'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 51

Просмотры  80 просмотров

Романов С.А.

  


ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ В ПРЕДПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ *

  


Аннотация:
в работе рассматриваются возможности использования элективных курсов в качестве формы обучения для повышения уровня эффективности обучения программированию для учащихся предпрофильных классов. Выделены основные дидактические принципы, используемые для построения подобных курсов. Предложено примерное содержание элективного курса по углубленному обучению программированию в рамках предпрофильного обучения   

Ключевые слова:
педагогика, информатика, элективные курсы, предпрофильное обучение, программирование   


УДК 001+004+37

Романов С.А.
учитель информатики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 2009»
(г. Москва, Россия)

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ДЛЯ УГЛУБЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ

В ПРЕДПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ

 

Аннотация: в работе рассматриваются возможности использования элективных курсов в качестве формы обучения для повышения уровня эффективности обучения программированию для учащихся предпрофильных классов. Выделены основные дидактические принципы, используемые для построения подобных курсов. Предложено примерное содержание элективного курса по углубленному обучению программированию в рамках предпрофильного обучения

 

Ключевые слова: педагогика, информатика, элективные курсы, предпрофильное обучение, программирование.

 

Элективный курс является формой организации обучения, которую учащиеся выбирают самостоятельно в соответствие со своими интересами и потребностями. С точки зрения педагогической деятельности такие курсы могут выступать как дополнением к урочным занятиям, так и средствами повышения мотивации учащихся и удовлетворения их познавательного интереса. Также, элективные курсы могут выступать экспериментальной площадкой для внедрения и отработки новых педагогических средств и методов, а также для апробации планируемых изменений в рабочей программе по конкретной школьной дисциплине. Элективные курсы принято делить на: 1) предметные; 2) межпредметные; 3) элективные курсы по предметам, не входящим в базовый учебный план. Если рассматривать элективные курсы предметной группы, то средний срок проведения таких курсов составляет от 34 до 68 часов в год.

Если провести общий анализ наличия элективных курсов для углубленного обучения программированию, то можно заметить, что количество подобных курсов довольно ограничено. В силу данной причины, представляется разумным предложить идейный каркас подобного курса для его возможного дальнейшего использования педагогами нашей страны для подготовки школьников, которые хотят связать свою жизнь с IT-направлением, либо просто укрепить свои знания в данной области для всестороннего развития. Не стоит забывать, что изучение программирования является одним из способов развития логического мышления человека.

Содержание элективного курса направлено прежде всего на углубление знаний учащегося по изучаемому им профильному предмету, его какому-то разделу или определенной теме. Таким образом при отборе содержания элективного курса и его построении должны учитываться дидактические принципы. Все дидактические принципы важны в равной мере, но в каждом элективном курсе акцент делается только на конкретные. В курсе, направленном на углубленное обучение программированию, акцент предлагается сделать на следующие принципы: принцип научности (содержание данного курса является научно обоснованным), принцип доступности (материал должен быть понятен учащимся), принцип систематичности и последовательности (материал подается в виде единой системы и при соблюдении последовательной логики изложения материала), принцип практико-ориентированности (материал, изучаемый в рамках элективного курса пригодится учащимся при поступлении в профильный класс в старшей школе, а также при обучении в высшем учебном заведении), принцип преемственности (содержание курса строится на основании уже изученного материала во время урочных занятий и является дополнением к этому материалу). Наиболее важным дидактическим принципом для использования элективных курсов для углубленного обучения программированию в предпрофильных классах будет являться принцип преемственности. Он позволит основываться на изученном материале за прошедшие, либо текущий год обучения и, таким образом, будет способствовать лучшему усвоению знаний, умений и навыков учащихся.

 

Рис. 1. Основные дидактические принципы, предполагаемые для использования при построении элективного курса по программированию

 

Рассматривая структуру и содержание курса по углубленному обучению программированию в предпрофильных классах, представляется разумным следующая структура:

 

Рис. 2. Примерное содержание тем элективного курса по программированию

 

Содержание отобрано и составлено предполагая, что в качестве средства обучения будет использоваться ныне популярный язык программирования Python. Но если отдельный педагог считает, что использование языка Python является нецелесообразным, то из примерного содержания курса можно убрать слова про язык Python, убрать раздел про кортежи, а также заменить использование исполнителя «черепашка» на аналогичные средства использования графики в языках программирования. Данный каркас содержания является приблизительным, его можно и нужно корректировать в зависимости от возможностей и потребностей учащихся, но как общая идея такое содержание представляется разумным для использования.

С точки зрения практикующего учителя информатики в предпрофильных классах несложно заметить, что современные учащиеся, несмотря на разнообразие средств и методов обучения, которые появились в последнее время, особенно в сфере предмета «Информатика», теряют свою способность к уверенному запоминанию теоретического материала. Количество информации, которое им приходится усваивать, растет с каждым новым годом, а количество часов, выделяемые на обучение, не увеличивается. В среднем, во многих школах нашей страны на обучение информатике выделяют всего два часа в неделю в предпрофильных классах. Таким образом мы сталкиваемся с проблемой, что учащиеся изучают конкретный материал, проходит условный месяц и прошлые занятия забываются. И либо учителю приходится повторно объяснять пройденные темы, напоминать формулы, давать задачи для отработки знаний и умений, либо переходить к новым темам с надеждой, что хотя бы часть учащихся помнят пройденный материал. Как известно, одним из лучших педагогических способов построения изучения материала является принцип дидактической спирали. Этот принцип способствует лучшему усвоению материала среднестатистическим школьником. С другой стороны, педагоги владеют такой формой обучения как элективный курс. Получается, что, если добавить хотя бы 2 часа элективных курсов в неделю для учащихся профильных классов, изученный материал будет иметь больший шанс остаться в памяти учащихся. Важным фактором является также распределение этих внеурочных часов. Если поставить элективные курсы в тот же день, что и уроки информатики, для учащихся это будет излишняя нагрузка и данный подход не будет способствовать хорошему запоминанию материала. Представляется хорошей идеей соблюдать баланс распределения учебной нагрузки.

Таким образом, применение подобных элективных курсов по углубленному обучению программированию, учитывая грамотное распределение учебной нагрузки, будет способствовать лучшему развитию знаний, навыков и умений учащихся, а также лучшему запоминанию пройденного материала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. А. А. Кузнецов. Особенности элективных курсов по информатике. // Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Информатика». М.: Вита-Пресс, 2004.
  2. Левченко И.В., Заславская О.Ю. Элективные курсы по информатике в системе профильного обучения // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2005. № 5. С. 81-83.
  3. Родыгин Е. Ф. Методические рекомендации обучения программированию в школе // Вестник Марийского государственного университета. 2011. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-obucheniya-programmirovaniyu-v-shkole (дата обращения: 20.06.2022).
  4. Щерба А.В. Программирование на Python : Первые шаги / А.В. Щерба. – М. : Лаборатория знаний, 2022. – 250 с. : ил. – (Школа юного программиста).
  5. Поляков К.Ю. Информатика. 8 класс. / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 256 с. : ил. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Романов С.А. ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ В ПРЕДПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 305 - 310. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8810 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8810



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.