'
Олейникова Н.И., Дягтерева В.В.
ПРОБЛЕМЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ *
Аннотация:
в статье рассматриваются проблемы тьюторского сопровождения в России. Уделяется внимание особенностям работы тьютора с детьми с РАС
Ключевые слова:
тьютор, образование, РАС, сопровождение
УДК 316
Олейникова Н.И.
студент
Новосибирский государственный технический университет
(г. Новосибирск, Россия)
Научный руководитель:
Дягтерева В.В.
кандидат филологических наук, доцент,
кафедры социальной работы и социальной антропологии
Новосибирский государственный технический университет
(г. Новосибирск, Россия)
ПРОБЛЕМЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы тьюторского сопровождения в России. Уделяется внимание особенностям работы тьютора с детьми с РАС.
Ключевые слова: тьютор, образование, РАС, сопровождение.
Тьюторское сопровождение обучающихся в образовательных организациях является актуальной темой в современном образовании. Рост числа детей, нуждающихся в тьюторе, таких как детей с РАС, СДВ, дислексией, дискалькулией и др., подчеркивает необходимость индивидуализации процесса обучения и развития самостоятельной работы обучающихся, их саморазвития и самосовершенствования, а также формирования у них мотивационных и личностных способностей [1]. Помимо этого, роль школы в жизни детей и их родителей сильно повысилась в последние годы, и также увеличилось число обязанностей школы. Организация сопровождения нуждающимся ученикам – одна из обязанностей школы.
Тьютор – это специалист, который помогает обучающимся справиться с задачами, связанными с индивидуализацией процесса обучения, развитием самостоятельной работы, саморазвитием и самосовершенствованием, а также формированием у них мотивационных и личностных способностей [1]. Тьюторы работают в различных образовательных организациях, в том числе в вузах, школах и детских садах.
Тьюторское сопровождение детей с особыми образовательными потребностями является важной практикой в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных организациях [2]. Тьюторы помогают детям с особыми потребностями успешно включиться в среду общеобразовательной организации, следят за состоянием, координируют общую деятельность ученика, дозируя учебную нагрузку, и привлекают внимание ребенка к учителю [3]. Тьюторы также могут помогать взрослым в системе образования, например, содействовать социально-профессиональному общению выпускников, их взаимопомощи и поддержке, координировать знания и обеспечивать моральное наставничество [4].
Тьюторское сопровождение обучаемого на любой возрастной ступени представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов, таких как ориентация, диагностика, планирование, реализация, контроль и анализ. Тьюторы могут использовать различные методы обучения, как пример – проблемные методы обучения, когда перед обучающимися ставится проблема и обозначается ее значимость для будущей профессии, а студент сам решает эту проблему. Обязанности тьютора могут выполнять логопеды, дефектологи, психологи и т.д.
Характер деятельности тьютора, проблемы при осуществлении своих рабочих обязанностях и желаемые результаты тьюторинга определяются причиной, по которой обучающемуся требуется сопровождение. Например, тьюторинг является важным инструментом для обучения и развития детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Тьютор должен учитывать особенности развития детей с РАС, такие как затруднения в коммуникации, поведении и взаимодействии с окружающим миром. Тьютор должен знать безопасные способы выхода из мелтдауна; должен знать гиперфиксации ребёнка и должен отслеживать сенсорную перегрузку. Он должен использовать специальные методы обучения, подходящие для людей с РАС. Сейчас, этими методами являются словесная похвала, прикосновения, пожимание руки, частый эмоциональный контакт и контакт глазами [5]. Однако, тьютор должен учитывать, что аутистические расстройства – это спектр, и, соответственно, манифестируется РАС у разных детей в различных проявлениях. Тьюторы, не знающие особенности детей с РАС, часто допускают ошибки, например, предоставляют вербальные подсказки в ситуациях, когда ребенок должен научиться реагировать на подсказки в естественном окружении [6], или используют опасные методы остановки мелтдауна, или не защищают детей от сенсорных раздражителей.
Социальная работа с семьями, воспитывающими детей с РАС, также является важным аспектом организации тьюторства. Она направлена на установление тесных связей с родителями и развитие познавательной, эмоциональной и волевой социальной сфер личности [7]. Помимо этого, тьютор помогает семье лучше понимать ребенка.
В целом, в России нельзя назвать тьюторинг устоявшейся формой поддержки несовершеннолетних в школах, так как инклюзивная практика пока что новое направление для РФ. Одной из основных проблем является отсутствие понятийного аппарата и глоссария, описывающих тьюторинг как профессиональную деятельность [8]. Из-за этого тьюторинг путают с работой учителя. Также существуют проблемы с институционализацией тьюторства в отечественных общеобразовательных учреждениях [9]. Еще одной проблемой является деперсонализация отношений в образовании, что может привести к ухудшению качества тьюторинга и к уменьшению возможностей предоставления сопровождения нуждающимся обучающимся. В РФ в принципе не так хорошо развита система выявления детей с РАС, и также педагоги не подготовлены для работы с этой категорией обучающихся. РФ нуждается в институализации тьюторства в связи с политикой инклюзии в школах. Инклюзия не может существовать без предоставления учащимися равных возможностей, и, именно организация тьюторинга позволяет включить в образовательный процесс тех, кто долгое время был исключен из общественного разговора. Именно создание системы тьюторинга в школах России должно помочь нам дать всем детям равные возможности для самореализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2
Ссылка для цитирования:
Олейникова Н.И., Дягтерева В.В. ПРОБЛЕМЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 550 - 554. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8845 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*