'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 49

Просмотры  79 просмотров

Никонова Ю.С.

  


РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются концепции исследования рефлексивных умений в контексте психического и личностного развития в подростковом возрасте. Статья раскрывает теоретическое обоснование подхода к развитию рефлексивных умений у подростков в современной школе на этапе среднего (общего) образования. Автором представлена концепция развития рефлексивных умений у подростков на уроках литературы   

Ключевые слова:
рефлексия, личность, подростковый возраст, рефлексивные умения   


УДК 372.882

Никонова Ю.С.

студент 2 курса

институт Психологии и Педагогики

Тюменский государственный университет

(г. Тюмень, Россия)

 

РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ

У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Аннотация: в статье рассматриваются концепции исследования рефлексивных умений в контексте психического и личностного развития в подростковом возрасте. Статья раскрывает теоретическое обоснование подхода к развитию рефлексивных умений у подростков в современной школе на этапе среднего (общего) образования.  Автором представлена концепция развития рефлексивных умений у подростков на уроках литературы.

 

Ключевые слова: рефлексия, личность, подростковый возраст, рефлексивные умения.

 

Подростковый возраст имеет важное место в процессе развития личности человека в онтогенезе. Данная фаза является переходом от детства к взрослости личности. Именно в подростковом возрасте наблюдается устойчивый интерес к самопознанию, самоанализу. В подростковом возрасте важная роль отводится рефлексии. Центром внимания подрастающего человека становится внутренний мир, причины поведения, успехов и неудач. Анализ рефлексии в контексте психического и личностного развития в подростковом возрасте указывает на взаимосвязь «Я» концепции и самосовершенствования. Развитые рефлексивные умения определяют профессиональную и личностную самоидентификацию индивида.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в метапредметных результатах рефлексивные умения отмечены как обязательные при освоении программы учащимися. Во ФГОС ООО рефлексивные умения подростков включают в себя развитие опыта рефлексивно-оценочной и практической деятельности, владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью. Данное положение свидетельствует о важном месте рефлексии в образовательном процессе.

В психолого-педагогической литературе дано несколько определений понятия «рефлексия», общим для определений является обращенность индивида на свой внутренний мир, восприятие самосознания. Понятие «рефлексия» широко разработано в области философии и психологии. История возникновения термина берет начало в античности и видоизменяется и дополняется по сей день. Только в 30-х годах XX века А.Буземаном было сформулировано определение «рефлексии» с точки зрения уже не философского феномена, а психологического.

Основными компонентами рефлексивных умений являются: интеллектуальная или логическая, личностная и коммуникативная рефлексия. Предпосылки к формированию рефлексии исследователи отмечают еще в пренатальном периоде жизни человека, что коррелирует с определением В.И.Загвязинского «рефлексии», как родовой способности. Анализ этапов развития рефлексивных умений показал, что человек способен ее развивать в ходе всей своей жизни. При этом на каждом возрастном периоде можно определить норму психического развития и критерии соответствия норме.

Г.П.Щедровицкий выделяет мыследеятельностный подход к развитию рефлексивных умений. Согласно данному подходу рефлексия является формой мыследеятельности. Исследователем выдвигается гипотеза о рассмотрении рефлексии как «идеи кооперации деятельностей» [Щедровицкий, с.340]. Данный подход предполагает «рефлексивный выход», при котором деятель анализирует собственную прежнюю деятельность и проектирует будущую деятельность.

Личностный подход, рассматривающий «рефлексивные умения как осознание личностью своей жизнедеятельности», принадлежит Н.И.Гуткиной [2, с.100]. Эту традицию понимания рефлексии продолжает О.И.Каяшева. Исследователь отмечает, что есть три типа рефлексии: логическая, личностная, межличностная. Одним из главных «механизмов самосознания» Каяшева выделяет личностную рефлексию. В ее трудах именно подростковый возраст рассматривается как сензитивный.

Поскольку подростковый возраст является «сензитивным для формирования личностной рефлексии», в частности, для исследования был отобран именно этот период в жизни человека. Говоря о подходах к развитию рефлексивных умений подростков в современной науке, следует также выделить особенности данного возраста.

Подростковый возраст — это период с 11 до 15 лет. А.Н.Леонтьев связывает возникновение нового рефлексивного умения с возрастными кризисами. Можно говорить о трех кризисах, которые переживаются подростками: физиологические причины, психологические причины, социально-психологические причины [4, с.2-3].

Н. И. Гуткина провела исследование «возникновения и изменения рефлексивных ожиданий в онтогенезе». Результаты исследования показывают, что в «качественном развитии рефлексивного анализа, лежащего в основе образования рефлексивных ожиданий», есть следующие возрастные изменения: в 9–12 лет дети рефлексируют свои поступки; с 12–13 лет объектом рефлексивного анализа становятся «исследования своего характера, особенностей собственной личности»; в 15–16 лет рефлексируются «особенности общения, черты характера, самокритичность уступает место принятию себя» [2, с.21].

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что развитие рефлексивных умений возможно. Следует разобраться, какие условия, факторы и средства будут способствовать эффективному развитию рефлексивных умений у подростков.

Н.Г.Баженова отмечает, что к условиям развития рефлексивных умений относятся среда, которая включает в себя оснащение кабинетов, рекреаций. Так же это «организационные ресурсы, кадровая подготовка, материально-технические условия, и внутренние ресурсы ребенка: его социальная активность, ценности, ориентиры, потенциал» [1, с.219].

Факторы развития можно разделить на две группы: биологические и социальные. К биологическим факторам относится наследственность. Мы уже отмечали, что предпосылки рефлексии закладываются в пренатальном развитии ребенка. Пренатальное воздействие неблагоприятной среды оказывает влияние на развитие плода и его рефлексивных способностей в дальнейшем. Отмечается высокая чувствительность пренейта к состоянию матери.

К социальным факторам относятся среда и воспитание личности ребенка. Уже в младенчестве окружающий мир закладывает основы для формирования и развития рефлексивных умений, которые обусловлены родительским поведением и особенностями ухода. Среда так же является объектом рефлексии, вызывая определенные размышления, рассуждения. Среда предполагает и коллектив, с которым будет проходить совместная деятельность ребенка, развивающая не только познавательную, но и коммуникативную рефлексию.

Средствами развития рефлексивных умений у подростков на уроках литературы могут выступать наглядные материалы, художественные и научные тексты, задания и вопросы учителя, направленные на развитие коммуникативной и интеллектуальной рефлексии, видеоматериалы, вызывающие размышления и способствующие развитию личностных рефлексивных умений.

Выделяются три уровня рефлексивности соответственно сформированности у ребенка процесса самопознания. Показателями сформированности рефлексивных умений станут способность к самоопределению, умение давать адекватную оценку собственной деятельности, умение давать прогнозы своих перспектив и выявлять причины успеха/неуспеха.

Анализ практики по развитию рефлексивных умений у подростков в образовательных организациях показал недостаточный уровень овладения учителями знаниями о рефлексии и том, как ее развивать на уроках литературы посредством работы с художественными текстами и анализом структуры, содержания, героев произведения.

Представляется эффективным развитие рефлексивных умений у подростков на уроках литературы через систему выполнения творческих заданий. Необходимость увеличения числа подобных заданий подтверждает в том числе современная задача развивать функциональную грамотность детей, которая невозможна без рефлексии учеником своей деятельности и мотивации выбора. Сегодня функциональная грамотность понимается как способность человека использовать знания и навыки для решения задач в разных сферах жизнедеятельности. Традиционно в функциональную грамотность входят: читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление. Особую сложность вызывает анализ собственного выбора. Как раз рефлексия является важным элементом учебного процесса, который направлен на формирование важных практических умений, которые помогут при решении жизненных задач. 

Таким образом, актуальность изучения проблемы развития рефлексивных умений в процессе учебной деятельности обусловлена запросом современного образования в обеспечении систематичного непрерывного развития ребенка, что находит отражение в требованиях ФГОС.

Активизировать рефлексивную деятельность обучающихся, побудить у них стремление к самоанализу, выявить перспективы личностного и профессионального саморазвития позволит выполнение творческих заданий. Модель развития рефлексивных умений у подростков в рамках дисциплины «Литература» предполагает систему творческих заданий. Примерами творческих заданий в 5-6 классах могут быть создание маршрутной карты, коллажа произведений древнерусской литературы, мудборда (доски настроения) героев художественных произведений, доски «детектива» по мотивам произведений. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Баженова Н.Г., Хлудеева И.В. Педагогические условия, ориентированные на развитие: теоретический аспект//Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2012. №151.
  2. Гуткина Н. И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий//Психология личности: теория и эксперимент. 1982. С.100–108.
  3. Гуткина Н. И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте/ Акад. пед. наук, Научно-исследоват. ин-т общей и пед. психологии. 1983. С.24.
  4. Фоменко Н.В. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка//Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2014. №2.
  5. Щедровицкий Г. П. Понимание, рефлексия и мышление. 2005. С.З15—З40. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Никонова Ю.С. РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 293 - 298. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8808 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8808



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.