'
Суханова А.А.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ *
Аннотация:
в работе рассмотрено содержание и историческая трансформация понятия «грамотности». Выделены основные требования к заданиям, направленные на формирование компетенций, составляющих естественнонаучную грамотность. Представлен анализ работ по уровню сформированности функциональной грамотности среди учащихся
Ключевые слова:
функциональная грамотность
УДК 37
Суханова А.А.
магистр биологии, учитель биологии
МБОУ ЗАТО г. Североморск «СОШ №7»
(г. Североморск, Россия)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Аннотация: в работе рассмотрено содержание и историческая трансформация понятия «грамотности». Выделены основные требования к заданиям, направленные на формирование компетенций, составляющих естественнонаучную грамотность. Представлен анализ работ по уровню сформированности функциональной грамотности среди учащихся.
Ключевые слова: функциональная грамотность.
Одной из стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования [1].
Международные исследования в области образования подтверждают, что российские школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности во время переноса предметных знаний в жизненные практические ситуации. Основной причиной невысоких результатов является недостаточная сформированность у них способности использовать имеющиеся предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям, а также невысокий уровень овладения поиском разных способов решения задач, проведения исследований или групповых проектов [2].
Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня у всех на слуху, возникло более полувека назад. На волне ликвидации безграмотности в 1957 году ЮНЕСКО впервые предложила понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которые первоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с его функционированием в социуме.
Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем больше таких задач, чем сложнее жизненные ситуации, в которых мы оказываемся, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйти победителем из ситуации, нам требуется.
Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – объединении всех предметных знаний для решения конкретной задачи [3].
Решить проблему повышения функциональной грамотности школьников можно только при системных комплексных изменениях в учебной деятельности обучающихся и переориентацией системы образования на новые результаты, только тогда мы получим выпускника, который сможет продемонстрировать максимальную гибкость, адаптивность к меняющимся требованиям.
Задания, оценивающие функциональную грамотность, отличаются целым рядом характеристик. Прежде всего, школьникам предлагаются задачи, поставленные вне предметной области, но при этом предполагается, что решаются они при помощи предметных знаний, а также жизненного опыта, учащегося. Задания отличаются своими формулировками: они всегда носят проблемный характер, предполагают возможную множественность решений и излагаются простым, «неакадемическим», понятным языком.
При этом для решения задания учащемуся требуется самостоятельно найти ракурс решения – «перевести» задание с обыденного языка на язык предметной области (математики, географии, биологии, физики и др.). В каждом из таких заданий моделируется понятная жизненная ситуация, как правило вызывающая реакцию, собственный отклик. Естественно, что значительная часть проблемных ситуаций контекстуально близка к ситуациям из повседневности. Информация транслируется разными способами – предлагаются разные форматы (рисунки, диаграммы, схемы, фото и др.; смешанные и составные тексты) [4].
Задания должны быть направлены на формирование компетенций, составляющих естественнонаучную грамотность. К ним относятся следующие компетенции:
1) научно объяснять явления;
2) понимать особенности естественно-научного исследования;
3) интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Каждая из трёх компетенций включает в себя набор конкретных умений, формируемых или проверяемых заданием.
Методологической основой разработки заданий для формирования и оценки функциональной грамотности является концепция современного международного исследования PISA, результатами которого используется многими странами мира для модернизации содержания и процесса обучения [5].
Нами были проведены работы с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе Российской электронной школы среди учащихся 5-го, 7-х и 8-х классов.
Для учащихся 5-го класса, была выбрана работа по формированию креативного мышления, которая показала, что с первым заданием справилось 64% обучающихся, со вторым – 55%, а с третьим, только 36%.
При этом рассматривая уровень сформированности функциональной грамотности в целом по классу, можно выявить, что недостаточный уровень сформированности показали 2 (10%) человека, низкий – 4 человека, средний – 14 (64%) человек, а повышенный и высокий по 1(одному) (5 %) человеку.
Для обучающихся 7-х классов проводилась работа по формированию естественнонаучной грамотности, результаты которой свидетельствуют о том, что лучше всего ученики справились с заданиями 6, 1, 5 – 77, 67 и 62 процента соответственно. С заданиями повышенной сложности 2 и 3 справилось 42 48 % обучающихся, среди них 14 % и 16%, выполнили задание на максимальный балл.
При этом рассматривая уровень сформированности функциональной грамотности в целом по классу, можно выявить, что недостаточный уровень сформированности показали 10 (15%) человек, низкий – 18 (27%) человек, средний – 18 (27%) человек, повышенный – 17 (26%) и высокий – 3 (5 %) человека.
Учащиеся 8-х классов наименьший процент выполнения показали в заданиях 3 и 7, направленные на умения анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы. Результаты же выполненных заданий 4 и 5 оказались выше выборки по стране.
При этом рассматривая уровень сформированности функциональной грамотности в целом по классу, можно выявить, что недостаточный уровень сформированности показали 8 (17%) человек, низкий – 14 (29%) человек, средний – 5 (10%) человек, повышенный – 9 (21%) и высокий - 10 (21 %) человека. При этом первые три показателя указывают на результативность ниже, чем в выборке по стране.
В качестве эксперимента те же самые работы были проведены на уроках биологии. Результаты сформированности функциональной грамотности здесь складываются из следующих показателей: недостаточный уровень сформированности показал 1 (2%) человек, низкий – 3 (7%) человека, средний – 9 (20%) человек, повышенный – 22 (48%) и высокий - 13 (28 %) человек.
Исходя из результатов работы выработаны рекомендации по формированию функциональной грамотности школьников на уроках биологии:
- изучить состояние проблемы формирования и оценивания функциональной грамотности;
- определить методические и теоретические основы формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся;
- определить методы и принципы развития функциональной грамотности учащихся;
- скорректировать содержание предметов естественнонаучного цикла;
- рассмотреть методические рекомендации по формированию функциональной грамотности учащихся на уровне основного среднего образования.
В заключении можно отметить:
Список литературы:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2
Ссылка для цитирования:
Суханова А.А. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 340 - 347. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8814 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*