'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 81

Просмотры  73 просмотров

Шарипова Э.Р., Мударисова А.Р., Григорьева М.С., Ячменева М.А.

  


СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ *

  


Аннотация:
данная научная статья посвящена исследованию судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних. Целью исследования является рассмотрение методов, проблем и перспектив в области судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних. В статье обсуждаются роль и значение судебно-психологической экспертизы в контексте судебной практики и выявляются особенности ее проведения для несовершеннолетних. Рассматриваются различные методы и инструменты, используемые в судебно-психологической экспертизе, а также обсуждаются этические и юридические аспекты этой процедуры. Статья также выявляет основные проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются специалисты при проведении судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних, включая ограничения существующих методов, учет возрастных особенностей и влияние культурных и социальных факторов   

Ключевые слова:
судебно-психологическая экспертиза, несовершеннолетние, психологические исследования, методы экспертизы, психологические аспекты, юридические аспекты, этические вопросы, возрастные особенности, перспективы развития, судебная практика, инструменты экспертизы   


­УДК 34

Шарипова Э.Р.

студентка 4 курса

Институт права

Уфимский университет науки и технологий

(г. Уфа, Россия)

 

Мударисова А.Р.

студентка 4 курса

Институт права

Уфимский университет науки и технологий

(г. Уфа, Россия)

 

Григорьева М.С.

студентка 4 курса
Институт права

Уфимский университет науки и технологий

(г. Уфа, Россия)

 

Научный руководитель:

Ячменева М.А.

ассистент кафедры криминалистики

Институт права

Уфимский университет науки и технологий

(г. Уфа, Россия)

 

СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

Аннотация: данная научная статья посвящена исследованию судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних. Целью исследования является рассмотрение методов, проблем и перспектив в области судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних. В статье обсуждаются роль и значение судебно-психологической экспертизы в контексте судебной практики и выявляются особенности ее проведения для несовершеннолетних. Рассматриваются различные методы и инструменты, используемые в судебно-психологической экспертизе, а также обсуждаются этические и юридические аспекты этой процедуры. Статья также выявляет основные проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются специалисты при проведении судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних, включая ограничения существующих методов, учет возрастных особенностей и влияние культурных и социальных факторов. 

 

Ключевые слова: судебно-психологическая экспертиза, несовершеннолетние, психологические исследования, методы экспертизы, психологические аспекты, юридические аспекты, этические вопросы, возрастные особенности, перспективы развития, судебная практика, инструменты экспертизы.

 

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних является важным инструментом в правовой системе, предназначенным для оценки психологического состояния и психического развития несовершеннолетних лиц в контексте судебных дел. Эта форма экспертизы играет решающую роль в принятии судебных решений, связанных с несовершеннолетними, такими как установление вины, определение наказания или разрешение семейных споров.

Целью данной научной статьи является рассмотрение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних, ее методов, проблем и перспектив. Мы сосредоточимся на анализе особенностей этой формы экспертизы, включая специфические методы и инструменты, используемые при оценке психологического состояния несовершеннолетних. Кроме того, мы рассмотрим этические и юридические аспекты судебно-психологической экспертизы, особенности учета возрастных особенностей и влияние культурных и социальных факторов.

Изучение этой темы имеет важное значение для понимания эффективности и надежности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних, а также для развития инновационных подходов к проведению экспертизы и решения возникающих проблем.

Судебно-психологическая экспертиза представляет собой специализированное психологическое исследование, проводимое с целью оценки психологического состояния, когнитивных способностей, поведения и психического развития лиц, являющихся объектами судебного рассмотрения. Эта форма экспертизы выполняется в соответствии с юридическими требованиями и стандартами и имеет важное значение для принятия судебных решений.

Судебно-психологическая экспертиза играет ключевую роль в судебной практике, особенно при рассмотрении дел, связанных с несовершеннолетними. Ее целью является предоставление объективной и надежной информации о психологическом состоянии и психическом развитии несовершеннолетних, которая может служить основой для принятия судебных решений.

Судебно-психологическая экспертиза может быть применена в различных ситуациях, таких как установление вины несовершеннолетних, определение их способности осознавать последствия своих действий, оценка их состояния для целей определения наказания, разрешение семейных споров, определение опекунства и многих других.

Результаты судебно-психологической экспертизы могут быть использованы в качестве доказательств и имеют вес при принятии решений судебными инстанциями. Они представляются в виде письменного заключения эксперта, которое содержит обоснованные выводы и рекомендации на основе проведенного психологического исследования.

Особенности проведения судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних связаны с их возрастными и психологическими особенностями. Вот несколько ключевых аспектов, которые следует учесть при проведении экспертизы несовершеннолетних:

Развитие и возрастные особенности. Несовершеннолетние находятся в процессе физического, психологического и социального развития, и их психологические характеристики могут значительно отличаться от взрослых. Эксперты должны учитывать эти возрастные особенности и применять методы и подходы, соответствующие развитию ребенка или подростка [3, с. 89].

Коммуникация и взаимодействие. Взаимодействие с несовершеннолетними требует особого подхода, учитывая их особенности коммуникации и понимания. Эксперты должны использовать доступный и понятный язык, учитывать когнитивные ограничения и использовать специализированные методы коммуникации, чтобы получить достоверные и полезные данные.

Эмоциональная и психологическая чувствительность. Несовершеннолетние могут быть более уязвимыми и чувствительными к стрессовым ситуациям и психологическим воздействиям. Эксперты должны проявлять особую эмоциональную поддержку и заботу, чтобы создать доверительную атмосферу и обеспечить комфорт и безопасность несовершеннолетнего во время экспертизы.

Социокультурный контекст. Культурные, социальные и семейные факторы могут сильно влиять на психологическое состояние и поведение несовершеннолетнего. При проведении экспертизы важно учитывать этот контекст и его влияние на развитие и функционирование ребенка.

Междисциплинарный подход. В случаях, когда судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетнего требует более широкого понимания его проблемы, может потребоваться сотрудничество с другими специалистами, такими как психиатры, педагоги, социальные работники и юристы [4, с. 44]. Междисциплинарный подход позволяет углубить понимание психологического состояния и контекста несовершеннолетнего, а также предоставить более полную и всестороннюю экспертную оценку.

Методы и инструменты, используемые в судебно-психологической экспертизе несовершеннолетних, направлены на получение объективной и надежной информации о их психологическом состоянии, развитии и функционировании. Вот несколько распространенных методов и инструментов, применяемых при проведении экспертизы: клинические интервью, наблюдение, психологические тесты и шкалы, психологические игры и задания, анализ документов, консультации с профессионалами, социальные анамнезы [2, с. 92].

Важно отметить, что выбор конкретных методов и инструментов зависит от целей и задач экспертизы, а также от возраста и развития несовершеннолетнего. Комбинация различных методов и инструментов позволяет получить более полную и объективную картину психологического состояния несовершеннолетнего и предоставить качественную экспертную оценку, которая может быть использована в судебной практике.

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних подразумевает соблюдение ряда этических и юридических аспектов, которые направлены на защиту прав и благополучия несовершеннолетнего.

Эксперты обязаны соблюдать конфиденциальность полученной информации о несовершеннолетнем и его семье. Данные, полученные в ходе экспертизы, должны быть использованы только в рамках судебного процесса и не должны раскрываться третьим лицам без согласия сторон или в случаях, предусмотренных законом.

Эксперты должны стремиться к достоверности и объективности в своей работе. Их заключения и выводы должны основываться на научных методах, эмпирических данных и профессиональном опыте. Личные предубеждения или внешние влияния не должны искажать результаты экспертизы.

Основная цель судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних - защитить их интересы. Эксперты должны учитывать детские права, благополучие и развитие несовершеннолетнего при формулировке своих заключений. Это включает учет его возраста, способностей и индивидуальных особенностей.

При проведении экспертизы несовершеннолетнего необходимо получить информированное согласие его родителей или законных представителей. Им должно быть предоставлено понятное объяснение целей, процедур и последствий экспертизы, а также их право на отзыв согласия.

Судебно-психологическая экспертиза должна быть проведена в соответствии с юридическими требованиями и нормами. Эксперты должны быть знакомы с законодательством, применимым к случаю, и обеспечивать соответствие своих действий и заключений требованиям правовой системы. Они должны учитывать судебные нормы и процедуры, предоставлять объективные данные и аргументы, подкрепленные научной основой [1, с.171].

В судебно-психологической экспертизе несовершеннолетних часто требуется участие нескольких специалистов различных областей, таких как психологи, педагоги, психиатры, социальные работники и юристы. Многосторонний подход позволяет получить всестороннюю оценку психологического состояния и потребностей несовершеннолетнего.

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних может столкнуться с рядом проблем и вызовов, которые заслуживают особого внимания. Некоторые из них включают:

Развитие и возрастные особенности. Несовершеннолетние находятся в процессе активного развития, и их психологические особенности могут быть сложными для оценки. Изменения в когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектах могут влиять на результаты экспертизы.

Ограниченная способность коммуникации. Несовершеннолетние могут иметь ограниченные навыки коммуникации и трудности в выражении своих мыслей и чувств. Это может усложнить сбор информации и понимание их психологического состояния.

Влияние внешних факторов. Судебно-психологическая экспертиза может проводиться в условиях, когда несовершеннолетний подвергается стрессу, воздействию среды или другим внешним факторам. Это может оказывать влияние на его поведение и психологическое состояние, что требует аккуратной интерпретации результатов экспертизы.

Непоследовательность между различными экспертами. Различные эксперты могут прийти к разным заключениям при оценке одного и того же несовершеннолетнего. Это может быть связано с разными методами, подходами или толкованиями данных, что может создавать сложности при принятии судебных решений.

Этические и юридические вопросы. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних требует соблюдения строгих этических и юридических норм. Ответственность эксперта заключается в защите прав и благополучия несовершеннолетнего, а также в соблюдении конфиденциальности и объективности [5, с. 217].

Недостаток специалистов и ресурсов. Некоторые регионы могут столкнуться с ограничениями в доступе к опытным судебно-психологическим экспертам, что может создавать проблемы в проведении качественных и своевременных экспертиз. Ограниченные ресурсы, как финансовые, так и человеческие, могут ограничивать возможности проведения полноценных и всесторонних экспертиз.

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних имеет значительный потенциал для развития в будущем. Несмотря на некоторые проблемы и вызовы, существуют перспективы, которые могут способствовать улучшению этой области. Некоторые из них включают: развитие методологии, технологический прогресс, междисциплинарное сотрудничество, обучение и повышение квалификации, защита прав несовершеннолетних, исследования и академический обмен, сознательность и осведомленность общества.

Перспективы развития судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних связаны с постоянным стремлением к улучшению процесса, методологии и этических стандартов. Использование новых технологий, сотрудничество междисциплинарных команд, обучение и академический обмен, а также защита прав несовершеннолетних и общественное осведомление играют важную роль в достижении этой цели. Развитие судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних позволит эффективно поддерживать справедливость, защищать интересы несовершеннолетних и создавать лучшие условия для их благополучия и развития.

В заключение, судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних является важным инструментом в судебной практике, направленным на оценку психологического состояния и способностей несовершеннолетних, а также на определение их правовой ответственности. Эта область имеет свои особенности, методологию и этические стандарты, которые требуют внимания и постоянного развития.

Были рассмотрены различные аспекты судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних, включая методологические подходы, особенности проведения экспертизы, использование методов и инструментов, этические и юридические аспекты, а также проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются эксперты.

Важно отметить, что судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних имеет свои перспективы развития. Продвижение и совершенствование методологии, использование современных технологий, междисциплинарное сотрудничество, обучение и повышение квалификации экспертов, защита прав детей и общественное осведомление - все эти факторы способствуют улучшению качества и эффективности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Клименко, Т. В.  Судебная психиатрия : учебник для вузов / Т. В. Клименко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 410 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16113-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530447 (дата обращения: 09.06.2023).
  2. Криминалистическая методика для дознавателей : учебник для вузов / А. Г. Филиппов [и др.] ; под общей редакцией А. Г. Филиппова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 414 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02369-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511238 (дата обращения: 09.06.2023).
  3. Макаренко, И. А.  Общетеоретические основы расследования преступлений несовершеннолетних : учебник и практикум для вузов / И. А. Макаренко, Р. И. Зайнуллин, А. Ф. Халиуллина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 205 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03136-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514592 (дата обращения: 09.06.2023).
  4. Сафуанов, Ф. С.  Судебно-психологическая экспертиза : учебник для вузов / Ф. С. Сафуанов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 379 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14487-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511146 (дата обращения: 09.06.2023).
  5. Сорокотягин, И. Н.  Юридическая психология : учебник и практикум для вузов / И. Н. Сорокотягин, Д. А. Сорокотягина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 360 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05389-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510629 (дата обращения: 09.06.2023).
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Шарипова Э.Р., Мударисова А.Р., Григорьева М.С., Ячменева М.А. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 518 - 527. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8840 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8840



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.