'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 44

Просмотры  33 просмотров

Кривчикова Т.А., Кривчикова Л.А.

  


СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ *

  


Аннотация:
в статье поднимается вопрос адаптации детей-сирот. Встречается множество причин, по которым ребенок попадает в детский дом, в результате чего он сталкивается с тяжелым периодом адаптации: новое место, люди, непонимание происходящего, потеря близких. Для помощи необходимо учитывать особенности ребёнка и следовать определенным условиям   

Ключевые слова:
адаптация, социальная адаптация, дисгармония, интернат, социальная среда   


УДК 37

Кривчикова Т.А.
 студентка 2 курса
Белгородский государственный национальный исследовательский университет

(г. Белгород, Россия)


Кривчикова Л.А.
 воспитатель
ГБУ «Прохоровский центр развития и социализации ребенка»

(г. Белгород, Россия)

 

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация: в статье поднимается вопрос адаптации детей-сирот. Встречается множество причин, по которым ребенок попадает в детский дом, в результате чего он сталкивается с тяжелым периодом адаптации: новое место, люди, непонимание происходящего, потеря близких. Для помощи необходимо учитывать особенности ребёнка и следовать определенным условиям.

 

Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, дисгармония, интернат, социальная среда.

 

Адаптация приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды.

Социальная адаптация – это процесс, в результате которого один или более человек приспосабливаются к социальной среде.

На сегодняшний день дети-сироты, проживающие в учреждениях интернатного типа, часто сталкиваются с проблемами социальной адаптации. Это одна из основных причин дисгармонии личности. В раннем возрасте дети нуждаются в тесном эмоциональном контакте со значимыми взрослыми людьми. Нарушение механизмов этой связи приводит к различным болезням. Более 50% детей-сирот имеют задержку психического развития, недоразвитие речи, трудности в построении коммуникации и новыми знакомствами.

Воспитание в детском доме само по себе может привести к получению ребенком серьезных заболеваний. Исследования ученых отмечают, что развитие детей в детских домах происходит особым способом, что оставляет свои следы на личности, его характере и поведении.

Как и в любой социальной среде адаптацию ребенка в детском доме можно разделить на следующие этапы:

  1. Острый период, или период дезадаптации. На данном этапе прослеживается ярко выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микро – социальной среды. В это время наиболее выражены сдвиги в поведенческих параметрах - взаимоотношения со взрослыми, детьми, речевой активности, игре и т.д. Существует ряд признаков, характеризующих нарушения в соматическом состоянии (уменьшение массы тела, снижение сопротивляемости к инфекциям и др.).
  2. Подострый период, или собственно адаптация, когда ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие формы оведения. Уменьшаются отклонения в различных системах, но происходит это не синхронно. Быстрее всего нормализуется аппетит (до 15 дней), более продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния. Медленнее всего приходят в норму игра и речевая активность (до 60 дней).
  3. Период компенсации, или адаптированности к данным социальным условиям, когда жизнедеятельность организма нормализуется.

Ситуация, когда ребенка отдают на усыновление. И вдруг оказывается, славный малыш превратился в озлобленного зверька: ничего не хочет, не ест, не спит, капризничает. В конце концов, ребенок заболевает или выдаёт выраженные невротические реакции, у него развивается тяжелый адаптационный синдром. Этого можно избежать если:

1.Будущие родители должны в течение длительного времени (1 – 3 мес.) навещать ребенка в доме ребенка, наблюдать особенности его поведения в группе.

  1. Завязать с ребенком личностные эмоциональные отношения, с тем чтобы ребёнок радовался их приходу. Надо больше общаться с ребенком, играть, гулять, брать на руки, чтобы появилось чувство защищенности в присутствии именно этого взрослого.

 Как помочь ребенку в адаптации:

  1. Поддержка ребенка.

Помогите ребенку справиться со страхом перед неизвестностью: проявляйте внимание к его чувствам, сообщайте ему о планах на будущее, обсуждайте их с ним, обсуждайте с ним семейные правила. Поддерживайте связи ребенка с его друзьями, воспитателями детского дома, родственниками и другими значимыми для него людьми.

  1. Игра.

Настольные игры, жмурки, домашний, театр, снежки… Игра – это такое времяпрепровождение с ребенком любого возраста, в котором забываются тревоги, снимается напряжение, развиваются теплые доверительные отношения и контакт».

Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, в современных условиях является наиболее актуальной. Дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют особую группу, которая нуждается в помощи социальной адаптации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. https://yandex.ru/search/?text=практикум+по+культуре+речевого+общения+самосенкова&lr=4&clid=2413688-71&win=561&suggest_reqid=791321304166437648410507160551301
  2. https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2019/10/09/osobennosti-adaptatsii-detey-v-dome-rebenka
  3. https://studbooks.net/966669/pravo/osnovnye_problemy_detey_sirot_detey_ostavshihsya_popecheniya_roditeley 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Кривчикова Т.А., Кривчикова Л.А. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 264 - 267. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8803 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8803



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.