'
Еременко А.В., Буркина И.В.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЭПБУКА КАК СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ *
Аннотация:
трудовая деятельность является важным компонентом образовательного процесса, способствуя формированию навыков самостоятельности, ответственности и творческого мышления у детей. Лэпбук является одним из эффективных средств развития трудовой деятельности в дошкольном возрасте, который представляет собой творческий проект, в котором дети могут совмещать игру, исследование и практическую работу. В данной статье рассматривается роль и педагогические возможности лэпбука в трудовом воспитании дошкольников
Ключевые слова:
лэпбук, труд, трудовое воспитание, творчество, дошкольник, воспитание
УДК 37.013
Еременко А.В.
студентка кафедры дошкольного и начального образования
Ставропольский государственный педагогический институт
(г. Ставрополь, Россия)
Научный руководитель:
Буркина И.В.
канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования
Ставропольский государственный педагогический институт
(г. Ставрополь, Россия)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЭПБУКА
КАК СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Аннотация: трудовая деятельность является важным компонентом образовательного процесса, способствуя формированию навыков самостоятельности, ответственности и творческого мышления у детей. Лэпбук является одним из эффективных средств развития трудовой деятельности в дошкольном возрасте, который представляет собой творческий проект, в котором дети могут совмещать игру, исследование и практическую работу. В данной статье рассматривается роль и педагогические возможности лэпбука в трудовом воспитании дошкольников.
Ключевые слова: лэпбук, труд, трудовое воспитание, творчество, дошкольник, воспитание.
В настоящее время в связи с осуществлением воспитательной деятельности, с опорой на требования образовательных стандартов, перед педагогами ставится задача поиска новых и нестандартных способов взаимодействия с воспитанниками, которая требует гибкость, разнообразие и креативность в выборе образовательных технологий, позволяющие каждому ребенку раскрыть свои интересы и потребности.
Вопросы, связанные с трудовым воспитанием, занимают важное место в общей системе воспитательной работы с дошкольниками. В российской педагогической науке накоплен огромный объем теоретических знаний и практического опыта в области трудового воспитания. Этот опыт основывается на понимании того, что дети, занимаясь трудовой деятельностью, развивают свои физические, интеллектуальные, эмоциональные и социальные способности [2].
Однако в последние годы значительно изменились требования к содержанию образования, что привело к пересмотру многих прежних установок и правил, связанных с трудовым воспитанием. Вместе с тем, эти изменения открывают новые возможности для более гибкого и современного подхода к трудовому воспитанию, учитывая современные вызовы и потребности обучающихся. Современное трудовое воспитание стремится развивать у детей такие навыки, как самостоятельность, ответственность, творческое мышление, сотрудничество и умение решать проблемы. Вместе с тем, педагоги стараются вовлекать родителей в трудовые занятия, чтобы создать партнерский подход и укрепить взаимодействие между семьей и дошкольным образовательным учреждением.
С самого раннего детства формируется отношение человека к труду, и дошкольный период играет важную роль в этом процессе. В этом возрасте дети начинают формировать первоначальные представления о том, как устроена жизнь, как функционируют ее системы, и как труд человека влияет на его существование. В течение дошкольного периода, активно исследуя окружающий мир, дети наиболее открыты для формирования трудовых навыков, которые способствуют наилучшему усвоению знаний и развитию их личности в целом. Они осваивают элементарные умения и навыки, такие как порядок, самообслуживание, забота о себе и других, а также сотрудничество в коллективе.
Трудовое воспитание в дошкольном возрасте необходимо для формирования у детей осознания ценности труда, его важности для достижения личных и общественных целей. Оно также способствует развитию самостоятельности, ответственности, творческого мышления и умения решать проблемы. Через взаимодействие с различными материалами, инструментами и задачами, дети осваивают разнообразные способы трудовой деятельности, что способствует их полноценному физическому, интеллектуальному и эмоциональному развитию [1].
Одним из эффективных средств, способствующих развитию трудового воспитания, является использование лэпбуков. Лэпбук - это интерактивное образовательное пособие, созданное на основе складной основы и содержащее различные складные элементы, такие как карточки, кармашки, вкладыши и другие детали [3].
Использование лэпбука в рамках трудовой деятельности позволяет детям проявить свою творческую инициативу и индивидуальность. Ребенок может самостоятельно выбрать материалы, оформление и содержание своего лэпбука, вносить свои идеи и вклад в процесс создания. Такой подход позволяет каждому ребенку находиться в центре своего творческого процесса и развивать уникальные навыки и способности. Кроме того, создание лэпбука в рамках трудовой деятельности способствует развитию мелкой моторики рук, усидчивости, внимания к деталям и последовательности действий. Ребенок будет активно работать с различными материалами, такими как бумага, ножницы, клей, краски, что способствует развитию его моторных навыков и координации движений [4].
Основные педагогические возможности лэпбука в контексте трудового воспитания детей:
- развитие трудовых навыков. Создание лэпбуков требует активной деятельности рук, такой как вырезание, склеивание, раскрашивание и украшение различных элементов. Это развивает моторику и мелкую моторику детей, улучшает координацию движений и требует трудового усилия и терпения;
- формирование ответственности и самостоятельности. Дети, занимающиеся созданием лэпбука, берут на себя ответственность за выполнение работы. Они должны планировать свои действия, управлять временем и ресурсами, следовать инструкциям. Такой подход развивает у детей самостоятельность, ответственность за результаты своей работы и умение принимать решения;
- развитие творческого мышления. Лэпбук предоставляет детям возможность самостоятельно оформлять и организовывать страницы. Они могут использовать свою фантазию, выбирать цвета, декоративные элементы, придумывать уникальные идеи для каждого элемента и искать новые способы представления информации, создавать нестандартные элементы и применять инновационные подходы. Они могут использовать различные материалы, техники и инструменты, чтобы сделать свои работы оригинальными и уникальными. Такой подход способствует развитию творческого мышления, воображения и оригинальности;
- формирование понимания ценности собственной трудовой деятельности. Усвоение трудовых ценностей, а именно создание лэпбука, требует от детей усилий, труда и терпения. Они учатся ценить результат своего труда, осознавать его ценность и развивать уважение к труду других людей. Таким образом, лэпбук помогает формировать у детей трудовые ценности, такие как ответственность, целеустремленность и уважение к труду.
В заключение подчеркнем, что использование лэпбука в детской трудовой деятельности является эффективным средством для реализации принципа индивидуализации в дошкольном образовании. Лэпбук в трудовой деятельности является не только творческим продуктом, но и средством развития различных компетенций у детей. Он способствует индивидуализации образования, позволяя каждому ребенку выразить свою уникальность и самостоятельность. Лэпбук стимулирует любознательность, творческое мышление и организационные навыки, придавая детской трудовой деятельности значимость и удовлетворение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2
Ссылка для цитирования:
Еременко А.В., Буркина И.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЭПБУКА КАК СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 233 - 238. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8797 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*