'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 80

Просмотры  194 просмотров

Шамсутдинов Р.А.

  


КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ. ЖЕНСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ИНДИКАТОР НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ОБЩЕСТВА *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются понятие и особенности женской преступности, предпосылки выделения женской преступности в самостоятельную категорию в виде биосоциальных особенностей. Определена значимость женской преступности как самостоятельной категории, для практики расследования преступлений, совершенных женщинами и для предупреждения данных преступлений   

Ключевые слова:
преступность, женская преступность, динамика женской преступности, показатели женской преступности, криминогенная активность   


УДК 34

Шамсутдинов Р.А.

магистрант кафедры

уголовного права и криминологии

Байкальский государственный университет,

(г. Иркутск, Россия)

 

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ.

ЖЕНСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ИНДИКАТОР НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ОБЩЕСТВА

 

Аннотация: в статье рассматриваются понятие и особенности женской преступности, предпосылки выделения женской преступности в самостоятельную категорию в виде биосоциальных особенностей. Определена значимость женской преступности как самостоятельной категории, для практики расследования преступлений, совершенных женщинами и для предупреждения данных преступлений.

 

Ключевые слова: преступность, женская преступность, динамика женской преступности, показатели женской преступности, криминогенная активность.

 

Преступность как криминологическая категория, является антиобщественной категорией, обладающей высокой степенью общественной опасности, результатом которой является причинение вреда охраняемым общественным отношениям. Женская преступность, являясь самостоятельным видом преступности, обладает всеми негативными чертами последней, но вместе с тем, характеризуется специфическими особенностями, свойственными именно для данного вида преступности в виде дополнительных антисоциальных последствий [1, с. 282].

В связи с тем, что женская преступность традиционно имеет малый удельный вес в общей структуре преступности, она долгое время не выделялась в самостоятельный объект криминологического исследования. Это происходило так же потому, что считалось, что женская преступность, как и ее последствия, имеют небольшую степень общественной опасности, не имела ярко выраженного воздействия на общее состояние преступности, криминогенную обстановку и общесоциальную сферу.

Такое отношение к женской преступности в целом негативно влияло как на выделение детерминант данного вида преступности, так и на формирование мер ее предупреждения. Следует признать справедливой точку зрения Ю. А. Комова, который утверждал, что игнорирование такого фактора как пол в результате привело к тому, что преступное поведение мужского типа было воспринято как стереотип, и были проигнорированы биосоциальные свойства женской преступности. В результате снижалось не только качество расследования преступлений, совершенных женщинами, но и снижалось превентивное воздействие на данный вид преступности [2, с. 72].

Современный этап развития криминологии характеризуется не только выделением женской преступности как преступности отдельной категории, но и необходимости направленного воздействия на данный вид преступности, как обладающий определенными особенностями. Кроме того, установлено, что детерминируется данный вид преступности негативными тенденциями, происходящими в обществе [3, с. 4]. Как отмечают исследователи, «с изменением социальных условий и образа жизни женщины, ее социальных ролей изменяются характер и способы ее преступного поведения» [4, с. 559]. Если рассматривать женскую преступность в целом как негативное явление, корни которого погружены в социальные и личные проблемы, то можно характеризовать данное явление как реакцию женщины на изменения, имеющие негативную окраску, происходящие в ее жизни.

Следует отметить, что в целом понятие женской преступности не имеет существенных отличий от понятия преступности в целом. Это совокупность индивидуальных преступных деяний, имеющих негативную социальную направленность, обладающих количественными и качественными показателями и признаками устойчивости на определенной территории или местности за определенный временной период.

В.А. Серебрякова и В.Н. Зырянов под женской преступностью понимает исключительно совокупность преступлений, совершаемых лицами женского пола старше 18 лет, и рассматривает ее как элемент общей преступности, находящийся в диалектической взаимосвязи с другими ее элементами в виде преступности мужчин и несовершеннолетних. При этом исследователь отмечает не только взаимосвязь данных элементов, но и взаимозависимость, а также влияние, которое женская преступность оказывает на другие элементы [5, с. 9]. Взаимозависимость женской и иных видов преступности отмечают и другие исследователи [6, с. 113].

С точки зрения криминологического подхода, женская преступность представляет собой один из элементов структуры общей преступности, особенности выделения которого построены на таком признаке как пол лица, совершившего преступление и обладает определенными особенностями, которые становятся основанием выделения женской преступности в отдельный, самостоятельный вид преступности.

Изучение различных работ по криминологии позволили сделать вывод о том, что многие авторы определяют специфику женской преступности на основании той роли, которую женщина играет в обществе.

Совершение ею преступления приводит не только к общеизвестным преступным последствиям (причинению вреда в результате совершения преступления), но и обусловлена тем влиянием, которое женщина в силу своей социальной роли играет в семье и обществе – возникающим проблемам воспитания, так как именно мать в воспитании ребенка играет решающую роль. Иными словами, негативное воздействие женщины как семейного примера для подражания, способствует трансляции преступного образа жизни на подрастающее поколение [7, с. 23]. В связи с этим, некоторые исследователи называют женскую преступностью «индикатором нравственного здоровья общества», а также подчеркивают непосредственную связь женской преступности и преступности несовершеннолетних [8, с. 76].

Д. Н. Садчикова и Ю. Ю. Райнова утверждают, что «при изменении условий социума, образа жизни, а также социальной роли женщины в обществе меняется признаки и характер её поведения» [9, с. 423].

Н. А. Вакуленко отмечает, что «сегодня женщины более активно проявляют себя в любых сферах общественной жизни, выполняя не только роли матери и хозяйки дома. Кроме того, факторами, детерминирующими совершение преступлений женщинами, можно называть ослабление роли и значимости семьи в социуме, конфликты и враждебность между людьми, их излишнюю агрессивность, враждебность, а также негативные фоновые явления, например, алкоголизм, наркоманию, бродяжничество, проституцию»[10, с. 58].

Женскую преступность по своим количественным характеристикам можно обозначить как относительно массовое явление. Массовость объясняется тем, что женская преступность имеет определенное число преступных деяний, совершаемых женщинами, они носят не единичный характер. При этом, определенное количество преступлений совершается на определенной территории в течение определенного периода времени. Относительная массовость определяется тем, что не все совершеннолетние женщины, проживающие в границах конкретной территории в течение определенного периода времени совершают преступления, а только некоторые их них.

По данным Информационного центра МВД России, состояние женской преступности за последние пять лет характеризуется следующими данными. В 2017 г. было зарегистрировано 146 916 преступлений, совершенных женщинами, что на 1,8% меньше, чем было зарегистрировано в 2016 г. В 2018 году органами правопорядка было выявлено 145486 женщин, совершивших различные преступления, что на 1,0% меньше, чем данные 2017 года; удельный вес женщин в общем числе лиц, совершивших преступления в 2019 году составил 16,1%, В 2019 году число выявленных женщин-преступниц составило 142505, что на 2,0% меньше, чем в предыдущем году, удельный вес женщин, совершивших преступления составил 16,1%. В 2020 году правоохранительными органами было выявлено и привлечено к уголовной ответственности 136318 женщин, совершивших преступления, что на 4,3%, чем по данным 2019 года; удельный вес женщин в числе лиц, совершивших противоправные деяния, составил 16,0%. В 2021 году было выявлено 137724, что на 1,0% больше, чем в предыдущем году, соответственно, удельный вес увеличился до 16,2%. За период 2022 года, было выявлено 133507 лиц женского пола, совершивших преступления, что на 3,1% меньше, чем за аналогичный период 2021 года, удельный вес женщин в общей преступности составил 16,5% [11].

Анализ статистических данных позволил сделать ряд выводов.

Во-первых, можно сделать вывод об устойчивости женской преступности – при незначительном снижении или повышении количества женщин, попавших в поле зрения правоохранительных органов, удельный вес женской преступности держится в границах 16,0-16,3% и показывает тенденцию к повышению, что в свою очередь приводит ко второму выводу.

Во-вторых, можно говорить об устойчивом характере причин и условий, способствующих совершению преступлений женщинами.

В-третьих, можно говорить о том, что действующая уголовная политика, а также криминологические меры предупреждения женской преступности, не способны кардинально изменить количественное состояние женской преступности, так как не затрагивают ее глубинного причинного комплекса, что в свою очередь предполагает необходимость следующего вывода.

В-четвертых, в качестве мер противодействия и искоренения женской преступности необходим новый подход, который бы учитывал не только гендерные особенности женской преступности, но и социальную роль женщины в обществе, степень ее влияния на социальные и экономические процессы.

Опираясь на традиционное определение преступности, частным случаем которой является женская преступность, следует дать следующее определение женской преступности – это исторически изменчивое, социально и политически обусловленное явление негативного характера, представляющее собой совокупность преступлений, совершенных совершеннолетними лицами женского пола на конкретно взятой территории в течение определенного периода времени, взаимосвязанная с другими видами преступности и имеющая на них определенное влияние в силу специфических особенностей женской преступности. Женская преступность как вид преступности и объект криминологического изучения обладает определенной спецификой, связанной с социальной ролью женщины в обществе, обусловленные психофизиологическими особенностями, образом жизни и местом в системе ценностей общества.

Обобщая исследования, изучающие особенности женской преступности, следует выделить следующие особенности и тенденции женской преступности в современный период:

  • особенности психики и физиологии;
  • погруженность женщины в социальные сферы и институт семьи, что предполагает ее усиленное влияние в рамках данных институтов, а также наиболее частой (вероятной) зоной конфликтов, детерминирующих женщину на совершение преступлений;
  • расширение структуры женской преступности за счет такой тенденции как феминизации и расширение роли женщины в обществе, распространение ее влияние на традиционно «мужские» сферы.

Изучение состояния женской преступности за последние пять лет показало, что при общем снижении числа преступлений, совершенных женщинами, удельный вес преступлений, ими совершаемых незначительно повышается, что может свидетельствовать о глубинных процессах, лежащих в основе причин женской преступности, срастание их с социальной роль женщины и малой эффективности мер предупреждения и пресечения данного вида преступности, применяемых в настоящее время.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Мичунова Н.С., Кунц Е.В. Криминологическая характеристика женской преступности // Наука XXI века: проблемы, поиски, решения: Материалы XL научно-практической конференции, посвященной 40-летию Челябинского государственного университета и 20-летиюМиасского филиала ЧелГ / под ред. А. Г. Бент. – Челябинск: ФГБОУВО «Челябинский государственный университет», Миасский филиал, 2016. – С. 282-285.
  2. Ашин А.А., Симагина Н.А. Современное состояние женской преступности в России // Вестник Владимирского юридического института. – 2015. – № 4 (37). – С. 72-75.
  3. Пархоменко С.В., Синьков Д.В. Развитие знаний о женской преступности и ее современное состояние в России // – 2016. – Т. 7. – № 5. – С. 14.
  4. Бартасюк А.А. Проблемы структуры и динамики женской преступности // Ученые заметки ТОГУ. – 2013. – № 4. –С. 558-563.
  5. Серебрякова В.А., Зырянов В.Н. Корыстные преступления, совершаемые женщинами. – Москва, 1990. – 79 с.
  6. Федотова Е.Н. Криминологическая характеристика современной женской преступности в России / Е.Н. Федотова // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. – 2021. – Т. 37. – № 1. – С. 112-116.
  7. Роль социальных институтов в регулировании женской преступности / А. М. Терехов, А. А. Виноградова, Д. А. Невская и др. //Социальное пространство. – 2021. – Т. 7. – № 3. – С. 23.
  8. Селихова О.Г. Криминологическая характеристика женской преступности // Криминологический журнал. – 2020. – № 4. – С. 75-78.
  9. Садчикова Д.Н., Райкова Ю.Ю.Женская преступность как негативное социальное явление, и её основные причины // Юго-Западный юридический форум: сборник научных трудов Юго-Западного юридического форума, посвященного 30-летию юридического факультета Юго-Западного государственного университета. Юго-Западный государственный университет. – Курск, 2021. – С. 424-428.
  10. Вакуленко Н.А. Актуальные статистико-криминологические параметры женской преступности современности // Юристъ-Правоведъ. – 2021. – № 2 (97). – С. 57-62.
  11. Состояние преступности в России: актуальные и архивные данные // Сайт МВД России – URL : https://мвд.рф/dejatelnost/statistics/ (дата обращения: 02.06.2023). 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Шамсутдинов Р.А. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ. ЖЕНСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ИНДИКАТОР НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ОБЩЕСТВА // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 510 - 517. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8839 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8839



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.