'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 86

Просмотры  112 просмотров

Олейникова Н.И., Дягтерева В.В.

  


ПРОБЛЕМЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются проблемы тьюторского сопровождения в России. Уделяется внимание особенностям работы тьютора с детьми с РАС   

Ключевые слова:
тьютор, образование, РАС, сопровождение   


УДК 316

Олейникова Н.И.

студент

Новосибирский государственный технический университет

(г. Новосибирск, Россия)

 

Научный руководитель:

Дягтерева В.В.

кандидат филологических наук, доцент,

кафедры социальной работы и социальной антропологии

Новосибирский государственный технический университет

(г. Новосибирск, Россия)

 

ПРОБЛЕМЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

 

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы тьюторского сопровождения в России. Уделяется внимание особенностям работы тьютора с детьми с РАС.

 

Ключевые слова: тьютор, образование, РАС, сопровождение.

 

Тьюторское сопровождение обучающихся в образовательных организациях является актуальной темой в современном образовании. Рост числа детей, нуждающихся в тьюторе, таких как детей с РАС, СДВ, дислексией, дискалькулией и др., подчеркивает необходимость индивидуализации процесса обучения и развития самостоятельной работы обучающихся, их саморазвития и самосовершенствования, а также формирования у них мотивационных и личностных способностей [1]. Помимо этого, роль школы в жизни детей и их родителей сильно повысилась в последние годы, и также увеличилось число обязанностей школы. Организация сопровождения нуждающимся ученикам – одна из обязанностей школы.

Тьютор – это специалист, который помогает обучающимся справиться с задачами, связанными с индивидуализацией процесса обучения, развитием самостоятельной работы, саморазвитием и самосовершенствованием, а также формированием у них мотивационных и личностных способностей [1]. Тьюторы работают в различных образовательных организациях, в том числе в вузах, школах и детских садах.

Тьюторское сопровождение детей с особыми образовательными потребностями является важной практикой в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных организациях [2]. Тьюторы помогают детям с особыми потребностями успешно включиться в среду общеобразовательной организации, следят за состоянием, координируют общую деятельность ученика, дозируя учебную нагрузку, и привлекают внимание ребенка к учителю [3]. Тьюторы также могут помогать взрослым в системе образования, например, содействовать социально-профессиональному общению выпускников, их взаимопомощи и поддержке, координировать знания и обеспечивать моральное наставничество [4].

Тьюторское сопровождение обучаемого на любой возрастной ступени представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов, таких как ориентация, диагностика, планирование, реализация, контроль и анализ. Тьюторы могут использовать различные методы обучения, как пример – проблемные методы обучения, когда перед обучающимися ставится проблема и обозначается ее значимость для будущей профессии, а студент сам решает эту проблему. Обязанности тьютора могут выполнять логопеды, дефектологи, психологи и т.д.

Характер деятельности тьютора, проблемы при осуществлении своих рабочих обязанностях и желаемые результаты тьюторинга определяются причиной, по которой обучающемуся требуется сопровождение. Например, тьюторинг является важным инструментом для обучения и развития детей с расстройством аутистического  спектра (РАС). Тьютор должен учитывать особенности развития детей с РАС, такие как затруднения в коммуникации, поведении и взаимодействии с окружающим миром. Тьютор должен знать безопасные способы выхода из мелтдауна; должен знать гиперфиксации ребёнка и должен отслеживать сенсорную перегрузку. Он должен использовать специальные методы обучения, подходящие для людей с РАС. Сейчас, этими методами являются словесная похвала, прикосновения, пожимание руки, частый эмоциональный контакт и контакт глазами [5]. Однако, тьютор должен учитывать, что аутистические расстройства – это спектр, и, соответственно, манифестируется РАС у разных детей в различных проявлениях. Тьюторы, не знающие особенности детей с РАС, часто допускают ошибки, например, предоставляют вербальные подсказки в ситуациях, когда ребенок должен научиться реагировать на подсказки в естественном окружении [6], или используют опасные методы остановки мелтдауна, или не защищают детей от сенсорных раздражителей.

Социальная работа с семьями, воспитывающими детей с РАС, также является важным аспектом организации тьюторства. Она направлена на установление тесных связей с родителями и развитие познавательной, эмоциональной и волевой социальной сфер личности [7]. Помимо этого, тьютор помогает семье лучше понимать ребенка.

В целом, в России нельзя назвать тьюторинг устоявшейся формой поддержки несовершеннолетних в школах, так как инклюзивная практика пока что новое направление для РФ. Одной из основных проблем является отсутствие понятийного аппарата и глоссария, описывающих тьюторинг как профессиональную деятельность [8]. Из-за этого тьюторинг путают с работой учителя. Также существуют проблемы с институционализацией тьюторства в отечественных общеобразовательных учреждениях [9]. Еще одной проблемой является деперсонализация отношений в образовании, что может привести к ухудшению качества тьюторинга и к уменьшению возможностей предоставления сопровождения нуждающимся обучающимся. В РФ в принципе не так хорошо развита система выявления детей с РАС, и также педагоги не подготовлены для работы с этой категорией обучающихся. РФ нуждается в институализации тьюторства в связи с политикой инклюзии в школах. Инклюзия не может существовать без предоставления учащимися равных возможностей, и, именно организация тьюторинга позволяет включить в образовательный процесс тех, кто долгое время был исключен из общественного разговора. Именно создание системы тьюторинга в школах России должно помочь нам дать всем детям равные возможности для самореализации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Солодова Е. А., Ефимов П. П. Об актуальности тьюторства в современном образовании // Актуальные вопросы современной науки. 2013. №30-1 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-aktualnosti-tyutorstva-v-sovremennom-obrazovanii (дата обращения: 09.06.2023).
  2. Е. О. Горбик Значение тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных организациях // Специальное образование. 2016. №XII. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-tyutorskogo-soprovozhdeniya-detey-s-ovz-v-usloviyah-realizatsii-inklyuzivnoy-praktiki-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah (дата обращения: 09.06.2023).
  3. Кто такой тьютор по сопровождению детей с ОВЗ и зачем он нужен? Основания для его назначения [Электронный ресурс]. URL: https://mgaps.ru/news/145 (дата обращения 09.06.23)
  4. Тьюторское спровождение взрослых [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tyutorskoe-soprovozhdenie-vzroslyh-obuchayuschihsya-vozmozhnosti-i-perspektivy (дата обращения 09.06.23)
  5. Методы обучения детей-аутистов [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.ru/material/metody-obucheniya-detey-autistov/ (дата обращения 09.06.23)
  6. Пять типичных ошибок тьюторов детей с аутизмом [Электронный ресурс]. URL: https://autismjournal.help/articles/pyat-tipichnyh-oshibok-tyutorov-detey-s-autizmom (дата обращения 09.06.23)
  7. Методы и приемы обучения коммуникации детей с рас в школе [Электронный ресурс]. URL: https://vsegda-ryadom.ru/for-parents/materials/metody-i-priemy-obucheniya-kommunikacii-detey-s-ras-v-shkole (дата обращения 09.06.23)
  8. Основные проблемы тьюторского сопровождения образовательной деятельности в вузе в России (The Maim Problems of Tutor Support of Educational Activity in Higher Education Institution in Russia) [Электронный ресурс]. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/Delivery.cfm/SSRN_ID3504539_code3890919.pdf?abstractid=3504539&mirid=1 (дата обращения 09.06.23)
  9. Александрова Е.А., Андреева Е. Теория и практика тьюторской деятельности в России // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-praktika-tyutorskoy-deyatelnosti-v-rossii (дата обращения: 09.06.2023). 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Олейникова Н.И., Дягтерева В.В. ПРОБЛЕМЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 550 - 554. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8845 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8845



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.