'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 52

Просмотры  45 просмотров

Саварцов М.С.

  


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
в работе рассматривается сущность познавательной самостоятельности. Предполагается программа по развитию познавательной, самостоятельности подростков в школе, главной целью которой является развитие её компонентов (мотивационного, содержательно-операционного, волевого). Представлен результат эффективности данной программы   

Ключевые слова:
познавательная самостоятельность, подростки, развитие, мотивация, воля, знания   


УДК 37

Саварцов М.С.

магистрант

Ставропольский государственный педагогический институт

(г. Ставрополь, Россия)

 

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ

 

Аннотация: в работе рассматривается сущность познавательной самостоятельности. Предполагается программа по развитию познавательной, самостоятельности подростков в школе, главной целью которой является развитие её компонентов (мотивационного, содержательно-операционного, волевого). Представлен результат эффективности данной программы.

 

Ключевые слова: познавательная самостоятельность, подростки, развитие, мотивация, воля, знания.

 

В глобальном контексте проблема познавательной самостоятельности является актуальной, так как в современном мире необходимость постоянного самообразования и обновления знаний становится всё более важной. В связи с этим, изучение данной проблемы является важным направлением научной деятельности, которое может способствовать развитию общества в целом и повышению уровня развития личности [1].

Основы познавательной самостоятельной работы школьников тесно связаны с теорией познавательной самостоятельности личности, которая была разработана под влиянием соответствующих исследований. Активность обучающегося и его способность к саморазвитию и самореализации стали одними из важнейших задач в педагогике. Вопросы формирования и развития самостоятельности, как показывают исследования, занимают ведущее место в педагогической науке по всему миру [2].

Данные исследования фокусируются на использовании различных методов в обучении, которые могут способствовать развитию учащихся самостоятельности и их способности к саморазвитию. Таким образом, познавательная самостоятельность становится неотъемлемой частью образовательного процесса, в котором обучающийся выступает как активный участник, способный осуществлять свои учебные задачи самостоятельно.

Изучение познавательной самостоятельности как качества личности показало, что это личностное качество, состоящее из мотивационного, содержательно-операционного, волевого компонентов, проявляется в интересе и потребности самостоятельно приобретать новые знания из различных источников, умении анализировать и обобщать новые понятия и знания, применять их для реализации поставленных целей, расширять новые знания. Проявление познавательной самостоятельности возможно только в том случае, если обучающийся в достаточной степени понимает суть того, что он изучает и берет на себя ответственность за свой процесс обучения.

Одним из важных аспектов является роль социального окружения в развитии данного качества личности. Изучение влияния социального окружения на формирование познавательной самостоятельности может быть полезным для разработки практических рекомендаций и программ, направленных на поддержку и развитие данного качества при различных условиях

       В образовательных учреждениях, реализующих программу основного общего образования, большую часть обучающихся составляют подростки, у которых необходимо развивать познавательную самостоятельность, как один из компонентов универсальных учебных действий (УУД) [3].

 С целью развития познавательной самостоятельности подростков была разработана программа (таблица 1), главной целью которой стало создание условий для развития компонентов познавательной самостоятельности подростков в школе через такие виды деятельности как деловая игра, проектная деятельность, психологическое упражнение, беседы.

 

Таблица 1.  План программы по развитию познавательной самостоятельности подростков в школе.

I этап. Развитие учебной мотивации

Занятие

Цель

Содержание

1.                  

«Наши учителя»

Формирование и закрепление положительного отношения к учителям.

Организуется работа в малых группах, каждая из которых получает задание «Написать на листе бумаги хотя бы по одному качеству каждого учителя, которое им в нем нравится». Результаты фиксируются на общем плакате.

2.                  

«Школьные предметы»

Рефлексия своего отношения к учебным предметам, создание условий для формирования и поддержки учебной мотивации

Учащимися проводится оценка предметов относительно сложности, первоначально индивидуально, а после обобщаются результаты группой. Далее учащиеся размышляют о применении знаний по каждому предмету в случае нахождения на необитаемом острове.

3.                  

«Психологическая аптечка»

Актуализация собственного опыта школьной тревожности, поиск приемов самопомощи в эмоциональных ситуациях

Участникам дают индивидуальные задания - нарисовать ту школьную ситуацию, которая может тревожить кого-то из участников. При желании учащиеся могут прокомментировать свои изображения. Педагог записывает типичные ситуации на доске.

Далее проводится работа в группах, участникам необходимо проиллюстрировать на плакате разрешение сложившейся ситуации и прокомментировать решение.

4.                  

«Зачем я учусь?»

Актуализация представлений о целях обучения в школе, осознание целей обучения в школе и условий, необходимых для достижения жизненных целей.

Подросткам предлагается продолжить предложение «Я пошел учиться в школу, потому что…». Педагог просит учащихся в письменном виде переформулировать свой вариант ответа в личностно значимую цель обучения в школе. Далее учащимся предлагается представить себя в будущем и от будущего себя приготовить послание себе настоящему.

5.                  

«Жизнь по собственному выбору»

Развитие умения анализировать свои личностные качества, отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей

Педагог сообщает ученикам о переходе от «я должен» к «я хочу».

Участникам даётся задание, нарисовать себя таким, какие они есть; такими, какими хотели бы быть; и такими, какими их видят другие люди. Ребята делятся мнением об отличиях в представлениях.

 

II этап. Развитие силы воли

Занятие

Цель

Содержание

1.                  

«Эмоции и чувства»

 

Раскрытие понятий: воля, сила воли, волевые качества, развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении.

Педагогом-психологом ведётся рассказ о правилах выражения чувств, правилах восприятия и понимания чувств других. Участники задают вопросы. Проводятся упражнения, направленные на развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению.

2.                  

Упражнение «Мое напряжение»

Исследование напряжения, которое присутствует у человека

Участникам предлагается на отдельных листах бумаги нарисовать свое напряжение, с которым они знакомы. После выполнения упражнения учащимся предлагается в мини – группах, а затем в общем круге обсудить вопросы.

3.                  

Деловая игра «Мое отражение»

Научиться определять свои ценные качества и составлять план для их развития.

Участники смотрят на себя в отражении и отвечают на следующие вопросы:

1. Что привлекательного вы видите в этом человеке?

2. За что можно любить его?

3. Что в нем вызывает уважение, а может быть, восхищение?

Рефлексия.

 

III этап. Развитие содержательно-операционного компонента познавательной самостоятельности

Занятие

Цель

Содержание

1.                  

Деловая игра «Игра возможностей»

Развитие креативного мышления

Разделение на группы. Одному участнику из каждой группы выдаётся случайный предмет. Игроки по очереди выходят вперед и показывают группе, как можно использовать этот предмет. Остальные участники должны угадать, что именно показывает игрок. Показывать следует молча. Варианты использования должны быть максимально нестандартными.

2.                  

Деловая игра «Что лучше?»

Стимулирование воображения при решении задач.

Участники делятся на группы. На группу выдаётся выберите четыре или более различных предметов (или одинаковых предметов, которые выглядят по-разному). Педагог описывает ситуацию, в которой каждая группа должна решить задачу, используя только имеющиеся предметы.  В процессе решения задач необходимо попросить участников, чтобы каждая группа выстроила предметы по их полезности в каждой конкретной ситуации и объяснила свой выбор.

3.                  

Деловая игра «Проектный вопрос»

Формирование информационного пространства, развитие навыков целеполагания и планирования

Все участники делятся на группы по 3 – 4 человека. Каждая группа получает бланки с инструкцией, с кратким описанием проблем, которые необходимо решить.

4.                  

Беседа «Безопасность в сети Интернет»

Формирование положительного отношение к таким качествам характера, как самостоятельность, любознательность; побуждение подростков к самовыражению, саморазвитию

Разговор об опасностях в сети Интернет, правилах работы с информацией. Выдача рекомендаций для снижения опасности при работе в Интернете.

 

В реализации данной программы приняли 30 учащихся, 6 класса. Эффективность программы представлена на примере изменения уровней развития компонентов познавательной самостоятельности (риc. 1, 2, 3).

 

Рис. 1. Сравнительные результаты диагностики мотивационного компонента познавательной самостоятельности подростков. «Методика диагностики учебной мотивации школьника», по Н.П. Фетискину, В.В. Козлову, Г.М. Майнулову.

 

Рис. 2. Сравнительные результаты диагностики содержательно-операционного компонента познавательной самостоятельности подростков. «Критерии оценивания содержательно-операционного компонента познавательной самостоятельности обучающихся», по И.Д. Чечель.

 

 

Рис. 3. Сравнительные результаты диагностики силы воли подростков.

Тест «Самооценка силы воли», по Н. Н. Обозову

 

Следует отметить, что помимо повышения уровня компонентов познавательной самостоятельности, учащиеся стали творчески применять полученные самостоятельно знания, так четверо ребят приняли участие в краевом конкурсе творческих работ по созданию настольных игр и стали победителями и призёрами (рис 4.).

Рис. 4. QR-код на дипломы победителей и призёров краевого конкурса творческих работ «Я живу на Кавказе»

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Брязгунова, Е. Н. Самообразование как основа успешности человека / Е. Н. Брязгунова. // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 310-312
  2. Болотский, А. А. Формирование познавательной самостоятельности студентов как психолого-педагогическая проблема / А. А. Болотский. // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 824-827.
  3. Щеулова, Е. А. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема / Е. А. Щеулова, Т. И. Митичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 425-428. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Саварцов М.С. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 311 - 319. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8811 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8811



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.