'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 79

Просмотры  91 просмотров

Чарашол Н.В., Чеботарева И.А.

  


ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена анализу практики применения некоторых видов государственных информационных систем. В статье рассматривается назначение и рассмотрены функциональные возможности указанных систем   

Ключевые слова:
государственная информационная система, Единый портал Государственных услуг, ГАС «Выборы», ГАС «Правосудие», Система маркировки товаров, АСК НДС   


УДК 34

Чарашол Н.В.

студент

ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»

(г. Абакан, Россия)

 

Научный руководитель:
Чеботарева И.А.

кандидат юридических наук,

доцент кафедры гражданско-правовых и уголовно-правовых дисциплин

ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»

(г. Абакан, Россия)

 

ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

 

Аннотация: данная статья посвящена анализу практики применения некоторых видов государственных информационных систем. В статье рассматривается назначение и рассмотрены функциональные возможности указанных систем.

 

Ключевые слова: государственная информационная система, Единый портал Государственных услуг, ГАС «Выборы», ГАС «Правосудие», Система маркировки товаров, АСК НДС.

 

Информация размещенная в ГИС имеет статус официальной, а государство возлагает на себя ответственность за достоверность и актуальную значимость информации [1, с.66].

В рамках данной статьи необходимо рассмотреть актуальные на данный момент информационные системы, предоставляющие государственные услуги в России:

1) ИС Единый портал Государственных услуг. Интернет-портал госуслуг обеспечивает доступ физических и юридических лиц к пользованию государственными и муниципальными услугами РФ. Информационная сеть практически не имеет аналогов в мире. Портал позволяет упростить процесс получения таких услуг, как оплата госпошлин, ЖКХ, запись на приём к врачу, оформление загранпаспорта.

2) «Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (ГАС «Выборы») — государственная информационная система, предназначенная для автоматизации избирательных действий. Включает в себя несколько частей, в том числе систему «Регистр избирателей, участников референдума».

Стоит сказать, что на данный момент ГАС «Выборы» решает следующие задачи: информационное обеспечение проведения выборов и референдумов; планирование подготовки выборов; учет избирателей; учет сведений о кандидатах, принимающих участие в выборах; проведение голосования; подсчет голосов; статистическая обработка.

3) ГИС «Правосудие». Государственная информационная система, используемая в судебном делопроизводстве.

Функции ГАС «Правосудие» реализуются некоторыми средствами технического характера, а также комплексами средств автоматизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, комплектами программнотехнических средств межрегиональных центров поддержки системы. ГАС «Правосудие» считается самой крупной государственной информационной системой, обслуживающей вплоть до 140000 пользователей.

Заметим, что данная система входит в пятерку крупнейших государственных автоматизированных систем и является заказной российской разработкой [2].

Кроме того, для реализации прикладных информационных систем привлекались только российские разработчики, что особенно важно в рамках реализации концепции импортозамещения в сфере информационных технологий. Для обеспечения информационной безопасности используются только российские решения. Таким образом, система дает возможность всем пользователям сети Интернет получать сведения о делах и принятых решениях с помощью удобных поисковых механизмов.

Для улучшения взаимодействия важно обеспечить интеграцию с порталом госуслуг, а также устранить все ограничения системы с целью повышения скорости ведения и рассмотрения дел. Отметим, что ведется работа в указанном направлении. Кроме того, важным является создание российского аппаратного и программного обеспечения для осуществления работы всей системы в целом.

4) Система маркировки и прослеживаемости товаров в России. Это совокупность нескольких государственных информационных систем, занимающихся товарооборотом: ЕГАИС-маркировки, ЕГАИС Алкоголь, ЕГАИС Лес, ЕГАИС Обувь, «Чистый знак» [3, с.44].

В России с 2019 г.[4] поэтапно вводится обязательная маркировка отдельных групп товаров средствами идентификации. Значимость нанесения маркировки на продукцию сегодня бесспорна, причем список товаров, подлежащих обязательной маркировке, постоянно увеличивается [5, с.320].

Исследования российского рынка выявляют стабильно высокую долю контрафактной продукции почти в каждой группе продовольственных и непродовольственных товаров. Маркировка дает возможность отследить весь путь товара начиная от его выпуска производителем или ввоза импортером и заканчивая продажей конечному потребителю.

5) АСК НДС. Автоматизированная система контроля за НДС является очень крупной государственной информационной системой, используемой ФНС России для контроля за налогом на добавочную стоимость.

Внедрение данного инструмента позволило сделать налог на добавленную стоимость, а особенно механизм его возмещения более прозрачным и предотвратить использование схем незаконного получения денежных средств из бюджета.

АСК НДС представляет собой систему управления рисками, позволяющую контрольным органам в автоматизированном режиме и режиме онлайн распределить налогоплательщиков на три группы: низкий риск (упрощенный контроль), средний риск (обычный контроль), высокий риск (усиленный контроль).

Автоматизация отдельных бизнес-процессов государственного управления привела к появлению большого количества информационных систем и сервисом. К сожалению, необходимо констатировать, что в рамках одного ведомства разрабатываются и внедряются в эксплуатацию часто технологически разные системы, что справедливо приводит к недовольству пользователей.

Так, например, образовательные организации высшего образования в части основной деятельности ведут соответствующие сегменты:

- федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (ФИС ГИА и приема) [6];

- федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (ФИС ФРДО) [7];

- государственной информационной системы «Современная цифровая образовательная среда» (ГИС СЦОС) [8];

- федеральной информационной системы государственной научной аттестации (ФИС ГНА) [9];

- единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР) [10].

Приведен лишь перечень государственных информационных систем (операторами являются Минобрнауки России и Рособрнадзор) по основной деятельности вузов, без рассмотрения иных направлений.

К тому же только Минобрнауки России использует еще 9 своих ведомственных информационных систем. В перечне информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении Минобрнауки России, который представлен на официальном сайте, содержится 111 позиций.

Представляется интересным комплексное исследование Счетной палаты Российской Федерации, объектом которого стали 67 федеральных органов власти и органов управления государственными внебюджетными фондами и соответственно 1147 информационных систем (в том числе 630 государственных информационных систем).

Даже посмотрев на среднее количество информационных систем в одном органе власти, можно отметить важнейшую проблему оптимизации работы с данными. На сегодняшний день все более четко прослеживается тренд на объединение различных баз данных, регистров, реестров, межведомственное информационное взаимодействие, определение «единой точки» ввода данных [11, с.412].

Тем не менее, это не означают, что перестают появляться новые информационные системы. Так, Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2022 № 854 «О государственном информационном ресурсе, содержащем сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета» [12] в целях повышения эффективности деятельности по ведению воинского учета Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной налоговой службе при участии Министерства обороны Российской Федерации до 1 апреля 2024 г. необходимо обеспечить формирование государственного информационного ресурса, содержащего сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета.

Необходимо отметить задачу по дальнейшему совершенствованию правового регулирования функционирования государственных информационных систем.

Таким образом, огромное количество информационных систем, баз данных, регистров, реестров, цифровых сервисов, в том числе государственных информационных систем, создает значительные барьеры на пути действенной цифровой трансформации государственного управления, требует существенных финансовых затрат и иных ресурсов. Трендом сегодняшнего дня является замена «лоскутной автоматизации» централизованным платформенным решением, обеспечивающим безопасность, стабильность, удобство, принятие обоснованных управленческих решений на основе корректных данных. Необходима соответствующая инвентаризация информационных систем, вывод из эксплуатации части из них; разработка единой стратегии развития государственных информационных систем.

В части правового обеспечения функционирования государственных информационных систем представляется важным в верхнеуровневых нормативных актах закрепить соответствующий понятийный аппарат, критерии отнесения информационных систем к государственным, единые требования к описанию состава и структуры данных, доступность всех государственных информационных ресурсов любому государственному органу (действенное межведомственное информационное взаимодействие).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Крамаренко Т. А. Методики и модели проектирования и разработки информационных систем : монография / Т. А. Крамаренко, Т. В. Лукьяненко. - Краснодар : КубГАУ, 2018. - 175 с.
  2. ГАС Правосудие [Электронный ресурс] // TAdviser – портал выбора технологий и поставщиков. – Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/Продукт:ГАС_Правосудие.
  3. Андреева Л.В. Системы обязательной маркировки и прослежиаемости товаров: понятие, виды, цифровая трансформация / Л.В. Андреева, В.К. Быковский // Предпринимательское право. - 2022. - №1. - С. 41–51.
  4. Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров: Постановление Правительства РФ от 05.07.2019 №860 (ред. от 19.10.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2019. - № 28. - ст. 3784.
  5. Кичигина И.М., Гуддасаров Р.Р., Мунгалова Д.В. Система прослеживаемости товаров в России // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. - 2022. - № 19. - С. 318-326.
  6. О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования: Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2021 г. № 2085 // Документ не вступил в силу
  7. О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»: Постановление Правительства РФ от 31 мая 2021 г. № 825 (ред. от 24.11.2022) // Собрание законодательства РФ. - - № 23. - ст. 4069.
  8. О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда»: Постановление Правительства РФ от 16.11.2020 г. № 1836 // Доступ из СПС Консультант Плюс.
  9. О федеральной информационной системе государственной научной аттестации: Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1035; (ред. от 01.10.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 48. - ст. 6251.
  10. О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения: Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. № 327 (ред. от 28.09.2022) // Собрание законодательства РФ. - - № 16. - ст. 1956.
  11. Кузнецов А.К. О правовом регулировании новых цифровых технологий // Правовые и нравственные аспекты функционирования гражданского общества. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора В.П. Малкова. В 2-х частях. - 2020. - С. 411–418.
  12. О государственном информационном ресурсе, содержащем сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета: Указ Президента РФ от 25.11.2022 г. № 854 // СПС Гарант.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Чарашол Н.В., Чеботарева И.А. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 502 - 509. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8838 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8838



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.