'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 53

Просмотры  60 просмотров

Смирнова Л.П., Емельянова И.Н.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЛИТЕРАТУРНОГО КЛУБА *

  


Аннотация:
в статье описаны особенности и проблемы, с которыми сталкиваются подростки в процессе общения со сверстниками, указаны причины, вызывающие трудности в коммуникации, включающие как физиологические перемены, характерные для данного возраста, так и психологические особенности школьников пубертатного периода. Так же проведено небольшое исследование группы ребят, направленное на выявление атмосферы в коллективе, в результате чего сделан вывод о необходимости работы по сплочению членов литературного клуба   

Ключевые слова:
подростки, групповое взаимодействие, коммуникация, социализация, общение, сплоченность группы, пубертатный период   


УДК 37.02

Смирнова Л.П.

магистрант 1 курса, напр.

«Педагогическое образование: Практическая педагогика»

Тюменский государственный университет

(г. Тюмень, Россия)

 

Научный руководитель:

Емельянова И.Н.

д.пед.н., профессор кафедры общей и социальной педагогики,

Тюменский государственный университет

(г. Тюмень, Россия)

 

ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ПОДРОСТКОВ

НА ЗАНЯТИЯХ ЛИТЕРАТУРНОГО КЛУБА

 

Аннотация: в статье описаны особенности и проблемы, с которыми сталкиваются подростки в процессе общения со сверстниками, указаны причины, вызывающие трудности в коммуникации, включающие как физиологические перемены, характерные для данного возраста, так и психологические особенности школьников пубертатного периода. Так же проведено небольшое исследование группы ребят, направленное на выявление атмосферы в коллективе, в результате чего сделан вывод о необходимости работы по сплочению членов литературного клуба.

 

Ключевые слова: подростки, групповое взаимодействие, коммуникация, социализация, общение, сплоченность группы, пубертатный период.

 

Человек существо социальное, он не может жить вне общества, а процесс приобщения и привыкания к окружающим начинается еще с раннего детства. Обучение в школе является важной ступенью в ходе социализации каждого ребенка, ему, так или иначе, приходится контактировать с одноклассниками и другими сверстниками, развивая свои коммуникативные навыки. Проблема выстраивания грамотного и адекватного взаимоотношения подростка с окружающими людьми волновала педагогов и психологов всегда, актуальна она и сегодня.

Пубертатный период является одним из значимых в процессе социализации, ведущим видом деятельности данного возраста выступает общение со сверстниками, ребенок сравнивает себя с окружающими (одноклассниками, одноклубниками по секциям и организациям дополнительного образования, соседскими детьми своего возраста и т.д.). Об этом говорили еще психологи прошлого века Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и другие. В ходе этого взаимодействия подросток учится воспринимать проблемы окружающих, начинает понимать, что при выстраивании взаимоотношений следует концентрироваться не только на своих интересах.

Проблемой межличностного общения подростков занимались такие отечественные и зарубежные педагоги, и психологи, как Л.Г. Агеева, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Е.П. Ильин, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, М.С. Макаров и многие другие. Л.Г. Агеева и Е.А. Костюнина указывали на то, что «межличностное общение современных подростков играет существенную роль в формировании личности, развитии и воспитании подростка на каждом возрастном этапе. От того, как происходит взаимодействие подростков, зависит успешность профессиональной деятельности, активность подростка в общественной жизни, происходит преодоление трудностей в процессе взросления» [1, с. 868].

Исходя из указанной выше информации, следует сосредоточить особое внимание на данное условие развития личности подростка в общеобразовательной организации, поскольку оно предопределяет формирование зрелости и самостоятельности человека, а так же становления и грамотную адаптацию его во всех существующих сферах жизнедеятельности.

В исследованиях М.С. Макарова отмечена особая важность в ходе обучения и воспитания сохранения психического здоровья учащихся, а также создания психологически безопасной и комфортной образовательной среды для их развития и процесса учебы [5, с. 68–70].

В работах И.В. Дубровиной указано, что школьник пубертатного периода должен научиться включаться в реальные социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам. В это же время очень важно уметь осознавать и сравнивать свою жизненную позицию с установленными системами общества. Поэтому значимо создание в рамках школы специальных условий, при которых ребенок мог бы приобретать социальный опыт, взаимодействуя в группе сверстников [2].

Основные проблемы, возникающие в процессе общения и взаимодействия подростков со сверстниками, связаны с физиологическими особенностями ребенка данного возраста. Быстрый рост, сопровождаемый резкими переменами гормонального фона, вызванного так же половым созреванием, не может не повлиять на процессы центральной нервной системы, что, в свою очередь, не может не отразиться на поведении ребенка, характеризуемом резкими сменами настроения, повышенной эмоциональностью и т.д. Вопросам физиологических особенностей ребенка пубертатного периода посвящены исследования М. Китаевой, С.И. Русиновой и многих других медиков, психологов и педагогов [3, с.1-4].

Если проанализировать вопросы общения подростков в современном мире, и сравнить их с предыдущими эпохами, то можно выявить ряд проблем, вызванных именно условиями нынешнего времени. В советскую эпоху существовали определенные детские и молодежные организации: октябрята, пионеры и комсомольцы. Переходя по мере взросления из одной в другую, ребенку, так или иначе, приходилось взаимодействовать и контактировать со сверстниками, осуществлялось усвоение соответствующих социальных норм и правил, в результате чего происходило становление и развитие личности. Сегодня, обязательные общественные организации, способствующие социализации, отсутствуют, что заставляет задуматься о возрождении положительного опыта ушедшей эпохи.

Не менее важная проблема, стоящая перед современными подростками, заключается в формировании двух миров общения: реального и виртуального. Причем второй привлекает все большее внимание школьников и распространяется среди подрастающего поколения быстрыми темпами благодаря развитию сети Интернет. Опасность заключается в том, что ни родители, ни педагоги не в состоянии проконтролировать круг общения отрока, в результате чего, ребенок пубертатного периода, имеющий весьма неустойчивую, подверженную влиянию, психику, может попасть в достаточно сложную ситуацию. Кроме того, виртуальное общение, переписка и видеосвязь, никогда не заменят живого взаимодействия, передающего всю полноту эмоций [4, с. 507-509].

С целью подтверждения указанных выше слов нами было проведено пилотажное исследование в деревенской школе Тюменской области, привлечены школьники подросткового возраста, посещающие литературный клуб. Литературный клуб — это место, где ученики могут выразить свою любовь к чтению, письму и литературе. Цель клуба заключается в том, чтобы вдохновить и развить творческие способности учащихся, расширить их литературный кругозор и помочь им стать критически мыслящими. А также регулярно организовываются «круглые столы», где учащиеся могут обсудить прочитанные книги, поделиться своими впечатлениями и идеями. Проводятся чтения, где каждый может выступить с оригинальным произведением или прочитать отрывок из любимой книги. Это помогает развивать навыки ораторского искусства и уверенности в себе. Литературный клуб помогает раскрыть свой потенциал, развить креативное мышление и воодушевление к чтению и письму. Это также создает общество единомышленников, где каждый участник может найти поддержку, вдохновение и дружбу. Для формирования и укрепления межличностного взаимодействия в данной группе используются методы по совместной работе при выборе и постановке спектаклей на изучаемую тему. Учащиеся совместно с преподавателем участвуют в «круглом столе», где определяются средства и приемы, которые будут применяться при демонстрации очередной пьесы. Причем в обсуждении учувствуют все члены клуба, каждый из которых может высказать свою точку зрения, в результате чего школьники приобретают навык совместного решения поставленной задачи. После утверждения плана работы, ребята проводят совместную работу по созданию декораций, благодаря чему развивается умение совместной деятельности, что так же очень важная составляющая в процессе профессионального становления любого специалиста. Наконец, репетиции спектаклей предполагают непосредственную коммуникацию учащихся. На занятие – подведение итогов школьники так же имеют возможность принять участие в обсуждении, придя к совместным выводам об ошибках и достижениях поставленной пьесы, способных усовершенствовать работу клуба в дальнейшем.

 В эксперименте, проводимом по методике Ф. Фидлера, на определение психологической атмосферы в коллективе приняли участие 10 учащихся, которым было предложено несколько противоположных друг другу словосочетаний «Дружелюбие-враждебность» т.д., которым каждый ученик в специально отведенном для него бланке, выставлял оценку по восьми бальной системе [6, с. 12–28]. В результате было подсчитано среднее значение, и получены следующие данные:

 

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что участникам литературного клуба нравятся занятия, они увлечены тем делом, которому посвящают время, проводимое в клубе, работа достаточно продуктивна и сами школьники верят в успех своей деятельности, приносящей всем подросткам достаточную степень удовлетворения. Но, параллельно с этим наблюдается средний уровень дружелюбия, сотрудничества, взаимной поддержки, согласия и теплоты в коллективе. Вероятнее всего, данные показатели были получены потому, что у посетителей клуба еще не до конца сформированы коммуникативные навыки, ребята не всегда способны понять и прочувствовать интересы сверстников и умело сочетать их со своими собственными взглядами. В результате в процессе взаимодействия можно наблюдать периодические конфликты, иногда не благоприятную обстановку.

Следовательно, необходимо проведение работы по дальнейшему сплочению коллектива подростков. При этом стоит учитывать переменчивость настроения и чрезмерную эмоциональность детей данного возраста, поэтому возможно повторение исследования через небольшой промежуток времени и сравнение с полученными результатами, которые могут существенно отличаться. Поскольку в числе испытуемых посетители литературного кружка, то, вероятней всего, ребята планируют посвятить свою жизнь гуманитарным наукам или работе в социальной сфере, связям с общественностью. Следовательно, коммуникативные навыки являются очень значимыми и важными для данной категории учащихся [4, с. 507-509].

Таким образом, очень важной и необходимой составляющей работы с коллективом школьников является формирование и вырабатывание у подростков навыка грамотного и адекватного общения со сверстниками. Данное умение поспособствует полноценному становлению человека, способного вести диалог и правильно выстраивать взаимодействие как, в профессиональной, так и в личной жизни. Данная задача способствует достижению основной цели современного образования, заключающейся в формировании всесторонне развитой интеллектуальной, нравственной и физической личности [7]. Осуществление ее возможно только при условии полноценного и эффективного взаимодействия подростка с коллективом сверстников.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Агеева Л.Г., Костюнина Е.А. Взаимосвязь психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков сельской школы /Молодой ученый. — 2015. — № 23. — С. 864–868.
  2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. — М.: Владос, 2006. — 517 с.
  3. Китаева М., Русинова С.И. Физиологические и психологические особенности подростков 11-17 лет // Вестник ТГГПУ. - №15. – С. 1-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fiziologicheskie-i-psihologicheskie-osobennosti-podrostkov-11-17-let.
  4. Крюкова И.А. Взаимодействие подростков со сверстниками в общеобразовательной школе / И. А. Крюкова // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 507-509. — URL: https://moluch.ru/archive/118/32690/.
  5. Макаров М.С. Микроклимат школы и его влияние на социализацию подростков / Воспитание школьников. — 2006. — № 2. — С. 68–70.
  6. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. – М.: Наука, 1981. – С. 12–28.
  7. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Смирнова Л.П., Емельянова И.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЛИТЕРАТУРНОГО КЛУБА // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 320 - 327. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8812 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8812



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.