'
Касторнов Ю.А.
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У ПОСЕТИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЕЕ *
Аннотация:
актуальность исследования определяется в необходимости развития творческих способностей, вклад которые является важной задачей, раскрывающий творческий потенциал посетителей музея. Представлен анализ форм музейной деятельности. Результаты: музеи являются полноправными участниками культурных и творческих индустрий раскрыть творческий потенциал посетителей
Ключевые слова:
креативность, музей, творчество, культурно-образовательная деятельность, общение
УДК 37
Касторнов Ю.А.
студент
Тюменский государственный университет
(г. Тюмень, Россия)
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У ПОСЕТИТЕЛЕЙ
В СОВРЕМЕННОМ МУЗЕЕ
Аннотация: актуальность исследования определяется в необходимости развития творческих способностей, вклад которые является важной задачей, раскрывающий творческий потенциал посетителей музея. Представлен анализ форм музейной деятельности. Результаты: музеи являются полноправными участниками культурных и творческих индустрий раскрыть творческий потенциал посетителей.
Ключевые слова: креативность, музей, творчество, культурно-образовательная деятельность, общение.
Вклад в развитие человеческого капитала является важной задачей, приоритетом которого становиться раскрытия творческого потенциала людей.
Мировой опыт доказывает, что творческие пространства, являясь центрами развития креативности, в связи с этим необходимо переосмыслить роль музея в развитии и образовании в частности детей и молодежи.
Понятие «креативность» охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, обеспечивающих становлению способности к творчеству [2, с.6].
В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова определяют креативность (от лат. creation — созидание) как способность к творчеству, созиданию, продуцированию идей, методик, технологий, проектов; включает повышенную чувствительность к проблемам, к выявлению противоречивости знания.
Также, креативность (от англ. create — творить, создавать) — универсальная познавательная творческая способность [1, с.42, с.62].
Креативность предполагает, что творец (креатор) способен создавать не столько новые продукты, сколько оригинально интерпретировать существующие методы и схемы для создания культурного продукта.
Рассматривая развитие творческих пространств на базе музея необходимо выделить работы по созданию направлений развития творческих инициатив, которые помогают реализовывать инновационные творческие проекты в сфере культуры, проводить мероприятия нового формата, создавать новые социокультурные проекты и поддерживать творческие инициативы, которые помогут посетителям реализовать себя. В современных условиях культурно-образовательная деятельность музея ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя.
В процессе музейной коммуникации посетители приобретают новые умения и навыки обучения в освоении информации, передача и усвоение знаний. Обучение в музее предполагает получение дополнительных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях.
Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется разнообразием и подлинностью музейных предметов.
Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках культуры, с целью выявления и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса.
Это направление может быть реализовано в форме студии, творческой лаборатории, фестиваля, викторины, исторической игры и других мероприятий. Студия ставит целью раскрыть творческие способности участников на основе изучения музейных собраний.
Творческая лаборатория в музее объединяет заинтересованных лиц, ведущих под руководством научного сотрудника экспериментальную научную деятельность в сочетании действие с широким кругом с творческой практикой. Фестиваль участников, сопровождающееся показом и смотром различных видов искусства или работ, выполненных участниками студий, кружков, иных творческих групп. Общение – установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций.
Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме встречи, клуба, олимпиады, или в какой-либо иной форме.
Формы как и направления подвижны, они совершенствуются и развиваются, складываются продолжительное время и изменяются с течением времени под влиянием исторических обстоятельств, научных поисков и разработок, запросов социума. Основной принцип любой формы культурно-образовательной предоставление посетителям возможности заниматься той деятельностью, которая их интересует, создание условий для самореализации. При этом важно учитывать психологические особенности различных типов и категорий музейных посетителей. Эффективность этой работы зависит и от взаимодействия музея и запросов общества. В настоящее время культурно-образовательная деятельность – одно из ведущих направлений музейной работы, в том числе, с детской и подростковой аудиторией [3, с.3].
В музеях разрабатываются адресные программы, ориентированные как на детскую, так и взрослую аудиторию, создаются отделы образования с новой структурой, организовываются детские центры, экспозиции, выставки для детей и семей. Процессы интеграции способствуют выявлению новой проблематики, новых методик, что находит преломление в культурно-образовательных программах, проектах [4, с.7].
Музей являются не только площадкой распространения культурного продукта, но и продвижения, популяризации различных идей. Креативный подход в музее демонстрирует и создает особое настроение, увеличивает впечатление от его посещения.
Музеи имеют ресурсы для создания и продвижения музейного продукта, собственную инфраструктуру сбыта, и растущий потенциал рынка, а также учитывая влияние музеев на развитие территорий, музеи являются полноправными участниками культурных и творческих индустрий, способных раскрыть творческий потенциал посетителей музеев.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2
Ссылка для цитирования:
Касторнов Ю.А. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У ПОСЕТИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЕЕ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 252 - 256. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8800 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*