'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 77

Просмотры  319 просмотров

Хегай В.Р.

  


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается общая характеристика системы здравоохранения. Для полноценного исследования автором проанализированы понятие «здравоохранения», «система» и на основании этого сформулированы выводы о понятии «система здравоохранения». Также автором рассмотрена структура данной системы, принципы ее построения и управления   

Ключевые слова:
здравоохранение, система здравоохранения, государственное управление, принципы управления, механизмы   


УДК 614.2

Хегай В.Р.
студент кафедры гражданско-правовых дисциплин

Институт права
Владивостокский государственный университет
(г. Владивосток, Россия)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ

 

Аннотация: в данной статье рассматривается общая характеристика системы здравоохранения. Для полноценного исследования автором проанализированы понятие «здравоохранения», «система» и на основании этого сформулированы выводы о понятии «система здравоохранения». Также автором рассмотрена структура данной системы, принципы ее построения и управления.

 

Ключевые слова: здравоохранение, система здравоохранения, государственное управление, принципы управления, механизмы.

 

Государственное управление любой сферой общества является системным процессом и основывается на определённых принципах, в основу которых положен правовой механизм управления.

Исследование системы здравоохранения не может быть полным без исследования терминологии.

В первую очередь необходимо рассмотреть понятие системы. Совокупность определенных элементов, которые имеет между собой устойчивую связь называют системой Р. Акофф и Ф. Эмери. При этом связь может быть не только прямой, но и косвенной или независимы друг от друга в рамках разных подструктур [1, с. 102].

Элементы, которые не только взаимосвязаны между собой, но и имеют определенные признаки и выступающие в виде множества называет системой Т.А. Ильина. При этом указанные взаимосвязанные элементы также имеют одну общую цель, в рамках которой они реализуют свои функции. Основным признаком является централизованное управление данными элементами [2, с. 16].

Нельзя не отметить то, что само по себе понятие системы не формально, а абстрактно. Но для нее характерны свойства элементов, совокупность их признаков. Обязательными признаками всех элементов системы является их взаимосвязь, пусть не со всеми элементами, возможно только с определенным набором, а также взаимообусловленность.

Рассматривая понятие «здравоохранения», необходимо в первую очередь, отметит то, что законодательной дефиниции данный термин не содержит, что является достаточно важным пробелом в нормативно-правовой базе регулирования рассматриваемой сферы.

Легальная дефиниция «здравоохранение» отсутствует и в Плане национального проекта «Здравоохранение» [3] и в Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период 2025 года [4], что, на наш взгляд, представляется существенным недостатком современного законодательства о здравоохранении.

Рассмотрим различные подходы к трактовке термина здравоохранения. В первую очередь многие авторы относят здравоохранение к основной функции государства, целью которой является обеспечение и охрана здоровья граждан. Институтом реализации государственных гарантий в области охраны здоровья с системной формой устройства считает здравоохранение А.В. Тихомиров [5]. законодательно понятие рассматриваемого термина не закреплено, но если обратиться к Конституции РФ, то можно отметить то, что обеспечение медицинской помощью входит в обязанности государственных органов различных уровней (ст. 41 Конституции РФ) [6].

Следовательно, система здравоохранения – универсальная система, затрагивающая интересы всех граждан, влияющая на все общество.

Если обратиться к современной науке менеджмента, то можно сделать вывод о том, что система здравоохранения рассматривается с точки зрения управления обществом. При этом сама рассматриваемая система находится в структуре общества и является его непроизводственной подсистемой.

Любая система обладает определёнными свойствами, например целостность, управляемость, иерархичность, функциональность, структурность, адаптивность и т.д.

По мнению Е.Е. Тонкова и В.С. Синенко любая система представляет собой совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. По мнению данных авторов, система характеризуется внутренними взаимоотношениями, взаимными связями между ее частями [7, с. 135].

Основой системы является цель, с которой она создана и задачи, которые решаются для достижения данной цели. При этом система здравоохранения не является обособленной. Она взаимодействует с другими система общества.

Рассматриваемая система структурна и состоит из нескольких элементов:

– государственная подсистема;

– муниципальная подсистема;

– частная подсистема.

Следовательно, структура системы здравоохранения является линейной, существует определенная иерархия и вертикальное подчинение. При этом можно увидеть разделение управления рассматриваемой системой на федеральный и региональный уровень. Также в нашей стране существует и частная система здравоохранения [8].

Но, разделение системы здравоохранения привело к нарушению одного из свойств системы – ее целостности.

Рассматриваемую систему нельзя назвать целостной и устойчивой, так как в связи с определёнными изменениями, произошедшими в регулировании рассматриваемой сферы, является разделение уровней управления на федеральный и региональный. Данное разделение произошло в связи с принятием ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Конечно, законодатель преследовал цель по развитию демократичности управления общественными сферами. Но на практике это привело к тому, что значительно ухудшилось качество управлением рассматриваемой системы. В результате была нарушена целостность и устойчивость данной системы [9].

По мнению некоторых авторов, система здравоохранения включает все существующие виды медицинских организаций независимо от формы собственности [10]. Так, Т.В. Ерохина относит к рассматриваемой системе совокупность всех органов различных уровней, начиная с органов управления и заканчивая всеми учреждениями [11]. Также целостной системой рассматриваемую область называет В.П. Новоселов. При этом в своем определении, автор разграничивает уровни систем: федеральный, ведомственный и региональный [12, с. 14].

Таким образом, исходя из анализа научной юридической литературы, можно констатировать, что под системой здравоохранения понимается взаимосвязанная совокупность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных полномочиями в сфере охраны здоровья граждан, а также медицинских, фармацевтических и иных организаций, осуществляющих деятельность по охране здоровья граждан.

Существующая российская система здравоохранения – это единое целостное, органическое образование, включающее в себя три взаимосвязанных подсистемы: государственную, муниципальную и частную. Управление данной системой, осуществляется с помощью определенного механизма.

При этом указанный механизм с учетом специфики рассматриваемой системы является социальным и подразделяется на виды: правовой и экономико-организационный. Данный механизм управления основывается на механизме взаимодействия, включает определенные направления, принципы и виды управленческих связей. Основными управленческими связями для качественного государственного управления является координация и контроль со стороны государства.

Механизм управления – это, прежде всего, совокупность управленческих средств, посредством которой осуществляется принятие научно-обоснованного управленческого решения и достигается эффективная его реализация. С это целью создаются специальные органы управления. В РФ данным органом является Министерство здравоохранения РФ, действующее на основании Постановления Правительства РФ [13]. Данной Министерство является федеральным органом.

Данному органу подчиняются Департаменты, регулирующие вопросы каждый в своей компетенции [14]. Все структурные элементы рассматриваемой системы взаимодействую между собой, управление ими осуществляется с точки зрения системного подхода. Это позволяет обеспечивать совокупность системы, взаимодействие ее элементов и достижение единой цели с учетом реализации своих полномочий.

При этом необходимо отметить то, что в данной системе взаимодействие является социальным. Данный тип взаимодействия лежит в основе социума и отношений между членами данного социума (физическими и юридическими лицами, государственными органами и другими организациями) [15].

В отношении рассматриваемой системы очевидно социальное взаимодействие между двумя уровнями: федеральным и региональным. На каждом из данных уровней существует свои органы управления. Государственные органы в свой дельности руководствуются политическим принуждением, в то время как муниципальные являются частью данного общества и основывают свою деятельность на реализации интересов граждан. Управление системой здравоохранение является стандартным механизмом.

Необходимо отметить то, что Министерство здравоохранения осуществляет координацию и контроль в рамках функционирования системы здравоохранения.

Основным видом для обеспечения качественного государственного управления самими основными видами управленческих связей является именно координация и контроль со стороны государства.

Таким образом, исходя из анализа научной юридической литературы, можно констатировать, что под системой здравоохранения понимается взаимосвязанная совокупность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных полномочиями в сфере охраны здоровья граждан, а также медицинских, фармацевтических и иных организаций, осуществляющих деятельность по охране здоровья граждан.

Существующая российская система здравоохранения – это единое целостное, органическое образование, включающее в себя три взаимосвязанных подсистемы: государственную, муниципальную и частную.

Отсутствие законодательной трактовки рассматриваемого термина является упущением со стороны государства и требует необходимости его закрепления в ФЗ № 323-ФЗ [16].

Кроме того, признание единой системы здравоохранения является неотъемлемым фактором обеспечения гарантий реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, обеспечения эффективности организации здравоохранения в современной России.

Говоря о государственное регулирование системы здравоохранения необходимо отметить, что решение социальных проблем является первостепенной задачей в Российской Федерации. Особая роль отводится регулированию системы здравоохранения, которая включает в себя повышение доступности и качества медицинской помощи. Стоит отметить, что для оценки эффективности система здравоохранения РФ должна ориентироваться на показатели эффективности в соответствии с указаниями Всемирной организации здравоохранения.

  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Акофф Р. О целеустремленных системах / Р. Акофф Ф. Эмери. – М.: Эксмо, 2020. – 272 с.
  2. Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения / Т.А. Ильина. – М.: Академия, 2020. – 284 с.
  3. Национальный проект «Здравоохранение». Концепция и план разработки единой системы нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения на период 2019 - 2024 гг.: утв. Минздравом России 16.10.2019, ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России 01.10.2019). – Текст: электронный // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21004/. (дата обращения: 22.03.2023).
  4. О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 06.06.2019 № 254 (ред. от 27.03.2023). – Текст: электронный // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14521/. (дата обращения: 22.03.2023).
  5. Тихомиров Ю.А. Механизм управления в развитом социалистическом обществе / Ю.А. Тихомиров // Государство и право. – 2020. – № 12. – С. 52-59.
  6. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. – Текст: электронный // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 22.03.2023).
  7. Тонков Е.Е. Методологические подходы к построению системы права / Е.Е. Тонков, В.С. Синенко // Научные ведомости. – 2020. – № 2. – С. 135-147.
  8. Алимов А.М. Организационный механизм обеспечения эффективного государственного управления в сфере здравоохранения / А.М. Алимов // Теория права и межгосударственных отношений. – 2021. – № 7. – С. 18-27.
  9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023). – Текст: электронный // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11741/ (дата обращения: 22.03.2023).
  10. Чингизова Г.Ф. Особенности оптимизации региональной системы управления здравоохранением / Г.Ф. Чингизова // Вести научных достижений. – 2022. – № 15. – С. 17-20.
  11. Ерохина Т.В. Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации / Т.В. Ерохина // Здравоохранение. – 2021. – № 5. – С. 22-28.
  12. Новоселов В.П. Административно-правовые проблемы управления здравоохранением в субъектах федерации / В.П. Новоселов. – М.: Институт государства и права РАН, 2020. – 226 с.
  13. Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 608 (ред. от 26.01.2023) – Текст: электронный // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201119/ (дата обращения: 22.03.2023).
  14. Набиева А.Р. Механизм управления системой здравоохранения в условиях цифровизации экономики / А.Р. Набиева, Н.А. Старичков // Современные проблемы науки и техники. – 2022. – № 2. – С. 83-88.
  15. Валеева И.А. Формы осуществления государственного управления в сфере здравоохранения / И.А. Валеева // Здравоохранение. – 2022. – № 2. – С. 147-149.
  16. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ. – Текст: электронный // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 22.03.2023)
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Хегай В.Р. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 487 - 495. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8836 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8836



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.