'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 82

Просмотры  60 просмотров

Краюшкин Д.В.

  


МЕХАНИЗМ МОНИТОРИНГА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИ *

  


Аннотация:
в работе проведен анализ эффективности реализации государственных программ Санкт-Петербурга на примере государственной программы Санкт-Петербурга «Экономическое и социальное развитие территорий Санкт-Петербурга». Описаны основные негативные факторы, влияющие на эффективность реализации государственных программ. Представлен новый механизм осуществления мониторинга реализации государственных программ Санкт-Петербурга   

Ключевые слова:
государственное управление, государственная программа Санкт-Петербурга, эффективность, мониторинг реализации, нормативно-правовая база, отчетность   


УДК 353.2

Краюшкин Д.В.

магистрант кафедры государственного и территориального управления

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

МЕХАНИЗМ МОНИТОРИНГА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ПРОГРАММ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КАК ИНСТРУМЕНТ

ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

 

Аннотация: в работе проведен анализ эффективности реализации государственных программ Санкт-Петербурга на примере государственной программы Санкт-Петербурга «Экономическое и социальное развитие территорий Санкт-Петербурга». Описаны основные негативные факторы, влияющие на эффективность реализации государственных программ. Представлен новый механизм осуществления мониторинга реализации государственных программ Санкт-Петербурга.

 

Ключевые слова: государственное управление, государственная программа
Санкт-Петербурга, эффективность, мониторинг реализации, нормативно-правовая база, отчетность.

 

В период с 2004 по 2006 годы в России была проведена бюджетная реформа, результатом которой стал переход от принципа «управления затратами» к «управлению результатами» при формировании бюджетов всех уровней в стране. Фактически, под таким громким названием был введен принцип программно-целевого планирования в систему государственного управления Российской Федерации [3. с. 9]. Данный принцип уже не раз доказывал свою эффективность в зарубежной практике государственного управления. Самым ярким примером служат программы государственной поддержки и стимулирования отраслей экономики в США периода «Великой депрессии» 1929-1933 годов, когда государственные программы фактически помогли спасти американское общество и экономику.

После удачной апробации метода в США, программно-целевое планирование получило мощнейший импульс развития и заняло важное место в системе государственного управления многих стран.

Как уже было сказано ранее, в России данный метод начал широко внедрятся после реформы бюджетного процесса 2004-2006 годов. Основным инструментов, который был призван обеспечить внедрение
программно-целевого метода в систему формирования бюджета страны и систему государственного управления в целом, стали государственные программы [2. с. 86].

Поскольку в Российской Федерации система государственной власти является 2-х уровневой (федеральный и уровень субъектов РФ) и при этом единой, то механизм государственных программ получил распространение и на уровень субъектов РФ [6. с. 116]. Санкт-Петербург как субъект Российской Федерации не стал исключением. В основу его системы государственного управления и планирования легли государственные программы
Санкт-Петербурга.  

Определение государственной программы Санкт-Петербурга, а также основные принципы её формирования, реализации и оценки эффективности реализации закреплены в постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 1039. Согласно данному постановлению государственная программа Санкт-Петербурга – это система взаимоувязанных мероприятий, направленных на достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития Санкт-Петербурга [1].

По своей сути, государственные программы Санкт-Петербурга являются логическим звеном, связывающим положения Стратегии
социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2035 года, которые определяют стратегические цели, направленные на достижение высокого уровня социально-экономического развития города и создания комфортных условий для горожан, и бюджета Санкт-Петербурга на текущий финансовый год и плановый период, который является документом краткосрочного планирования и основным инструментом непосредственной реализации государственной политики города.

Важную роль государственных программ Санкт-Петербурга как основного механизма реализации государственной политики города подтверждают данные Комитета по экономической политике и стратегическому планированию
Санкт-Петербурга, согласно которым в 2022 году доля расходов бюджета
Санкт-Петербурга на реализацию государственных программ превысила 90% [7].

Поскольку государственные программы Санкт-Петербурга охватывают большую часть бюджета и направлены на поддержку и развитие основных сфер жизнедеятельности города важным вопросом становится эффективность их реализации. От эффективности реализации государственных программ зависит бюджетная эффективность города, а также эффективность стратегии
социально-экономического развития [4. с. 360].

Ввиду того, что все государственные программы Санкт-Петербурга реализуются на основании единого механизма и имеют абсолютно идентичные структуры, было принято решение провести оценки эффективности их реализации на примере государственной программы Санкт-Петербурга «Экономическое и социальное развитие территорий Санкт-Петербурга», утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 № 551.

В качестве базы исследования были выбраны годовые отчеты о ходе реализации государственной программы Санкт-Петербурга «Экономическое и социальное развитие территорий Санкт-Петербурга» и сводные годовые доклады о реализации государственных программ Санкт-Петербурга за период с 2015 по 2022 годы, публикуемые на официальном сайте Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга.

По результатам анализа был составлен график отражающий 3 основных параметра оценки эффективности государственной программы [8]. Данные представлены на Рис.1

 

Рис. 1. Оценка эффективности реализации государственной программы

Санкт-Петербурга «Экономическое и социальное развитие территорий

Санкт-Петербурга» за период 2015-2022 гг.

 

Из данного графика видно, что наибольшее влияние на общую эффективность государственной программы оказывает эффективность реализации подпрограмм государственной программы. При более детальном анализе отчетов о реализации государственной программы был сделан вывод, что наибольший негативный эффект на реализацию подпрограмм оказывают невыполненные мероприятия подпрограмм.

В качестве основных причин неисполнения мероприятий подпрограмм в отчете указаны: расторжение государственного контракта, в следствие неисполнения подрядчиком условий контракта; нарушение сроков согласования разрешительной документации; изменение порядка и условий получения разрешительной документации [8].

Есть множество факторов, по которым описанные выше причины возникают. В первую очередь это административные барьеры в виде сложных и длительных процедур экспертиз и согласований. Решение таких проблем носит глобальный характер, и зачастую ответственный исполнитель государственной программы никак не может повлиять на данные факторы.

Для снижения негативного эффекта от описанных проблем предлагается пойти по пути сокращения времени от возникновения одной из проблем до начала её устранения. Чтобы сократить это время ответственный исполнитель должен как можно раньше получать информацию о ходе реализации мероприятий всех подпрограмм.

На сегодняшний день в системе управления государственными программами Санкт-Петербурга в качестве механизма контроля реализации программ используется форма годового отчета, по результатам которого ответственный исполнитель государственной программы может оценить эффективность мероприятий и внести определенные корректировки.

Существующего механизма недостаточно для своевременного реагирования на проблемы реализации мероприятий подпрограмм. С целью увеличения эффективности реализации подпрограмм необходимо дополнить существующую систему управления государственными программами
Санкт-Петербурга механизмом оперативного контроля исполнения мероприятий подпрограмм [5. с. 14].

В рамках предлагаемого механизма органы исполнительной власти
Санкт-Петербурга, ответственные за исполнение мероприятий подпрограмм на ежемесячной основе должны будут предоставлять информацию о ходе реализации мероприятий за отчетный период и плановый процент исполнения на следующий период за отчетным, с указанием причин отклонения от плановых значений исполнения мероприятий.

Данный механизм обладает двумя положительными особенностями.
Во-первых, это позволит ответственному исполнителю своевременно реагировать на возникающие трудности с реализацией мероприятий подпрограмм в течение года и принимать соответствующие меры по корректировке мероприятий либо их замене по итогам года. Во-вторых, это даст возможность ответственному исполнителю государственной программы лучше оценивать работу соисполнителей и принимать соответствующие меры по итогам года. Для соисполнителей государственной программы, которые отвечают за реализацию мероприятий подпрограмм, это также создаст дополнительный стимул к более ответственному отношению и оперативной реализации мероприятий. Стоит отметить, что низкий уровень ответственности соисполнителей государственных программ довольно часто встречается в научных работах по теме оценки эффективности реализации государственных программ различного уровня [3. с. 12].

Для внедрения предлагаемого механизма в систему управления государственными программами Санкт-Петербурга необходимо внести изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 1039 в части закрепления понятия оперативного мониторинга и установления формы, периодичности и ответственных за его реализацию. Также необходимо внести изменение в распоряжение Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга от 28.03.2014 № 28-р «Об утверждении методических рекомендаций по формированию и реализации государственных программ Санкт-Петербурга», в части утверждения формы предоставления отчетности по оперативному мониторингу реализации мероприятий подпрограмм государственной программы.

Предлагаемые изменения позволят сократить временные издержки на корректировку процесса реализации мероприятий подпрограмм и повысить уровень ответственности всех исполнителей государственной программы, что положительно скажется на эффективности её реализации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации» от 25.12.2013 № 1039 (ред. от 09.08.2022). [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/822402754 (дата обращения: 01.06.2023).
  2. Мастеров А.И. Программно-целевое бюджетирование как эффективный инструментарий государственных программ // Финансовая жизнь. 2019. № 4. С. 85-88.
  3. Мхитарян Ю.И. Повышение эффективности реализации государственных программ Российской Федерации // Век качества. 2019. № 1. С. 8-18.
  4. Рыжов В.В. Повышение эффективности реализации государственных программ РФ, путем создания интерактивных порталов об их деятельности // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 11 (39). С. 360-365.
  5. Чумаченко П.А. Повышение эффективности реализации государственных программ при помощи введения механизма управления, базирующегося на решениях, принимаемых по результатам дополнительных оценок // Госрег: Государственное регулирование общественных отношений. 2019. № 3 (29). С. 13-15.
  6. Шалимов М.Б. Проблемы повышения эффективности государственных программ и национальных проектов на примере сферы здравоохранения // Управленческое консультирование. 2023. № 4 (172). С. 108-120.
  7. Администрация Губернатора Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru/ (дата обращения: 01.06.2023).
  8. Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. URL: https://cedipt.gov.spb.ru/ (дата обращения: 01.06.2023). 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Краюшкин Д.В. МЕХАНИЗМ МОНИТОРИНГА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 528 - 535. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8841 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8841



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.