'
Горбунов С.В.
ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ, ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ И ОТСТАВКИ СУДЬИ КАК ПОСЛЕДСТВИЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ *
Аннотация:
в данной работе анализируется приостановление, прекращение полномочий и отставки судьи как последствия уголовного преследования
Ключевые слова:
отставка судьи, статус судей, судейское сообщество
УДК 34
Горбунов С.В.
студент 2 курса магистратуры
Курский государственный университет
(г. Курск, Россия)
ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ, ПРЕКРАЩЕНИЕ
ПОЛНОМОЧИЙ И ОТСТАВКИ СУДЬИ КАК
ПОСЛЕДСТВИЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ
Аннотация: в данной работе анализируется приостановление, прекращение полномочий и отставки судьи как последствия уголовного преследования.
Ключевые слова: отставка судьи, статус судей, судейское сообщество.
Как следует из содержания подпункта 2 пункта 1 статьи 13 Закона РФ «О статусе судей Российской Федерации», при возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу полномочия судьи и его отставка приостанавливаются. Приостановление полномочий – это их прекращение на какое-то время, когда необходимо исключить возможность исполнения полномочий судьи лицом, которое ввиду существующих подозрений не может рассматриваться как отвечающее в полной мере предъявляемым к судьям высоким требованиям.
Законность указанного пункта оспаривалась в Конституционном суде РФ, как неопределённого и влекущего приостановление неприкосновенности судьи. Но этим судом оспариваемое законоположение воспринято в качестве конкретизации возможности приостановления и прекращения судейских полномочий не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом, как это декларировано статьёй 121 Конституции Российской Федерации.
После приостановления полномочий выплаты судье ежемесячного денежного вознаграждения не прекращаются, уменьшение размера выплат не происходит, уровень иных видов материального и социального обеспечения не снижается, лишение гарантий неприкосновенности не происходит. Исключением из этого правила буду случаи, когда судье в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, тогда выплаты прекратятся. Судья, чьи полномочия приостановлены, не вправе осуществлять правосудие и вынесенный им или с его участием судебный акт будет незаконным. Судья Конституционного Суда РФ в равнозначной ситуации не только не может участвовать в заседаниях данного суда, но и лишён права как истребовать документы, информацию от государственных органов и организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан, так и направлять перечисленным адресатам официальные документы.
Решения о приостановлении полномочий судей и отставки судей (кроме судей Конституционного Суда) принимаются квалификационными коллегиями судей. Рассматривая материал о привлечении судьи к уголовной ответственности, квалификационная коллегия вправе приостановить судейские полномочия до принятия решения по существу вопроса. Так, полномочия судьи Краснодарского гарнизонного военного суда Г. были приостановлены квалификационной коллегии судей одновременно с дачей согласия на возбуждение уголовного дела в отношении него уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного пунктом «а» части 2 статьи 174 Уголовного кодекса Российской Федерации. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены исключительно Конституционным Судом РФ.
Согласно части 7 статьи 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» отставка судьи приостанавливается соответствующей квалификационной коллегией судей по месту прежней работы или постоянного места жительства судьи в отставке по собственной инициативе коллегии, кроме того по представлениям председателя суда по месту прежней работы судьи либо органа судейского сообщества.
В отличие от порядка приостановления отставки судьи, законодатель не перечислил инициаторов обращения в квалификационную коллегию судей на предмет приостановления полномочий действующего судьи. Единственно в пункте 4 статьи 26 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей указано, что для рассмотрения подобных вопросов этими органами судейского сообщества необходимо либо заявление судьи, ходатайствующего о приостановлении его полномочий, либо представление соответствующего или вышестоящего суда, а также обращение Председателя Следственного комитета Российской Федерации. Но это только право, а обязанность перечисленных лиц проявлять такую инициативу не имеет нормативно-правового закрепления, и они могут бездействовать, несмотря на установленную законом, регулирующим статус судей, обязательность приостановления полномочий судьи в случаях возбуждения в отношении него уголовного дела или привлечения в качестве обвиняемого по другому уголовному делу. К примеру, 23 ноября 2021 года было возбуждено уголовное дело в отношении судьи Арбитражного суда города Москвы К. по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 291.1 УК РФ. Полномочия судьи после этого не приостанавливались. Не взирая и на предъявление ей обвинения 10 января 2022 года, К. продолжала осуществлять судебную деятельность. Об этом свидетельствуют вынесенные ею определения по делам, находящимся в производстве Арбитражного суда города Москвы.
Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 не запрещает приостанавливать и прекращать полномочия не пребывающих в отставке судей при отсутствии упомянутых обращений. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации в вышеотмеченном Положении – подзаконном нормативно-правовом акте, по нашему пониманию, вопреки федеральному закону освободила квалификационные коллегии судей одновременно от обязанности и от права самостоятельно решать такие вопросы, а другие органы судейского сообщества фактически лишила возможности обращения в квалификационные коллегии судей по поводу приостановления судейских полномочий.
Чтобы институт приостановления полномочий судей в связи с осуществлением в отношении них уголовного преследования соответствовал задачам, для выполнения которых он создан: не допускал к судейской деятельности лиц, не соответствующих в полной мере требованиям статуса судей, нам видится желательным дополнить пункт 3 статьи 13 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» перечнем лиц, имеющих полномочия обращаться в квалификационную коллегию судей для приостановления полномочий судьи, а также в этом же пункте предусмотреть право квалификационной коллегии судей приостанавливать полномочия судьи по собственной инициативе.
После вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера полномочия судьи и отставка судьи прекращаются, то есть происходит полное отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей на постоянной основе с последствиями утраты звания судьи, принадлежности к судейскому сообществу, гарантий личной неприкосновенности и материального обеспечения.
Виновность в совершении преступления должна быть установлена, вступившим в законную силу судебным приговором, что провозглашено статьёй 49 Конституции РФ. Не исключается возможность отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения в отношении судьи по нереабилитирующим основаниям: в связи с истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности и с деятельным раскаянием, вследствие акта об амнистии и другим. Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по названным основаниям, отличаясь от приговоров содержанием и правовыми последствиями, не являются актами, устанавливающими виновность подозреваемого или обвиняемого, подсудимого в совершении преступлений. Эти процессуальные решения, принимаемые только с согласия лица, в отношении которого осуществлялось или должно было осуществляться уголовное преследование, расцениваются правоприменительной практикой, на наш взгляд абсолютно справедливо, как основанное на материалах расследования и проверки свидетельство совершения лицом деяния, содержавшего признаки преступления. Они предполагают освобождение лица от уголовной ответственности и наказания, предусматривая отказ от дальнейшего доказывания его виновности при сохранении оснований для уголовного преследования.
Решения о прекращении уголовных дел по таким основаниям не влекут за собой реабилитации лица, не порождают судимость и наличие рецидива, обуславливающего более суровое наказание в случаях последующего осуждения, но тоже имеют предусмотренные законодательством отрицательные последствия. Так, если в отношении гражданина Российской Федерации прекращалось по нереабилитирующим основаниям уголовное преследование, он не сможет стать судьёй.
Отказ в возбуждении уголовного дела исключает уголовное преследование – процессуальную деятельность, осуществляемую стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления, и, по оценке Конституционного Суда РФ, не порождает также и правовых последствий, сопряжённых с участием лица в уголовном процессе в качестве подозреваемого, обвиняемого. Но за указанным решением в отношении обладающих судейским статусом лиц последует негативный результат.
Для обеспечения формирования статистических показателей (статистического учета) используются статистические карточки, к которым относится карточка формы № 2, являющаяся основанием для постановки на учет лиц, совершивших преступления. Карточка выставляется также при вынесении постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям. Судья, в отношении которого вынесено любое из отмеченных постановлений, будет на означенном учёте.
В судебной практике эти положение не считаются ошибочными. Верховный Суд РФ признал основанным на законе прекращение отставки судьи К. после отказа в возбуждении в отношении него уголовного дела вследствие акта амнистии и в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, потому что совершение им действий, содержащих признаки составов преступлений, как проступков, порочащих судью и умаляющих авторитет судебной власти, влечёт обязательное прекращение отставки судьи согласно подпункта 3 пункта 6 статьи 15 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1. После решений о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) по таким же основаниям прекращение отставки судьи тоже будет основано на названном законодательном положении.
Когда судья не в отставке, исходя из содержания статьи 14 вышеуказанного закона, в подобных ситуациях возможно применение только лишь мер дисциплинарной ответственности. Этим и руководствуются в практической деятельности квалификационные коллегии судей и суды. В частности, после принятия органом предварительного следствия решения о прекращении в отношении А. уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования квалификационной коллегией судей Волгоградской области в его действиях был усмотрен состав дисциплинарного проступка и наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи. Верховным судом РФ признана законность данного решения.
Однако, нельзя не отметить, что решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) либо об отказе в таковом в большинстве случаев принимаются спустя длительное время после совершения и выявления преступных деяний. При этом невозможно игнорировать существование давности привлечения судей к дисциплинарной ответственности: не позднее шести месяцев со дня выявления дисциплинарного проступка, за исключением периода временной нетрудоспособности судьи, нахождения его в отпуске и времени проведения служебной проверки, и до истечения двух лет со дня совершения такового проступка. Поэтому может быть поставлено под угрозу прекращение полномочий судьи, заслуживающего такого наказания, посредством мер дисциплинарной ответственности.
Основываясь на изложенном, находим уместным все возможные случаи прекращения полномочий судей, связанные с осуществлением в отношении них уголовного преследования, предусмотреть в подпункте 8 пункта 1 статьи 14 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», включив в его новую формулировку наряду с уже предусмотренными основаниями прекращения полномочий судей: вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера также прекращение уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям и отказ в возбуждении уголовного дела по аналогичным основаниям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2
Ссылка для цитирования:
Горбунов С.В. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ, ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ И ОТСТАВКИ СУДЬИ КАК ПОСЛЕДСТВИЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 376 - 385. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8820 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*