'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 56

Просмотры  126 просмотров

Токарев А.А.

  


ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА МЛАДШИХ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА ПОСРЕДСТВОМ ДЕЛОВЫХ ИГР *

  


Аннотация:
в настоящей работе осуществляется краткий обзор проблемных аспектов при организации условий обучения студентов вуза на младших курсах. Отмечается значение учёта данных условий, способствующих формированию учебно-профессиональной мотивации у студентов вуза на младших курсах в условиях реализации новой образовательной модели «2+2+2». Особое внимание уделяется необходимости применения метода контекстного обучения в образовательном процессе современного вуза. Предлагается средство в форме деловых игр для повышения результативности организации процесса формирования учебно-профессиональной мотивации у студентов вуза на младших курсах педагогического бакалавриата с профилем подготовки «Начальное образование». Представлены итоги и интерпретация результатов констатирующего этапа исследования   

Ключевые слова:
учебно-профессиональная мотивация, студенты вуза, деловые игры, контекстное обучение   


DOI 10.24412/2712-8849-2023-663-348-356

УДК 378.147.34

Токарев А.А.

магистрант, студент 1 курса кафедры общей и социальной педагогики

Тюменский государственный университет

(г. Тюмень, Россия)

 

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

У СТУДЕНТОВ ВУЗА МЛАДШИХ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

БАКАЛАВРИАТА ПОСРЕДСТВОМ ДЕЛОВЫХ ИГР

 

Аннотация: в настоящей работе осуществляется краткий обзор проблемных аспектов при организации условий обучения студентов вуза на младших курсах. Отмечается значение учёта данных условий, способствующих формированию учебно-профессиональной мотивации у студентов вуза на младших курсах в условиях реализации новой образовательной модели «2+2+2». Особое внимание уделяется необходимости применения метода контекстного обучения в образовательном процессе современного вуза. Предлагается средство в форме деловых игр для повышения результативности организации процесса формирования учебно-профессиональной мотивации у студентов вуза на младших курсах педагогического бакалавриата с профилем подготовки «Начальное образование». Представлены итоги и интерпретация результатов констатирующего этапа исследования.

 

Ключевые слова: учебно-профессиональная мотивация, студенты вуза, деловые игры, контекстное обучение.

 

Актуальность исследования. В настоящий момент в системе высшего образования наблюдаются проявления проблемы, связанной с мотивацией студентов. Особенно значимыми элементами являются, представленные в теме два вида мотивов: «учебные» и «профессиональные». Данные виды мотивов особенно важно учитывать при организации педагогического процесса формирования мотивации в системе высшего образования у студентов, обучающихся на младших курсах. В рамках настоящего исследования, наибольший интерес вызывает учебно-профессиональная мотивация «студентов-педагогов», ведущим профилем подготовки которых является «Начальное образование», а уровнем выступает первая ступень высшего образования «Бакалавриат».

Необходимо отметить, что элементы темы, отражающие социальные и педагогические феномены в системе высшего образования, как и сами данные феномены, с научно-теоретической точки зрения изучены достаточно широко [1, с. 31-39]. Однако современная практика имеет тенденцию сталкиваться с проблемными аспектами в части реализации, применения и адаптации компонентов научно-методологической основы при подготовке и организации условий, необходимых для процесса формирования учебно-профессиональной мотивации в вузе у студентов разных уровней, направлений и профилей подготовки [2, c. 73-84]. В том числе и у студентов-первокурсников педагогических направлений, будущих педагогов начальной школы [3, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionnaya-gotovnost-studentov-k-osvoeniyu-pedagogicheskoy-deyatelnosti].

Проблемный вопрос связан с актуальными задачами современного высшего образования. Поскольку, согласно нормативному документу – ФГОС ВО 44.03.01 «Педагогическое образование», в результате освоения образовательной программы выпускник должен будет владеть универсальными и общепрофессиональными компетенциями. Однако на первом курсе по данному профилю подготовки формированию конкретно общепрофессиональных компетенций внимания уделяется мало. Данная проблема особенно актуально сегодня, когда отечественная система вузов перешла на мультипрофильное образование по модели «2+2+2». А в рамках нашего исследования, первостепенное внимание уделено конкретно «Первому уровню», который подразумевает освоение студентами 1-2 курсов общеобразовательной (ядерной) программы в течение первых двух лет обучения в вузе. В контексте данного уровня больший акцент сделан на формирование универсальных компетенций, что, возможно, приведёт к затруднениям при формировании общепрофессиональных компетенций, необходимых будущему педагогу начальной школы. А также это может привести к неточному пониманию, и в итоге, неточному представлению студентами-первокурсниками специфики деятельности данной профессии «педагог начальной школы». В качестве подтверждений данной ситуации, в научной литературе приводятся выводы о наличии слабого уровня выраженности учебно-профессиональной мотивации студентов вуза педагогических направлений подготовки, о снижении ориентира на профессиональную деятельность и педагогическую деятельность.

В ходе исследования определено главное противоречие, состоящее в том, что с одной стороны, для студентов важна профессиональная направленность при формировании их учебно-профессиональной мотивации, а с другой – в образовательном процессе недостаточно полно разработаны педагогические условия для её формирования с использованием методов контекстного обучения, при котором бы этот процесс формирования был бы наиболее результативным. Поэтому проблема формирования учебно-профессиональной мотивации актуальна в настоящий момент, как среди студентов в целом, так и в частности у студентов педагогических направлений подготовки [4, URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_18766842_35258614.pdf].

В данном случае, проблема настоящего исследования, состоит в поиске педагогических условий для организации процесса формирования учебно-профессиональной мотивации у студентов вуза педагогического бакалавриата на первом курсе обучения. В данном случае, проблема настоящего исследования, состоит в поиске педагогических условий для организации процесса формирования учебно-профессиональной мотивации у студентов вуза педагогического бакалавриата на первом курсе обучения.

В рамках настоящего исследования, в качестве варианта решения данной проблемы, предлагается применять активные формы обучения при работе со студентами вуза на первом курсе. Одной из таких активных форм обучения выступает «деловая игра». Поскольку данная форма организации деятельности обладает определённой спецификой – активной позицией участника, решением конкретной проблемы, итоговой рефлексией [5, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/delovaya-igra-kak-aktivnyy-metod-obucheniya].

База исследования: студенты первого курса, направления подготовки: «44.03.01 Педагогическое образование», с профилем подготовки: «Начальное образование», обучающиеся в ФГАОУ ВО «Тюменском государственном университете», в Институте психологии и педагогики, на кафедре психологии и педагогики детства. Количество участников составило: 30 человек, среди которых 28 участников опытно-эксперементальной работы – девушки, 2 – юноши, в возрасте от 17 до 24 лет.

Этапы исследования. Исследование проводилось в период с сентября 2022 г. по май 2023 г., и состояло из двух основных этапов: первый – постановочный, второй – исследовательский. На первом этапе была сформулирована тема исследования, обоснована актуальность исследования, осуществлен анализ и обобщение литературы по проблеме, определены объект, предмет, цели, задачи, выдвинута рабочая гипотеза, выбраны методы исследования. Также на данном этапе был проведен констатирующий эксперимент, результаты которого позволили установить базовые затруднения в формировании учебно-профессиональной мотивации у студентов вуза на младших курсах. Главным результатом первого этапа стало построение модели процесса формирования учебно-профессиональной мотивации у студентов вуза на младших курсах. На втором этапе была организована опытно-экспериментальная работа, в ходе которой проводилась подготовка, разработка и апробация данной модели. Главным результатом второго этапа стало обобщение и упорядочивание данных исследовательских материалов в виде оформления магистерского диссертационного исследования.

Результаты и интерпретация. Проведя работу на констатирующем этапе исследования, нами были получены следующие результаты первичной диагностики, представленные далее на рисунках 1, 2, 3 с конкретными пояснениями. Для начала необходимо рассказать о выраженности видов мотивов у студентов-педагогов на 1 курсе с точки зрения учебно-познавательной и профессиональной мотивации. На рисунке 1 представлены результаты диагностики, проведённой на общей выборке студентов в количестве 30 человек, и полученные по методике «Диагностика учебной мотивации студентов» (А. А. Реан; В. А. Якунин).

 

Рис. 1. Результаты по методике

«Диагностика учебной мотивации студентов» (n=30)

 

Данные результаты можно охарактеризовать следующим образом. Особый интерес представляли два вида мотивов по соответствующим шкалам: 1) учебно-познавательные мотивы, которые имеются у 20% студентов (наиболее выражены конкретно у 6 человек), а также 2) профессиональные мотивы, которые проявляются лишь у 16% студентов (наиболее выражены конкретно у 5 человек), относительно их учебно-профессиональной направленности в целом. Исходя из данных результатов, можно говорить о том, что учебно-профессиональная мотивация присутствует, однако на данный момент сформирована на недостаточно высоком уровне. Поскольку среди всех остальных видов мотивов наиболее выраженными по выборке (на момент проведения первичной диагностики) оказались: 1) Коммуникативные и 2) Мотивы творческой самореализации (у 10 человек, 33%). Среди мотивов, выраженных на среднем уровне, оказались: 3) Социальные мотивы (у 8 человек, 26%) и 4) Мотивы престижа (у 7 человек, 23%). И среди мотивов, выраженность которых находится на низком уровне, выделяются: 5) Мотивы избегания (у 6 человек, 20%), 6) Учебно-познавательные мотивы (у 6 человек, 20%) и 7) Профессиональные мотивы (у 5 человек, 16%).

Далее на рисунке 2 представлены результаты диагностики, полученные по методике «Изучение статусов профессиональной идентичности» (А. А. Азбель, А. Г. Грецов).

Рис. 2. Результаты по методике
«Изучение статусов профессиональной идентичности» (n=30)

 

В этом случае представлены четыре варианта статусов профессиональной идентичности: 1) неопределенный, 2) навязанный, 3) мораторий, 4) сформированный. Среди них наблюдаются следующие показатели. Неопределенный статус профессиональной идентичности проявляется у 13% студентов (конкретно у 4 человек); навязанный статус наблюдается у 36 % студентов (конкретно у 11 человек); мораторный статус имеется у 10 % студентов (конкретно у 3 человек); и сформированный статус присутствует у 40% студентов (конкретно у 12 человек). Настоящие данные показывают, что лишь у 40% студентов-первокурсников, как будущих педагогов начальной школы, сформирован статус профессиональной идентичности, который наиболее выражен конкретно у 12 человек из всей выборки. В то время как у большего количества студентов в целом, 60% (конкретно у 18 человек) данный статус профессиональной идентичности не сформирован. Это говорит о необходимости организации педагогических условий, которые бы способствовали наиболее продуктивному формированию учебно-профессиональной мотивации у студентов вуза на первом курсе.

И, наконец, на рисунке 3 представлены результаты диагностики, полученные по методике «Самооценка профессионально-педагогической мотивации» (Н. П. Фетискин).

 

Рис. 3. Результаты по методике
«Самооценка профессионально-педагогической мотивации» (n=30)

 

В данном случае представлены шесть шкал, по которым можно наблюдать особенности самооценки профессионально-педагогической мотивации у студентов: 1) профессиональная потребность, 2) функциональный интерес, 3) развивающаяся любознательность, 4) показная заинтересованность, 5) эпизодическое любопытство, 6) равнодушное отношение. Среди них наблюдаются следующие показатели. Профессиональная потребность в профессии педагога особо выражена только у 36% студентов (конкретно у 11 человек). Функциональный интерес к профессии педагога проявляют лишь 43% студентов (конкретно 13 человек). Развивающаяся любознательность присутствует на среднем уровне, проявляется у 50% студентов (конкретно у 15 человек). Показная заинтересованность выражается чуть выше среднего уровня, выделена у 53% студентов (конкретно у16 человек). Эпизодическое любопытство к профессии педагога проявляют 36% студентов (конкретно 11 человек). И равнодушное отношение наблюдается у 40% студентов (конкретно у 12 человек). В целом нас интересует шкала «профессиональной потребности» к профессии. Данные результаты можно интерпретировать с точки зрения профессиональной потребности к самой профессии «педагог начальной школы». Как показано на диаграмме, лишь у 36% студентов (конкретно у 11 человек) из общей выборки наличествует данный вид потребности относительно будущей педагогической профессии.

Таким образом, согласно полученным результатам на констатирующем этапе исследования, можно сделать вывод о том, что в данный момент имеются определённые основания для дальнейшей работы над формированием учебно-профессиональной мотивации у студентов-первокурсников, а также организацией особых педагогических условий, способствующих более результативному протеканию процесса формирования данного вида мотивации в образовательном процессе современного вуза.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Вербицкий А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 31-39.
  2. Вербицкий А.А. Деловая игра как форма контекстного обучения и квазипрофессиональной деятельности студентов // Педагогика и психология образования. 2009. № 4. С. 73-84.
  3. Володина С.А., Филиппов С.П. Мотивационная готовность студентов к освоению педагогической деятельности // Проблемы современного образования. 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionnaya-gotovnost-studentov-k-osvoeniyu-pedagogicheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 21.02.2023).
  4. Козляков К.С. Исследование структуры учебно-профессиональной мотивации студентов высшего учебного заведения // Перспективы науки. 2012 [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_18766842_35258614.pdf (дата обращения: 01.03.2023).
  5. Напалкова М.В. Деловая игра как активный метод обучения // Интеграция образования. 2012 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/delovaya-igra-kak-aktivnyy-metod-obucheniya (дата обращения: 01.03.2023). 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Токарев А.А. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА МЛАДШИХ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА ПОСРЕДСТВОМ ДЕЛОВЫХ ИГР // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 348 - 356. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8815 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8815



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.