'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 50

Просмотры  56 просмотров

Пономаренко В.А., Тригуб Н.И.

  


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается системный подход в обучении биологии, основанный на комплексном изучении предмета, выявлении взаимосвязей между его разделами и развитии умения применять полученные знания на практике. Особое внимание уделяется эффективности данного подхода в подготовке к ЕГЭ по биологии. В ходе исследования была проанализирована МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» г. Курска в области подготовки к ЕГЭ   

Ключевые слова:
ЕГЭ, КИМ, биология, экзамен, задания, экзаменационная работа   


УДК 372.857

Пономаренко В.А.
студен кафедры биологии и экологии
Курский государственный университет
(г. Курск, Россия)

 

Научный руководитель:

Тригуб Н.И.
канд. б. наук, доцент кафедры биологии и экологии
Курский государственный университет
(г. Курск, Россия)

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ

 

Аннотация: в данной статье рассматривается системный подход в обучении биологии, основанный на комплексном изучении предмета, выявлении взаимосвязей между его разделами и развитии умения применять полученные знания на практике. Особое внимание уделяется эффективности данного подхода в подготовке к ЕГЭ по биологии. В ходе исследования была проанализирована МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» г. Курска в области подготовки к ЕГЭ.

 

Ключевые слова: ЕГЭ, КИМ, биология, экзамен, задания, экзаменационная работа.

 

Системный подход - это подход к изучению предмета, основанный на понимании его компонентов и взаимодействия между ними.

Актуальность системного подхода при подготовке к Единому государственному экзамену по биологии заключается в том, что он помогает учащимся не только запомнить большой объем информации, но и понять ее связь с другими знаниями. А так же на данный момент не существует единой, отвечающей всем требованиям методики подготовки к ЕГЭ по биологии[4, с.5].

Экзаменационная работа содержит задания, полностью контролирующие знания и умения учащихся по биологии, соответствующие общеобразовательной подготовке выпускников, зафиксированной в Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов[1, 1,с.368].

 В ходе анализа мы проанализировали работу учителя биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» г. Курска в области подготовки к ЕГЭ.

В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» г. Курска разработана система подготовки выпускников к ЕГЭ по биологии. Она начинается с 6 класса. Учебный кабинет биологии – химии оборудован АРМ учителя, основной упор делаю на выполнение лабораторного практикума, на основе теоретических знаний учащихся. Для этого дополнительно используется кодоскоп, система фолия, дидактический, раздаточный материал, который есть в учебном кабинете в полном объёме по всем темам и классам курса биологии. Основным содержанием подготовки учащихся на уроках и во внеурочное время является изучение терминов и основных биологических понятий. Это позволяет сформировать прочную теоретическую базу знаний, что очень важно для выполнения заданий первой части ЕГЭ.

 Для освоения терминов используются различные формы работы: словарная работа, терминологические диктанты, составление и решение кроссвордов. Разбор на каждом уроке биологических терминов проводятся в форме загадок, проблемных ситуаций, немых схем или рисунков. Для закрепления отдельных тем используются различные варианты тестовых заданий.

В конце 7 класса учащиеся уже определяются в выборе предметов на промежуточную аттестацию. Эти же учащиеся, сдавая биологию на промежуточной аттестации, готовятся к ЕГЭ на государственной аттестации.

Одна из форм работы, используемой на уроках, является индивидуальная и дифференцированная работа. Учащимся предлагаются индивидуальные карточки—задания с разным уровнем сложности, используя аналоги материалов ЕГЭ. Эффективным средством является и тематический контроль, выполнение практикума по решению биологических задач в 8-11 классах, лабораторный практикум в 9—11 классах. Для повышения мотивации обучающихся задействуются все средства ТСО (телевизор, видеопроектор, кодоскоп с готовыми фолиями, АРМ учителя).

Подготовка учащихся к промежуточной и государственной аттестации во внеурочное время проходит по следующим направлениям:

  1. Начальная подготовка - индивидуальная и групповая работа с учащимися 7-8 классов на факультативных занятиях и занятиях кружка. Определение учащимися уровня своих знаний, умений и навыков по предмету.
  2. Проведение факультативных занятий для учащихся 7—11 классов: по темам «Решение биологических задач повышенной сложности» в 8 классах, «Решение биологических задач» в 10-11классах. Основной итог занятий для учащихся в 10-11 классах - научиться моделировать биологические задачи, для учащихся 7-8 классов - с помощью компьютера научиться создавать тематические проекты в виде схем, таблиц, используя метод Шаталова, и уметь их объяснять, доказывать, защищать.
  3. Диагностика и анализ уровня биологической подготовки выпускников. Разработка системы мониторинга уровня такой готовности обучающихся, которая сопровождает учащихся с 6 класса.
  4. Составляются индивидуальные образовательные маршруты по биологии для каждого выпускника, куда включаются, конечно, обязательное участие их в конкурсах разного уровня, олимпиадах, чемпионатах и т. д.
  5. Проводятся групповые и индивидуальные консультации в форме лекций, презентаций, практических работ. Для этого всегда используется дополнительная литература, АРМ. Для индивидуальной работы используются учебно-методические пособия, пособия для поступающих в вузы, контрольно-измерительные материалы.

Такая система работы, выстроенная множество лет в данном учреждение и даёт следующие результаты:

-уровень знаний учащихся на районныхи краевых олимпиадах стал намного выше:

-2020-2021 Пушкарева Алин 7 класс – 1 место, Голдырев Максим 10 класс– призовое место.

Краевая олимпиада по биологии – Голдырев Максим 10 класс- 14 место;

2021-2022 Пушкарева Алина 8 класс – призовое место

 

Таблица 1. Сравнительная таблица результатов ЕГЭ по биологии в11 классе:

Учебный год

Средний балл по школе, сдающих ЕГЭ

Средний балл по краю сдававших ЕГЭ

Средний балл по городу Перми, сдававших ЕГЭ

% учащихся, получившие на ЕГЭ, «4-5»

Рейтинг по предметам в районе

2018-2019

46,2

       

2019-2020

52 (+5,8)

52,2

54,9

50

 

2020-2021

57,4(+4,6)

53

54

60

В районе – 7 место по биологии

2021 - 2022

59 (+ 1,6)

54

55,3

66

В районе- 6 место по биологии

 

Таким образом, на основание выше изложенного можно подвести итог, использование данного системного подхода при подготовке к ЕГЭ по биологии может значительно повысить эффективность обучения и помочь получить высокий балл на экзамене. Системный подход помогает структурировать материал, анализировать информацию, решать задачи и проводить эксперименты. Это позволяет объединить знания в целостную систему и рассматривать объект изучения как сложную многокомпонентную систему.

Важно отметить, что использование системного подхода требует определенных усилий со стороны учащихся: необходимы организованное мышление и умение логически анализировать данные. Тем не менее, при наличии соответствующих навыков и умений системный подход может стать очень полезным инструментом для эффективного изучения биологии и успешной подготовки к ЕГЭ.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.                 Баранов В.Е., Болсуновская М.В., Ежова Н.В., Старовойтов С.А. Системный подход при подготовке абитуриентов к сдаче единого государственного экзамена // Системный анализ в проектировании и управлении: сборник научных трудов XXII Международной научно-практической конференции, 2018. С. 366-372.

2.                 Рассказов В.А. Методы и приемы обучения, применяемые в ходе подготовки учащихся к выполнению заданий ЕГЭ по биологии // Процветание науки.- 2021.- №2 (2). -С.1-5

3.                 Рохлов В.С., Петросова Р.А. Единый государственный экзамен по биологии: вчера, сегодня и завтра // Педагогические измерения.- 2018. - №2. – С.5-11

4.                 Старченко С.А., Бондаренко Ю.М. Новая модель содержания биологического образования в профильной школе // Современные проблемы науки и образования. – 2019. –№ 2. –С.4-9 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Пономаренко В.А., Тригуб Н.И. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 299 - 304. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8809 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8809



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.