'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 78

Просмотры  93 просмотров

Целовальникова Ю.Н.

  


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБВИНЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ *

  


Аннотация:
в работе анализируется зарубежное законодательство в области правового положения и полномочий органов прокуратуры. Рассмотрены примеры построения органов прокуратуры в рамках континентальной и англо-американской моделей. Отдельно выделено законодательство Германии, Франции, Австрии, США. В заключении исследования делаются выводы о необходимости имплементации отдельных положений в российскую правовую систему   

Ключевые слова:
органы прокуратуры, континентальная модель, англо-американская модель, правовое регулирование, полномочия, государственное обвинение   


УДК 343.1

Целовальникова Ю.Н.

магистрант

Саратовский национальный исследовательский

государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

(г. Саратов, Россия)

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБВИНЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

Аннотация: в работе анализируется зарубежное законодательство в области правового положения и полномочий органов прокуратуры. Рассмотрены примеры построения органов прокуратуры в рамках континентальной и англо-американской моделей. Отдельно выделено законодательство Германии, Франции, Австрии, США. В заключении исследования делаются выводы о необходимости имплементации отдельных положений в российскую правовую систему.

 

Ключевые слова: органы прокуратуры, континентальная модель, англо-американская модель, правовое регулирование, полномочия, государственное обвинение.

 

В зарубежных странах органы прокуратуры в большинстве своем выступают гарантом обеспечения прав человека и гражданина путем осуществления функции государственного обвинения. Ученые выделяют континентальную и англо-американскую модели прокуратуры. К континентальной относятся все страны Европы, Латинской Америки и некоторые страны Азии. К англо-американской модели относятся Великобритания, США, Канада, Австралия и др. В зависимости от способа формирования органов прокуратуры в зарубежных странах, существуют:

«- прокуратуры, которые сформированы в качестве отдельной системы (Китай, Вьетнам, Куба);

- прокуратуры, включенные в состав судейского корпуса (Испания, Болгария, Латвия);

- прокуратуры, входящие в состав Министерства юстиции (Франция, Израиль и др.);

- прокуратуры, не являющиеся специализированным органом» [3, с. 58].

К примеру, В Дании, Мексике, Швеции, Норвегии прокуратура является органом исполнительной власти, в свою очередь во Франции, Германии, Бельгии прокуратура занимает промежуточное место между исполнительной и судебной властью, она подчинена Министерству юстиции, но прокуроры входят в состав судейского корпуса или состоят при судах, а в Болгарии, Испании прокуратура отнесена к судебной власти [4, с. 157]. Анализируя международный опыт можно отметить, что органам прокуратуры относят довольно ограниченную сферу компетенции – уголовно-правовую.

В соответствии с положениями п. п. 1, 2, 3, 16 и 21 Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 6 октября 2000 г. № R (2000) 19 «Комитет министров – государствам-членам о роли прокуратуры в системе уголовного правосудия», «прокурор во всех системах уголовного правосудия и в любых случаях должен быть наделен безусловным правом и иметь реальную возможность осуществлять уголовное преследование, вести и направлять расследование, осуществлять надзор за его законностью и выполнять иные связанные с этой деятельностью функции, а государство должно принимать все меры, в том числе и законодательные, для обеспечения надлежащего исполнения прокурором своих профессиональных обязанностей» [1].

Так, в одних государствах-членах Совета Европы прокуратура является органом, осуществляющим уголовное преследование и контрольные (надзорные) функции, связанные с проведением уголовного преследования. К этим странам относятся Албания, Андорра, Германия, Греция, Голландия, Испания, Италия, Кипр, Македония, Португалия, Швеция и другие, причем в Италии и Кипре органы прокуратуры в досудебном производстве занимаются исключительно уголовным преследованием.

В других государствах органы прокуратуры, кроме уголовного преследования, осуществляют широкий круг иных функций. К примеру, во Франции, в Андорре, Венгрии, Португалии, Испании, Словении прокуратура является не только органом уголовного преследования, но и органом, осуществляющим функции за рамками уголовного судопроизводства.

К числу таких функций следует отнести:

  • надзор за исполнением законов вне рамок уголовного преследования; надзор за оперативно-розыскной деятельностью (например, в Азербайджане, России);
  • координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Уголовно-процессуальное законодательство Австрии, Армении, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Греции, Дании, Латвии, Литвы, Люксембурга, Молдовы, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Сербии, Словакии, Словении, Турции, Финляндии, Хорватии, Черногории, Чехии, Швейцарии, Швеции и Эстонии также наделяет прокурора правом осуществлять надзор за предварительным расследованием.

Во всех вышеуказанных странах органы прокуратуры играют важнейшую роль в борьбе с преступлениями и другими правонарушениями. Благодаря своей централизованной системе и компактности они осуществляют также различные другие задачи, определяемые правовой политикой государства, и являются надежной опорой исполнительной власти страны.

К примеру, особенность правового регулирования организации и деятельности органов прокуратуры в ФРГ состоит в том, что в этой стране не был принят федеральный базовый закон о прокуратуре, который комплексно регулировал бы ее деятельность, в связи с чем ее деятельность регулируется многочисленными нормативно-правовыми актами [5, с. 48]. Во Франции под руководством прокурора Республики осуществляет деятельность судебная полиция, состоящая из полицейских и жандармов [4, с. 158-165].

В Австрии прокуратура относится к органам исполнительной власти, между тем ее деятельность более связана с судебной властью. В законе о прокуратуре Австрии прокуратура рассматривается как орган правоприменения. На должность прокурора исполняет назначение министр юстиции. Прокурор имеет возможность, как и каждый иной госслужащий, отклонить не столько распоряжение, противоречащее закону, но и указание, которое вследствие убежденности прокурора не может быть представлено в суде. Органы прокуратуры в Австрии не имеют надзорных функций. Прокурор правомочен улаживать возникший прецедент о возбуждении преследования, предоставлении обвинения либо прекращении дела [2, с. 37-44].

В США отсутствует как таковой орган под названием «прокуратура», однако, существует орган со схожими в общем понимание полномочиями, который именуется атторнейской службой. Функция государственного обвинения возложена на указанный орган, что не имеет аналогов в других странах [6, с. 81-83]. Атторнейская служба имеет полномочия по возбуждению уголовного дела, расследованию нарушений норм закона, привлечению к уголовной ответственности и представлению обвинения в суде. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что атторнейская служба, выступая органом прокуратуры в США, обладает рядом полномочий, которые отсутствуют у прокуратуры в Российской Федерации, например, полномочия по возбуждению уголовного дела.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что правовое положение и полномочия органов прокуратуры в зарубежных странах значительно отличается. Вместе с тем, уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации должно воспринимать лучший опыт организации и процессуального обеспечения реализации уголовного преследования зарубежных западных государств мирового сообщества. Вопрос выяснения места прокуратуры в системе государственного аппарата следует решать не только более детальным нормативным определением статуса прокуратуры в целом, но и с учетом изменений статуса прокуроров, их полномочий, порядка подготовки кадров для органов прокуратуры, а также четкого очерчивания основных направлений ее деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Рекомендация № R (2000) 19 Комитета министров Совета Европы «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия» (Вместе с «Пояснительной запиской», «Комментариями...») (Принята 06.10.2000 на 724-ом заседании представителей министров) // Совет Европы и Россия. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 2004. С. 746 - 779.
  2. Бирюков П.Н. Прокуратура австрийской Республики // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2011. № 4. С. 37-44.
  3. Какителашвили М.М. Организация и деятельность прокуратур зарубежных стран / М.М. Какителашвили, Г.Л. Куликова; Университет прокуратуры РФ. М.: Белый Ветер, 2020. 176 с.
  4. Правосудие во Франции: учебное пособие / С.В. Боботов М.: ЕАВ, 1994. 198 с.
  5. Прокуратуры стран мира: справочник / В.Н. Додонов. М.: Юрлитинформ, 2006. 313 с.
  6. Трофимова С.А. Особенности системы органов прокуратуры в зарубежных странах / С.А. Трофимова // Материалы Всероссийских (национальных) научно-практических конференций. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2022. С. 81-83. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Целовальникова Ю.Н. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБВИНЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 496 - 501. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8837 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8837



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.