'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 47

Просмотры  87 просмотров

Мерк А.А.

  


ЗНАЧИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА *

  


Аннотация:
в данной статье описана значимость формирования межкультурной компетенции у школьников. Приводится пояснение, почему важно изучать иностранный язык во взаимосвязи с культурой   

Ключевые слова:
межкультурная коммуникация, межкультурная компетенция, школьное образование   


УДК 37

Мерк А.А.

студентка магистратуры, кафедра иностранных языков и перевода

Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

(г. Екатеринбург, Россия)

 

ЗНАЧИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ

МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

 

Аннотация: в данной статье описана значимость формирования межкультурной компетенции у школьников. Приводится пояснение, почему важно изучать иностранный язык во взаимосвязи с культурой.

 

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, межкультурная компетенция, школьное образование.

 

В настоящее время наблюдается существенное изменение социокультурного контекста изучения иностранных языков в России. Образовательная и самообразовательная функции обучения языкам колоссально возросли в школах и вузах, профессиональная же значимость иностранных языков на рынке труда стала неоспоримо высокой [2, с. 4]. Внушительное влияние на значимость иностранных языков в современном обществе оказали следующие процессы: вхождение России в мировой рынок, приращение сотрудничества с зарубежными странами, расширение сферы научного дискурса и интернационализация научной коммуникации. Возможности контактов представителей из различных возрастных, социальных и национальных групп заметно и, что более важно, значительно расширились. Сегодня у нас существуют реальные условия для образования и работы в зарубежных компаниях или за рубежом. Таким образом, иностранный язык – это уже не просто учебный предмет. Иностранный язык является базовым элементом современной системы образования, а также средством достижения личностных целей. Специалисты из различных сфер деятельности должны обладать более высоким уровнем владения иностранным языком. В настоящее время все более востребованы те, кто способен эффективно взаимодействовать с людьми из разных культур, гибко реагировать на изменения в современном мире и формировать адекватную картину мира [3].

В соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования, к актуальным подходам к обучению иностранным языкам относятся личностно-ориентированный, деятельностный, коммуникативно-когнитивный, социокультурный, а также компетентностный. Соответственно, главное значение обучения иностранному языку заключается в развитии иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности взаимодействовать с представителями других культур.

Межкультурная коммуникация – это адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам [1].

Межкультурная коммуникация и преподавание иностранных языков – это две тесно взаимосвязанные между собой дисциплины. Обучение иностранным языкам подразумевает не только объяснение основных аспектов (фонетики, лексики и грамматики), но и вхождение в иноязычную культуру, знакомство с особенностями этой культуры. За каждым иностранным словом и понятием стоит «обусловленное национальным сознанием представление о мире» [4, c.38].

Каждое занятие по изучению иностранного языка представляет собой практическое знакомство с другой культурой, вовлечение в ее атмосферу. Каждое иностранное слово отражает уникальную культуру, за которой стоит субъективное, присущее только данной языковой культуре, представление о мире.

Межкультурный подход к обучению иностранным языкам предполагает, что уважение, понимание и признание культурных отличий между страной изучаемого языка и родной страной являются основой обучения иностранному языку. Благодаря межкультурному подходу раскрывается связь языка и культуры.

При овладении любым иностранным языком необходимо уделить внимание формированию межкультурной компетенции, что включает в себя понимание характерных культурных особенностей страны, где говорят на изучаемом языке, а также умение адаптироваться к новой культурной среде и проявлять такие качества, как толерантность, патриотизм и эмпатия. Усвоение только лексических, грамматических и синтаксических особенностей языка недостаточно для его полного овладения. Важно понимать, что язык является частью культуры народа. Поэтому изучение языка должно быть тесно связано с изучением культурных особенностей стран, где он используется. Изучение иностранных языков во взаимосвязи с культурой помогает преодолеть национальные стереотипы и предрассудки. Именно эти знания способствуют успешной коммуникации с носителем иной культуры, иного языка.

Школьники, которые имеют высокий уровень межкультурной компетенции, которая формируется на начальной и средней ступенях обучения, смогут легче адаптироваться в современном обществе. Сформированность навыков межкультурной коммуникации способствует налаживанию межличностных отношений, развитию профессиональной карьеры, обогащению личностного опыта и расширению кругозора.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования также выдвигает требования к межкультурной компетенции [5]. Поэтому педагог должен помочь ученикам не только освоить учебную программу, но и научить их уважению к мнению, истории и культуре других народов, а также помочь им адаптироваться в быстро меняющемся мире. Межкультурный подход в обучении иностранному языку представляет собой связь между лингвистической и страноведческой компетенциями, и его эффективное использование становится все более важным. Ведущие методисты, такие как Верещагин Е. М., Фурманова В. П., Тер-Минасова С. Г. и Щукин А. Н., также подчеркивают, что межкультурный подход позволяет педагогу обеспечить учеников необходимыми знаниями для эффективного общения с представителями разных стран и народов [4; 6].

Развитие межкультурной компетентности в школьном образовании необходимо по нескольким причинам. Во-первых, это способствует более глубокому пониманию и оценке культурного разнообразия. Когда учащиеся узнают о разных культурах, они лучше понимают сходства и различия между людьми. Такое понимание поможет сократить негативное влияние стереотипов и предрассудков в процессе общения между представителями различных культур и способствовать уважению культурных различий.

Во-вторых, межкультурная компетенция обеспечивает эффективную коммуникацию через культурные границы. Учащиеся, которые развивают межкультурную компетенцию, лучше подготовлены к общению с людьми из разных культур и решению проблем межкультурного общения. Этот навык становится все более важным в глобализированном обществе, где люди из разных культур все чаще работают вместе.

Развитие межкультурной компетенции в школьном образовании – это ключ к продвижению глобального взаимопонимания и сотрудничества в современном обществе. В мире, который постоянно развивается и становится все более взаимосвязанным, невозможно переоценить важность межкультурной компетенции. Школьное образование играет большую роль в развитии межкультурной компетенции, которая позволяет людям понимать и ценить культурное разнообразие, эффективно общаться через культурные границы и сотрудничать с людьми из разных слоев общества. Межкультурная компетенция, которая относится к способности общаться, сотрудничать и эффективно работать с людьми из разных культур, является ключевым навыком, который учащиеся должны развивать в школе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Верещагин Е. M., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Рус. яз., 1990 (Библиотека преподавателя русского языка как иностранного). – 246 с.
  2. Иностранные языки в школе: научно-методический журнал / учредитель: ЗАО "Релод"; гл. ред. И. П. Твердохлебова. - Москва: [б. и.]. 
  3. Обдалова О. А., Гураль С. К. Концептуальные основы разработки образовательной среды для обучения межкультурной коммуникации // Язык и культура – 2012. – № 4 // КиберЛенинка [Электронный источник] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-razrabotki-obrazovatelnoy-sredy-dlya-obucheniya-mezhkulturnoy-kommunikatsii/viewer (дата обращения 25.04.2023).
  4. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М.: Слово 2000. – 146 с.
  5. ФГОС среднего общего образования // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный источник] – https://docs.cntd.ru/document/902350579 (дата обращения 03.05.2023).
  6. Фурманова В. П. Межкультурная коммуникация и культурноязыковая прагматика в теории и практике преподавания иностранных языков: дисс. док. пед. наук. – М., 1994. – 45 с.
  7. Язык и культура : сборник статей ХХVI Международной научной конференции (27–30 октября 2015 г.) / отв. ред. С. К. Гураль. – Томск : Томский государственный университет, 2016. – 390 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Мерк А.А. ЗНАЧИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 281 - 286. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8806 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8806



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.