'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 36

Просмотры  184 просмотров

Григорьев А.В., Кадыкова Ю.А.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. ТЕМА УРОКА: «ПОЛУЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ КИСЛОТ. ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТ» *

  


Аннотация:
статья посвящена формированию функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Функциональная грамотность направлена на творческое, открытое мышление, нахождение нестандартных путей решения поставленных задач, опирается на имеющиеся знания и умение добывать недостающую информацию самостоятельно   

Ключевые слова:
функциональная грамотность, индикаторы, кислоты, естественнонаучная грамотность   


УДК 37

Григорьев А.В.

магистрант 2 курса, факультета естествознания,

кафедры химии и химической технологии

Актюбинский региональный университет им. К. Жубанова

(г. Актобе, Казахстан)

 

Кадыкова Ю.А.

кандидат технических наук, профессор, кафедры технологии

и оборудования химических, нефтегазовых и пищевых производств

Оренбургский государственный университет им. Ю.А. Гагарина

(г. Оренбург, Россия)

 

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

НА УРОКАХ ХИМИИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ. ТЕМА УРОКА: «ПОЛУЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ

КИСЛОТ. ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТ»

 

Аннотация: статья посвящена формированию функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Функциональная грамотность направлена на творческое, открытое мышление, нахождение нестандартных путей решения поставленных задач, опирается на имеющиеся знания и умение добывать недостающую информацию самостоятельно.

 

Ключевые слова: функциональная грамотность, индикаторы, кислоты, естественнонаучная грамотность.

 

В современном, стремительно меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, содействующих активному участию людей в общественной, культурной, политической и экономической деятельности, а еще обучению на протяжении всей жизни.

Функциональная грамотность направлена на творческое, открытое мышление, нахождение нестандартных путей решения поставленных задач, опирается на имеющиеся знания и умение добывать недостающую информацию самостоятельно.

Задача системы образования 21 столетия состоит не в передаче знаний, не в определении уровня освоения школьных программ, а в способности учащихся использовать полученные в школе знания и умения в повседневной жизни.

Функциональная грамотность включает в себя:

  • познавательную базу, представляющую собой органическую целостность предметных, метапредметных, интегративных познаний, умений и навыков, которые обеспечивают осознавание и осуществление определенных правил, норм и инструкций;
  • образовательное пространство, которое представляет постигаемую обучающимися общность источников информации о сущности функциональных задач и методов их решения;
  • способы решения функциональных проблем, которые активно востребуются обучаемыми в процессе деятельности.

Функциональная грамотность - понятие метапредметное, и следственно она формируется при изучении различных школьных дисциплин и имеет многообразные формы проявления:

  • читательская грамотность
  • математическая грамотность
  • естественнонаучная грамотность
  • финансовая грамотность
  • креативное мышление
  • глобальные компетенции.

Все виды грамотностей направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся, позволяющих ученикам решать трудные задачи: критическое мышление, креативность, коммуникативность, командная работа в решении проблем. От того что мы живем в эру глобализации и взаимодействия, наши дети обязаны быть удачными и конкурентоспособными в современном мире. И наша с вами задача как педагогов выстроить свою работу так, дабы дети владели всеми нужными навыками 21 века и были готовы к жизни в постиндустриальном информационном обществе.

Представляю разработанный краткосрочный план урока «Получение и применение кислот. Химические свойства кислот» для 8 класса, в которой представлены приемы формирования функциональной грамотности.

 

Класс: 8.

Предмет: химия.

Тип урока: урок открытия нового знания (урок-исследование).

Цель урока: создание условий для проявления познавательной активности учеников: для знакомства с химическими свойствами кислот; для формирования практических умений.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, учебник, тетрадь, химическое оборудование и реактивы, периодическая система, таблица растворимости солей, оснований и кислот.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Функциональная грамотность

Организационный момент

Приветствие обучающихся, проверка отсутствующих, настрой на работу.

Приветствие учителя

 

Мотивация

Прием «А знаете ли вы, что…»
Сицилийское озеро является самым опасным в мире. В его водах содержится большая концентрация вещества, которое поступает в озеро из подземных источников. Естественно, в озере не водится никакой рыбы, и подходить к нему близко смертельно опасно как для животных, так и для человека. Местные жители прозвали этот водоем озером смерти. Однако именно такой состав озера делает его потрясающе красивым.
И это вещество сейчас находится у вас на столах в пробирке.
Давайте определим, что же это за вещество. А помогут нам в этом индикаторы.

Слушают учителя

Глобальные компетенции

- Какие вы знаете индикаторы?
- Как они изменяют свою окраску в щелочной среде? А в кислой?

Отвечают на вопросы учителя

 

Лабораторный опыт.
Опустить лакмусовую бумажку в пробирку с веществом.
Итак, что же за вещество у вас в пробирках.
Верно, это кислота. Если быто точными, то в водах сицилийского озера содержится концентрированная серная кислота.

Выполняют лабораторный опыт, наблюдают, делают выводы.

Креативное мышление

Актуализация ранее изученного материала, целеполагание

Прием «Знаю - хочу узнать»

Знаю

Хочу узнать

- определение кислот

- химические свойства кислот

- названия кислот

- применение кислот

- классификацию кислот

 

Мы с вами столько уже знаем. Тогда, что мы хотим узнать в ходе урока? Это и будет целью нашего урока.

Совместно с учителем заполняют таблицу

Формулируют цель урока

Креативное мышление

Открытие нового знания

Какая тогда тема урока? Тема урока «Получение и применение кислот. Химические свойства кислот». Запишите тему урока в тетради

Записывают тему урока

 

В тетради составляют опорный конспект по ходу изучения материала.
Прием «Рука - помощница».
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку, в центре ладони записать «химические свойства кислот». Каждый палец - это одно химическое свойство. И с первым свойствам мы уже познакомились: это изменение окраски индикатора. Запишите его в наш опорный конспект.
А теперь я предлагаю вам стать учеными-химиками и в группах изучить свойства кислот на примере серной кислоты.

Зарисовывают ладонь, составляют опорный конспект

Читательская грамотность

Естественно-научная грамотность

Креативное мышление

Лабораторный опыт в группах (приложение 1).
Каждая группа изучает свойства серной кислоты, используя и инструктивные карты.
После каждого выполненного опыта идет обсуждение.
На доске ученики записывают уравнения реакций после каждого проведенного опыта, составляют ионные уравнения.

Читают инструктивные карты, выполняют, опыт делают выводы, записывают уравнения реакций у доски и в тетради

 

Итак, с какими же классами веществ реагируют кислоты?

Отвечают на вопрос учителя

 

Динамическая пауза

Наклоните головой вперед - назад столько раз, сколько атомов в фосфорной кислоте (восемь).

Хлопните в ладоши столько раз, каков заряд у сульфат - иона (два хлопка)

Выполняют упражнения

 

Первичное закрепление новых знаний

Выполнение задания

При повышенной кислотности желудка по рекомендации врача принимают сироп «Альмагель», содержащий гидроксиды алюминия и магния. На чем основано действие этого препарата, понижающего содержание кислоты в желудке? Напишите уравнения соответствующих реакций, зная, что желудочный сок содержит соляную кислоту.

Выполняют задание у доски, составляя уравнения реакций. Отвечают на вопросы

Креативное мышление
Естественно-научная грамотность

Подведение итогов. Рефлексия. Оценивание

Какой итог нашему уроку мы можем подвести?

Итак, сегодня в рамках уроке мы изучили химические свойства кислот и экспериментально доказали эти свойства.

Отвечают на вопрос учителя

 
 

Прием «Проложи фразу»
• Сегодня на уроке я узнал…
• Мне было непонятно…
• Очень трудное в работе…
• Очень интересное в работе…
• Задания мне были по силам…
• В процессе работы я научился…

Я хочу сказать спасибо вам за урок, мне понравилось, как вы работали.

Выставление оценок за урок.

Высказывают свое мнение

 

Домашнее задание (приложение 2)

п. 39, выучить свойства кислот
Учащиеся получают необычное домашнее задание разного уровня сложности "Кем вы считаете себя в химии?": кандидатом наук, профессором или академиком. Ученые степени расположены в порядке возрастания от кандидата наук до академика. Самая высшая учёная степень - академик. Дома ученики выбирают посильный для себя вариант работы с той учёной степенью, на которую они претендуют. Каждый вариант работы включает 2 задания, одно из них носит творческий характер.

Мне бы хотелось завершить урок мудрым высказываем М.В.Ломоносова: "Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений рождённых только воображением". Поэтому пробуйте, делайте, а не просто говорите.

Записывают домашнее задание

 

 

Приложение 1

Инструкция по проведению эксперимента

Внимание! Соблюдайте осторожность при работе с кислотами!

 

Опыт №1. В  три  пробирки, в которых находится магний, цинк и медь  добавьте раствор серной  кислоты. Что вы наблюдаете? В какой пробирке реакция началась быстрее? Почему?

Опыт  №2. В пробирку  добавьте раствора щёлочи NaOH. В эту же пробирку добавьте раствор индикатора фенолфталеина, а затем раствор серной кислоты. Что произошло? Какой можно сделать вывод?

Опыт  №3. Получите нерастворимое основание: для этого к СuSO4  прилейте раствор щёлочи NaOH. Что наблюдали? В эту же пробирку добавьте раствор серной кислоты. Что произошло? Какой можно сделать вывод?

Опыт  №4. К карбонату натрия прилейте серную кислоту? Что произошло? Какой можно сделать вывод?

 

 

Приложение 2

Домашнее задание по теме:

«Получение и применение кислот. Химические свойства кислот»

Кем вы считаете себя в химии?

Кандидатом наук

  1. Напишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение реакции, для следующих реакций:
    • гидроксид калия + серная кислота®;
    • карбонат калия + азотная кислота®;
  2. Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану:
  3. Капните 1-2 каплями лимонного сока на лакмусовую бумажку.
  4. Отметьте цвет лакмусовой бумажки.
  5. Зарисуйте опыт с лимоном в тетрадь и зафиксируйте результаты опыта.
  6. Сделайте вывод о том, почему лимон кислый.

Профессором

  1. Исходя из сокращённых ионных уравнений реакций:

1) 3Ba2+ + 2PO43- ® Ba3(PO4)2        2) Zn2+ + S2- ®ZnS

составьте полное ионное и молекулярное уравнения реакций

  1. Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану:
  2. Опустите лакмусовую бумажку в стакан с лимонадом.
  3. Пронаблюдайте изменение цвета лакмусовой бумажки.
  4. Зарисуйте опыт с лимонадом в тетради и зафиксируйте результаты опыта.
  5. Какое вещество, содержащееся в лимонаде, изменяет окраску индикатора? Почему? Письменно сделайте вывод;
  6. Определите формулу этого вещества;
  7. Составьте уравнение электролитической диссоциации данного вещества.

Академиком

  1. В приведённых ниже схемах уравнений реакций замените буквы и слова формулами соответствующих веществ. Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций между этими веществами.

1)  С  +   кислота ®соль  +  кислота;

2)  Д   +  кислота  ®соль  +  вода;

3)  А  +   кислота  ®соль  +  вода  +  газ;

  1. Используя дополнительную литературу, соберите сведения о распространённости в природе кислот и областях их применения. Придумайте способ представления собранного материала на листе формата А4 и представьте его.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. О.С.Габриелян. Учебник: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. - М.: Дрофа, 2013. - 286 с.
  2. Рохлов В. С. Методика формирования и оценивания образовательных навыков, компетенций обучающихся по программам основного общего образования по биологии, необходимых для решения практико-ориентированных задач. - М., 2021. - 33 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Григорьев А.В., Кадыкова Ю.А. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. ТЕМА УРОКА: «ПОЛУЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ КИСЛОТ. ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТ» // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 216 - 226. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8795 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8795



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.