'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 88

Просмотры  56 просмотров

Голубков Г.В., Комлик Л.Ю.

  


К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ-РИСКА (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены основные теоретические аспекты, связанные с понятием коммуникативная компетентность, даны компоненты включающие данные понятие, подготовлено описание подросткового возраста и его особенностей, связанных с понятием общение. Приведены особенности детей группы-риска   

Ключевые слова:
коммуникативная компетентность, общение, подростковый возраст, категория группы-риска   


УДК 159

Голубков Г.В.

магистрант

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

(г. Елец, Россия)

учитель иностранного языка «СОШ № 2» г. Новомосковска

 

Научный руководитель:

Комлик Л.Ю.

канд. псих. наук, доцент кафедры психологии и психофизиологии

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

(г. Елец, Россия)

 

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

ГРУППЫ-РИСКА (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

 

Аннотация: в работе рассмотрены основные теоретические аспекты, связанные с понятием коммуникативная компетентность, даны компоненты включающие данные понятие, подготовлено описание подросткового возраста и его особенностей, связанных с понятием общение. Приведены особенности детей группы-риска.

 

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, общение, подростковый возраст, категория группы-риска.

 

Общение в наше время стало неотъемлемой частью современного общества. Это играет огромную роль в жизни и действиях человека. Общение является наиболее важным условием личностного развития. Оно выступает неоспоримым условием формирования личности человека, его психических процессов, человеческих качеств, а также функций.

Согласно Р. Вербер «Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Средства общения – различные формы самовыражения личности, а контакты между людьми в общении – есть необходимое условие существования индивида» [1].

Советский и российский ученый А.В. Мудрик описывает в своих трудах общение, «как одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению» [2].

Общение – это сложная и многогранная деятельность. Эффективное общение требует знаний и навыков, которые человек приобретает в процессе усвоения социального опыта. Обладая высоким уровнем коммуникативных навыков, человеку легко адаптироваться к любой социальной среде.

Когда мы говорим об общении как о главном условии личностного развития, невозможно не заметить, что общение является лишь частью коммуникативной компетентностичеловека.

Коммуникативная компетентность достаточно широкое понятие и часто оказывалась объектом споров среди ученых. Исследования данного вопроса проводились Д. Хьюмс, Е.И. Багузина, В.П. Белогрудова, И.Л. Бим, Е.В. Брызгалина, Н.И. Гез, Р.П. Мильруд, А.А. Петрова, Н.П. Таюрская. и др. В 1972 г. североамериканский социолингвист Д. Хаймс [7] внес предложение рассматривать коммуникативную компетенцию равно как свод законов, какие дают возможность понимать-создавать слова. В его трудах состав коммуникативной компетенции содержит в себе последующие элементы:

  • лингвистическая компетенция. Она содержит в себе понимание фонетики, орфоэпии, синтаксиса, лексики, а также иных областей языка;
  • социолингвистическая компетенция, что содержит в себе способность принимать во внимание специфику условия общения, социолингвистический связь коммуникативного действия;
  • социокультурная компетенция - понимание этнокультурных отличительных черт государства, законов речевого, а также неречевого действия;
  • дискурсивная компетенция - осваивание законов возведения произносимого либо писчего информации.

В отечественнойнаучной литературе термин «коммуникативная компетенция» впервыевстречается в 1976 году. В рамках определения предложенного М.Н. Вятютневым основной упор сделан на том, что коммуникативная компетентность – это способность личности не просто к общению, а к общению с целью удовлетворения интеллектуальных устремлений.

В настоящее время накопилось достаточно большое количество различных толкований понятия «коммуникативная компетенция»:

  1. «... для теории речи наиболее важна коммуникативная компетенция, которая охватывает и речь – говорение, и аудирование, и письмо, и чтение на изучаемом языке…» [3].
  2. «Под коммуникативной компетенцией рассматривается умение человека организовать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуации общения» [3].
  3. «Коммуникативная компетенция – это знания, умения и навыки, которые необходимы для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя: знание основных понятий лингвистики речи (речеведческие знания) и собственно коммуникативные умения» [3].

В современных научных изданиях термин «коммуникативная компетентность» чаще всего встречается в понятиях из категории входящих в социальную психологию, как комплексное действие по налаживанию и удержанию контактов с другими индивидуумами при наличии определенных знаний и умений.

Большое количество психологов установили, что по мере взросления ребенок всё более нуждается в общении, этапотребность начинает приобретать большую значимость в жизнедеятельности личности. Пиковое развитие этой потребности приходится на подростковый период.

Важным критериемуровня развития коммуникативной компетентности у подростка является способность к рефлексии. Подросток должен уметь оценить себя и проанализировать, в какой степени его поняли и восприняли партнеры по общению. Ещёодин ценный критерий подростковой коммуникативной компетентности – умение пользоваться вербальными и невербальными средствами общения.Таких критериев оценки коммуникативной компетентности достаточно большое количество, большинство исследователей подросткового возраста (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, Г. Девидсон, Б. Мишель,С. Милгрем,Г.С. Никифоров, М. Снайдер, Е. Торенсон, Д.И. Фельдштейн,Б. Энглини др.) сходятся во мнении, что у современного подростка не хватает самоконтроля в процессе общения с социальным окружением. Это может стать одной из причин отнесения ребенка к «группе риска».

На сегодняшний день такое понятие, как «дети группы риска» можно считать общепринятым, тем не менее, множество его трактовок говорит о том, что есть необходимость в его уточнении, преобразовании, развитии.

Опираясь на Федеральной закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», мы встречаем термин «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», который дифференцирует их и предлагает несколько категорий таких детей: дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семьи беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети-жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи [6].

Если более детально рассмотреть такое понятие, как «риск», то анализ данного термина не дает однозначного его толкования, что обосновывается сложностью, как самого этого явления, так и недостаточной теоретической изученностью. Обратимся к этимологии слова «риск», которое было заимствовано от французского языка, что в переводе означает «опасность».

Толковый словарь С.И. Ожегова указывает нам на то, что термин «риск» обозначает «возможность опасности, неудачи» [4]. Исходя из этого, слово риск понимается как вероятность появления негативных условий либо безуспешного финала какой-либо иной работы. Л.Я. Олиференко считает, что «риск» означает «возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти»[5]. Именно поэтому мы говорим, что данная категория детей подвергается воздействию негативных факторов, которые в свою очередь, могут, как влиять на них, так и не влиять.

Делая вывод, мы можем сказать, что речь здесь идет о двух сторонах риска. А именно: с одной стороны, мы говорим о риске для окружающих, которые могут создать дети данной категории. Термин «группа риска», как мы можем предполагать, возникло еще в период советского общества и говорило именно об общественных интересах. В данном контексте такое понятие позволяло определять тех людей, которые представляли в той или иной степени некую опасность для общества; людей, чьи действия были противоречивы и не отвечали современным правилам и нормам.

Исходя из вышесказанного, описывая теоретически аспект развития коммуникативной компетентности можно сделать вывод, что данное понятие имеет множество трактовок, которые давались, как отечественными, так и зарубежными исследователями. Для детей и подростков этот термин очень важен, поскольку общение является ведущей деятельностью на разных тапах становления личности, а при вхождении в подростковый период усиливается важность коммуникативных контактов со сверстниками и взрослым миром. Дети группы-риска особенно нуждаются в налаживании общения с социумом, в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет нравственная, моральная и культурная составляющие современного общества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вердербер,К. Вердербер. — СПб.: ПРАЙМ_ЕВРОЗНАК, 2003. – 320 с.
  2. Мудрик,B. Социализация вчера и сегодня / А.В. Мудрик. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 432с.
  3. Норимова, Г. А. К трактовке терминов «компетенция» и «компетентность» / Г. А. Норимова, Ш. Р. Абдуразакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 689-691. — URL: https://moluch.ru/archive/58/7994/ (дата обращения: 11.06.2023).
  4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Л.И. Скворцова. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2012. – 1376 с.
  5. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Академия, 2004. – 256 с.
  6. Федеральный закон от 24.07.1998 (ред. от 28.11.2015) № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета. – 1998. – 5 августа.
  7. Hymes D. The concept of communicative competence revisited //Thirtyyears of linguistic evolution. – 1992. – p. 31-57.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Голубков Г.В., Комлик Л.Ю. К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ-РИСКА (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 559 - 565. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8847 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8847



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.