай и последующих примеров множество.

Так почему же со временем такое обучение набирает популярность и даже не думает уходить с образовательного рынка?

2 Постановка задачи

Основной целью является анализ возможности использования электронного образовательного ресурса (ЭОР) при обучении основам теории информации студентов среднего профессионального образования и выявление эффективности его применения. [5]

Для достижения указанной цели в рамках работы необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть особенности организации электронного обучения;
  2. Охарактеризовать методические особенности преподавания основ теории информации в условиях электронного обучения;
  3. Определить эффективность ЭОР. [4]

3 Разработка методики

Несмотря на богатую историю развития, во всем мире до сих пор нет единого определения термина «электронное обучение», которое было бы принято большинством специалистов. В России путаница усугубляется введением в 1995 г. таких терминов, как «дистанционное обучение» и «дистанционные образовательные технологии».

В результате сегодня подавляющее большинство россиян считают, что электронное обучение и дистанционное обучение — это схожие понятия, но на самом деле это не так. Во избежание недоразумений начнем с определения этих понятий.

В России термин «электронное обучение» получил определение только в 2012 г., когда вступил в силу Федеральный закон № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». в силу.

Позже он был заменен Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с использованием информации, содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ и информационных технологии и технические средства, обеспечивающие их переработку. , а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу определенной информации по линиям связи, взаимодействие студентов и преподавателей.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые преимущественно с использованием информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (дистанционном) взаимодействии обучающихся и преподавателей. [5]

4 Результаты

Электронное обучение обладает рядом особых характеристик из общего многообразия образовательных ресурсов, среди которых:

  • управление образовательными программами местными студентами, пребывание в условиях самостоятельной работы, с периодическими встречами группы студентов;
  • обзорное обучение, помогающее обучающимся сформировать целостную картину изучаемой области знаний и деятельности;
  • применение модульного принципа, подразумевающего распределение учебной дисциплины на логически замкнутые блоки (модули), в рамках которых и проходит обучение нового материала, а также контрольные материалы;
  • управление самостоятельной работой студента через образовательную организацию, которая осуществляет дистанционное обучение через учебные планы, специально подготовленные методические и учебные материалы и специальные процедуры контроля;
  • создание индивидуальной информационно-образовательной среды (подключает различные учебные продукты). [3]

5 Обсуждения

Развитие личности обучающегося, его способности к самоопределению, самообразованию является одной из целей применения инновационных педагогических технологий в процессе обучения. Педагоги в учебном процессе инновационными подходами считают практику проектирования и моделирования, использование интерактивных и активных форм обучения, разные тренинги, семинары и внесение их элементов в практические занятия.

Электронный образовательный ресурс поможет эффективно обучиться и в дистанционном, и самостоятельном обучении. Данный ресурс может быть полезным также и в традиционном обучении.

ЭОР можно пользоваться на каждом этапе урока: объяснение нового материала, повторение, закрепление, контроль ЗУН. Пользуясь ЭОР можно осуществлять:

— точный и правдивый контроль;

— персонализировать процесс обучения;

— применять для решения разных учебных задач;

— объединять разные методические приемы;

— разнообразить деятельность обучающихся.

Некоторые могут сказать, что наличие ЭОР на занятии может погубить индивидуальность преподавателя, что уходит творчество из его работы. внедрении и использовании электронных образовательных ресурсов. Но на самом деле преподаватель не просто продолжает творить, он делает это в два раза больше, создавая собственные ЭОР.

Главная цель, которая стоит перед ЭОР, — это повысить уровень образовательного процесса, с которой ресурс определенно справляется. [1]

6 Заключение

В современных условиях роль педагога заключается не только в обучении своей дисциплине, но и во внедрении новых средств в предметное обучение, а также широкому использованию компьютерной техники. Занятия с применением компьютера несут не только интересный и запоминающий характер, но и являются наиболее эффективными, что ставит обучение на новый уровень развития.

Именно современные средства становятся посредником между преподавателем и студентом, которые позволяют создавать учебно-педагогические ситуации с помощью различных предметных и междисциплинарных содержаний. [4]

Имеет смысл говорить о применении разнообразных средств, форм и методов обучения. Активное взаимодействие между студентами и педагогом предполагает двусторонний обмен информацией, обучение становится коллективным, что помогает задействовать каждого обучающегося в работе.

Отсюда можно сделать вывод:

  1. В настоящие время электронные средства обучения — это наглядный вид полученной информации, которая расширяет представление обучающегося об окружающем нас мире.
  2. Они дают мотивацию для продолжения самостоятельного изучения тем, а также проходить самопроверку.
  3. ЭОР имеют широкие возможности для предоставления более широкого спектра информации, чем при стандартном обучении, и при этом все собрано на одном устройстве.
  4. Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе является обязательной частью современного учителя. [2]

Таким образом, был разработан и представлен электронный образовательный ресурс по дисциплине «Основы теории информации» для студентов технических специальностей СПО, который включает в себя лекционные занятия, практические, тесты, задания для подготовки к экзамену. Общее количество часов учебного курса составляет 116.

Рабочая программа дисциплины может быть применима в профессиональной подготовке студентов по специальности «Прикладная информатика» (по отраслям); при разработке программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки) работников IT сферы на базе основного общего образования.

Необходимо помнить, что правильное использование новых средств обучения способствует развитию способностей студентов и определяет ведущую роль преподавателя. [6]

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Кузнецов А. А. Основы общей теории и методике обучения информатике / Учебное пособие. – 2020. – С. 208.
  2. Маркелова О. В. Методика познавательной активности студентов техникума в процессе обучения информатике / Диссертация. – 2019. – С. 191.
  3. Писаренко Е. А. Основы теории информации / Рабочая программа дисциплины. – 2018. – С. 19.
  4. Ушакова А. В. Становление и развитие теории информации / Научная статья. –   – № 215. – С. 5.
  5. Хронология развития теории информации / онлайн-ресурс // https://ru.wikipedia.org/wiki/Хронология_развития_теории_информации.
  6. Мармулева Ю.В. Роль современных информационных технологий в повышении качества учебного процесса / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. - №4-1. – С. 281-282. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Василенкова А.Г., Ардеев А.Х. ЭОР В ОБУЧЕНИИ ОСНОВ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИИ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 672 - 678. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8867 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8867



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.