'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 65

Просмотры  128 просмотров

Дзалаев А.О.

  


ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА: СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ *

  


Аннотация:
в статье анализируются место и роль воспитательной функции права, подчеркивается необходимость ее дальнейшего изучения. В статье автор приводит точки зрения отечественных ученых по данному вопросу и делает обобщающие выводы относительно воспитательного потенциала права. Современные российские реалии диктуют необходимость не только более подробно исследовать идеологическую функцию права, но и создать четкий механизм ее практического осуществления. Деидеологизация общественной и государственной жизни и провозглашение идеологического плюрализма отнюдь не означают отказа от идеологии, отказа от ценностного компонента правовой регламентации и государственной политики как такового. Идеологическая функция воздействует не только на ценностные установки личности, но и на ее мотивационную сферу, влияет на формирование мировоззрения в целом. К сожалению, современное российское законодательство и государство как его главный проектировщик и создатель фактически самоустранились от воздействия на мировоззрение и ценностную систему личности   

Ключевые слова:
функции права, воспитательная функция, гражданское право, классификация функций права   


УДК 343.2

Дзалаев А.О.

аспирант кафедры правовых дисциплин

ЧОУ ВО «Ессентукский институт управления, бизнеса и права»
(г. Ессентуки, Россия)

 

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА:
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ

 

Аннотация: в статье анализируются место и роль воспитательной функции права, подчеркивается необходимость ее дальнейшего изучения. В статье автор приводит точки зрения отечественных ученых по данному вопросу и делает обобщающие выводы относительно воспитательного потенциала права. Современные российские реалии диктуют необходимость не только более подробно исследовать идеологическую функцию права, но и создать четкий механизм ее практического осуществления. Деидеологизация общественной и государственной жизни и провозглашение идеологического плюрализма отнюдь не означают отказа от идеологии, отказа от ценностного компонента правовой регламентации и государственной политики как такового. Идеологическая функция воздействует не только на ценностные установки личности, но и на ее мотивационную сферу, влияет на формирование мировоззрения в целом. К сожалению, современное российское законодательство и государство как его главный проектировщик и создатель фактически самоустранились от воздействия на мировоззрение и ценностную систему личности.

 

Ключевые слова: функции права, воспитательная функция, гражданское право, классификация функций права.

 

В литературе советского периода было справедливо замечено, что воздействие права и его норм на соответствующие отношения не ограничивается регулированием, а норма оказывает и предварительное информационное, мотивационное, идеологическое воздействие.

В. Н. Кудрявцев указывал, что «правовая норма во многих случаях способна влиять на мотивацию поведения» и выделял также информационный и аксиологический аспекты правового воздействия. По его мнению, информационная роль права прежде всего состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства, относящиеся к поведению людей, иначе говоря, довести до их сведения, какие имеются в обществе, одобряются или допускаются государством возможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целей и, напротив, какие противоречат общественным интересам и поэтому запрещены законом. Аксиологический же аспект воздействия права на поведение предполагает в первую очередь влияние на убеждения человека, на его мировоззренческие ориентации и установки, чувства и эмоции [1,с. 30].

Все указанные аспекты в той или иной мере отражаются в идеологической функции права, ее осуществлении, в формировании ее ценностного содержания.

Как отмечают Т.Н. Радько и В. А. Толстик, упорядоченность общественных отношений, их системность и динамизм являются необходимыми условиями функционирования и развития общества. Поэтому социальное назначение права состоит в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им должной стабильности, единства и динамизма, иначе говоря, создании необходимых правовых условий для нормального и прогрессивного развития общества, торжества свободы, автономии и индивидуальности человека [2,с. 26].

Хотелось бы подчеркнуть, что упорядочению должны подлежать не только социальные, но и психологические, личностные процессы, в том числе связанные с ценностной ориентацией. В этом плане роль идеологической функции права трудно переоценить.

В постсоветской юридической науке усилился интерес к исследованию аксиологических аспектов права. В частности, В.Г. Графский отмечал, что право, будучи ценным составным элементом цивилизационной культуры, входит вместе с тем в систему убеждений, ценностей и выразительных средств, которые упорядочивают социальный опыт и регулируют поведение людей и коллективов [3,с.87].

Современные российские реалии диктуют необходимость не только более подробно исследовать идеологическую функцию права, но и создать четкий механизм ее практического осуществления. Деидеологизация общественной и государственной жизни и провозглашение идеологического плюрализма отнюдь не означают отказа от идеологии, отказа от ценностного компонента правовой регламентации и государственной политики как такового.

Идеологическая функция еще в советской науке рассматривалась некоторыми авторами как одна из так называемых общесоциальных функций права. Так, В. П. Реутов отмечал, что получила распространение характеристика политической и экономической, а также воспитательной и идеологической функций права. Эти функции (их принято называть социальными) нельзя рассматривать в качестве направлений воздействия на общественные отношения, ибо их наличие определяется не спецификой такого воздействия, а спецификой структуры общественной жизни [4,с. 22]. Е.Л. Слюсаренко указывала, что идеологическая функция права существует как результат действия права в классовом обществе. Любое право является выразителем определенных идей и определенного социального мировоззрения и в этом качестве воздействует на общественное и индивидуальное сознание [5,с. 10].

К сожалению, в современной отечественной науке идеологическая функция не только не исследуется, но и применительно к праву обычно даже не выделяется. Такое положение представляется неоправданным, поскольку никто не станет отрицать того, что право должно нормативно закреплять, «возводить в закон» важнейшие социальные и духовные ценности, и имеет, помимо классовой и общесоциальной, еще и духовную и аксиологическую (ценностную) сущности.

Прежде всего, дадим определение идеологической функции права. В контексте того, что функции права определяются как основные направления правового воздействия на общественные отношения, в которых выражается социальная сущность и назначение права, следует в первом приближении определить идеологическую функцию права как одно из основных направлений правового воздействия, в котором выражается сущность и назначение права. Однако нам необходимо ответить как минимум на два вопроса:

1) Что в данном случае является объектом правового воздействия? Очевидно, что объект воздействия идеологической функции права отнюдь не совпадает с объектом, например, регулятивной и охранительной, экономической функций.

2) Какая сущность права выражается в идеологической функции права и какое его назначение? В данном случае необходимо сделать оговорку, что право рассматривается автором как многогранное явление, имеющее различные сущности (классовую, этническую, ценностную и т.д. ) и многоаспектное назначение.

Специфической чертой идеологической функции по сравнению с другими функциями права является то, что главным объектом ее воздействия являются не общественные отношения, а сознание людей, их мировоззрение, культура, потребности и интересы.

Необходимо добавить, что идеологическая функция воздействует не только на ценностные установки личности, но и на ее мотивационную сферу, влияет на формирование мировоззрения в целом. К сожалению, современное российское законодательство и государство как его главный проектировщик и создатель фактически самоустранились от воздействия на мировоззрение и ценностную систему личности. Принимаемые в последние годы Программы патриотического воспитания граждан РФ являются лишь небольшим фрагментом в осуществлении идеологической функции права и должны стать лишь началом процесса широкомасштабного государственно-правового и общественного воздействия на ценностную и мотивационную сферы личности и мировоззрение.

Что касается выражения идеологической функцией сущности назначения права, то данный вопрос усложняется именно тем, что сущность права весьма многогранна, как многогранно его назначение, его роль в общественной и духовной жизни.

Естественно, что правовая идеология как ценностное содержание идеологической функции права может включать как классовые компоненты, так и общесоциальные, национальные, общецивилизационные. При этом не следует упускать из виду социальную ценность самого права и его функций, идеологическое значение юридической науки и практики.

В связи с этим становится очевидно, что в идеологической функции права выражается духовная и ценностная (аксиологическая) сущность права, его назначение как носителя и официального защитника социальных и духовных ценностей. Право является не только социальным, но и духовным регулятором, и в этом плане можно говорить не только о социальной, но и духовной, а также идеологической и воспитательной ценности права.

Однако все вышесказанное не отменяет того, что в нормативно закрепленной идеологии могут выражаться классовые ценности и интересы, корпоративные, этнические.

Перейдем к рассмотрению признаков идеологической функции права. Их можно условно разделить на две группы: признаки идеологической функции как одной из функций права и специфические признаки, отличающие идеологическую функцию от других функций права.

Прежде всего, идеологическая функция представляет собой основное и относительно самостоятельное направление правового воздействия на социальную и духовную жизнь. Во-вторых, идеологическая функция является выражением сущности и назначения права. В-третьих, идеологическая функция носит постоянный, а не временный, эпизодический или чрезвычайный характер, в той или иной мере характерна для любой правовой системы. В- четвертых, идеологическая функция выражает наиболее существенные, главные черты права и, как и другие функции, направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития. В-пятых, идеологическая функция права представляет направление его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений и структуры личности, ее ценностные установки, потребности и интересы. Поэтому одним из важнейших признаков идеологической функции права является ее динамизм. Но динамизм функции не означает отсутствия в ней стабильности, постоянства, устойчивости, различные компоненты содержания идеологической функции - классовые и корпоративные, этнические, общесоциальные, общецивилизационные - обладают различной степенью устойчивости и изменяемости.

К специфическим признакам идеологической функции права относится прежде всего специфический объект воздействия. Идеологическая функция воздействует не непосредственно на общественные отношения, а на сознание людей, их мировоззрение, систему их ценностей, потребностей и интересов. Идеологическая функция права выражает не столько социальную, сколько духовную и ценностную сущность права. Право представляет собой многогранное, многоаспектное явление, и не сводится к какой-либо одной сущности, одной социальной роли, одному назначению. Помимо прочего, право является духовным, в том числе ценностным, регулятором. Осуществление идеологической функции права не связано непосредственно с предоставлением субъектам отношений субъективных прав и наложением на них юридических обязанностей либо юридической ответственности, а связано с пропагандой и нормативным закреплением определенного набора социальных и духовных ценностей классового, общесоциального, этнического, религиозного и иного порядка.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Кудрявцев В. Н. Право и поведение. М. : Юрид. лит., 1978. 192 с.
  2. Радько Т.Н. , ТолстикВ.А. Функции права. Н. Новгород: Нижегородская высшая школа МВД РФ, 1995. 106 с.
  3. Графский В.Г. Право и социальные ценности в исторической ретроспективе // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1997. №1. С.86-89.
  4. Реутов В. П. О разграничении функций права и правового регулирования // Правоведение. 1974. №5. С. 20-24.
  5. Слюсаренко Е. Л. Воспитательная функция социалистического права и роль органов внутренних дел в ее реализации. Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. Киев, 1982. 219 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Дзалаев А.О. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА: СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 412 - 418. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8824 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8824



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.