'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 55

Просмотры  124 просмотров

Суханова А.А.

  


ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрено содержание и историческая трансформация понятия «грамотности». Выделены основные требования к заданиям, направленные на формирование компетенций, составляющих естественнонаучную грамотность. Представлен анализ работ по уровню сформированности функциональной грамотности среди учащихся   

Ключевые слова:
функциональная грамотность   


УДК 37

Суханова А.А.

магистр биологии, учитель биологии

МБОУ ЗАТО г. Североморск «СОШ №7»

(г. Североморск, Россия)

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

 

Аннотация: в работе рассмотрено содержание и историческая трансформация понятия «грамотности». Выделены основные требования к заданиям, направленные на формирование компетенций, составляющих естественнонаучную грамотность. Представлен анализ работ по уровню сформированности функциональной грамотности среди учащихся.

Ключевые слова: функциональная грамотность.

 

Одной из стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования [1].

Международные исследования в области образования подтверждают, что российские школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности во время переноса предметных знаний в жизненные практические ситуации. Основной причиной невысоких результатов является недостаточная сформированность у них способности использовать имеющиеся предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям, а также невысокий уровень овладения поиском разных способов решения задач, проведения исследований или групповых проектов [2].

Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня у всех на слуху, возникло более полувека назад. На волне ликвидации безграмотности в 1957 году ЮНЕСКО впервые предложила понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которые первоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с его функционированием в социуме.

Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем больше таких задач, чем сложнее жизненные ситуации, в которых мы оказываемся, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйти победителем из ситуации, нам требуется.

Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – объединении всех предметных знаний для решения конкретной задачи [3].

Решить проблему повышения функциональной грамотности школьников можно только при системных комплексных изменениях в учебной деятельности обучающихся и переориентацией системы образования на новые результаты, только тогда мы получим выпускника, который сможет продемонстрировать максимальную гибкость, адаптивность к меняющимся требованиям.

Задания, оценивающие функциональную грамотность, отличаются целым рядом характеристик. Прежде всего, школьникам предлагаются задачи, поставленные вне предметной области, но при этом предполагается, что решаются они при помощи предметных знаний, а также жизненного опыта, учащегося. Задания отличаются своими формулировками: они всегда носят проблемный характер, предполагают возможную множественность решений и излагаются простым, «неакадемическим», понятным языком.

При этом для решения задания учащемуся требуется самостоятельно найти ракурс решения – «перевести» задание с обыденного языка на язык предметной области (математики, географии, биологии, физики и др.). В каждом из таких заданий моделируется понятная жизненная ситуация, как правило вызывающая реакцию, собственный отклик. Естественно, что значительная часть проблемных ситуаций контекстуально близка к ситуациям из повседневности. Информация транслируется разными способами – предлагаются разные форматы (рисунки, диаграммы, схемы, фото и др.; смешанные и составные тексты) [4].

Задания должны быть направлены на формирование компетенций, составляющих естественнонаучную грамотность. К ним относятся следующие компетенции:

1) научно объяснять явления;

2) понимать особенности естественно-научного исследования;

3) интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Каждая из трёх компетенций включает в себя набор конкретных умений, формируемых или проверяемых заданием.

Методологической основой разработки заданий для формирования и оценки функциональной грамотности является концепция современного международного исследования PISA, результатами которого используется многими странами мира для модернизации содержания и процесса обучения [5].

Нами были проведены работы с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе Российской электронной школы среди учащихся 5-го, 7-х и 8-х классов.

Для учащихся 5-го класса, была выбрана работа по формированию креативного мышления, которая показала, что с первым заданием справилось 64% обучающихся, со вторым – 55%, а с третьим, только 36%.

При этом рассматривая уровень сформированности функциональной грамотности в целом по классу, можно выявить, что недостаточный уровень сформированности показали 2 (10%) человека, низкий – 4 человека, средний – 14 (64%) человек, а повышенный и высокий по 1(одному) (5 %) человеку.

Для обучающихся 7-х классов проводилась работа по формированию естественнонаучной грамотности, результаты которой свидетельствуют о том, что лучше всего ученики справились с заданиями 6, 1, 5 – 77, 67 и 62 процента соответственно. С заданиями повышенной сложности 2 и 3 справилось 42 48 % обучающихся, среди них 14 % и 16%, выполнили задание на максимальный балл.

При этом рассматривая уровень сформированности функциональной грамотности в целом по классу, можно выявить, что недостаточный уровень сформированности показали 10 (15%) человек, низкий – 18 (27%) человек, средний – 18 (27%) человек, повышенный – 17 (26%) и высокий – 3 (5 %) человека.


Учащиеся 8-х классов наименьший процент выполнения показали в заданиях 3 и 7, направленные на умения анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы. Результаты же выполненных заданий 4 и 5 оказались выше выборки по стране.

При этом рассматривая уровень сформированности функциональной грамотности в целом по классу, можно выявить, что недостаточный уровень сформированности показали 8 (17%) человек, низкий – 14 (29%) человек, средний – 5 (10%) человек, повышенный – 9 (21%) и высокий - 10 (21 %) человека. При этом первые три показателя указывают на результативность ниже, чем в выборке по стране.

В качестве эксперимента те же самые работы были проведены на уроках биологии. Результаты сформированности функциональной грамотности здесь складываются из следующих показателей: недостаточный уровень сформированности показал 1 (2%) человек, низкий – 3 (7%) человека, средний – 9 (20%) человек, повышенный – 22 (48%) и высокий - 13 (28 %) человек.

Исходя из результатов работы выработаны рекомендации по формированию функциональной грамотности школьников на уроках биологии:

- изучить состояние проблемы формирования и оценивания функциональной грамотности;

- определить методические и теоретические основы формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся;

- определить методы и принципы развития функциональной грамотности учащихся;

- скорректировать содержание предметов естественнонаучного цикла;

- рассмотреть методические рекомендации по формированию функциональной грамотности учащихся на уровне основного среднего образования.

В заключении можно отметить:

  1. Содержание понятия «грамотность» трансформируется исторически вместе с изменением требований общества.
  2. Формирование функциональной грамотности является сложный, многосторонний, длительный процесс.
  3. Достичь нужных результатов можно лишь грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии

 

Список литературы:

 

  1. http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
  2. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/527089-razvitie-funkcionalnoj-gramotnosti-obuchajusc
  3. https://shkola9michurinsk-r68.gosweb.gosuslugi.ru/nasha-shkola/funktsionalnaya-gramotnost/
  4. https://infourok.ru/metodicheskij-material-funkcionalnaya-chitatelskaya-gramotnost-6130232.html
  5. https://imc-yurga.kuz-edu.ru/files/imc-yurga/Подходы%20к%20оценке%20ествественнонаучной%20грамотности.pdf 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Суханова А.А. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 340 - 347. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8814 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8814



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.