'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 29

Просмотры  67 просмотров

Аллаярова В.С., Олексюк З.Я.

  


ТРУДНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ *

  


Аннотация:
статья рассматривает проблематику внедрения инклюзивного образования в Казахстане. Авторы выявляют сложности, возникающие в процессе обучения учеников в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях. Определяют наиболее распространённые проблемы препятствующие нормального построению инклюзивного образования   

Ключевые слова:
инклюзивное образование, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное учреждение, общеобразовательная школа   


УДК 37.062.1

Аллаярова В.С.

магистрант 2 курса кафедры специального и инклюзивного образования

Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова

(г. Караганда, Казахстан)

 

Научный руководитель:

Олексюк З.Я.

Доктор PhD

кафедры специального и инклюзивного образования

Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова

(г. Караганда, Казахстан)

 

ТРУДНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

 

Аннотация: статья рассматривает проблематику внедрения инклюзивного образования в Казахстане. Авторы выявляют сложности, возникающие в процессе обучения учеников в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях. Определяют наиболее распространённые проблемы препятствующие нормального построению инклюзивного образования.

 

Ключевые слова: инклюзивное образование, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное учреждение, общеобразовательная школа.

 

В Казахстане наблюдается ежегодный рост числа детей с особыми образовательными потребностями. На 2020 год этот показатель составил 139 887 человек. Правительство Казахстана проделало большую работу по внедрению инклюзивного образования в образовательную систему. Была осуществлена подготовка специалистов-тьюторов, открыты кабинеты поддержки инклюзии и разработаны специальные учебные программы на основе общеобразовательных. Они учитывают психофизические особенности и познавательные возможности детей с ООП и направлены на их обучение и развитие. Одной из главных задач инклюзивного образования является совместное обучение нормотипичных детей и детей с ООП в общеобразовательных организациях. Самую многочисленную группу среди учащихся с ООП составляют дети с ЗПР, то есть с задержкой психического развития.

Под инклюзивным образованием (от французского слова inclusif включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) понимают воспитание и обучение, направленное на активное включение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду.

Однако, вопреки всем усилиям, воспитание и обучение детей с ООП сталкивается с рядом трудностей, начиная от дошкольного учреждения.

Недостаток подготовленности педагогических кадров

Одной из основных проблем, с которой сталкиваются детские сады при внедрении инклюзивного образования, является недостаток подготовленности педагогических кадров. Многие воспитатели не обладают достаточной квалификацией, чтобы работать с детьми с ограниченными возможностями, а также не имеют опыта в создании условий для адаптации таких детей к образовательной среде детского сада.

Несоответствующее образовательное оборудование

Другой проблемой, которая ограничивает внедрение инклюзивного образования в детский сад, является недостаточное количество специализированного оборудования и материалов для помощи детям с ограниченными возможностями. Для детей с физическими нарушениями, например, необходимы специальные кресла и инвалидные коляски, а для детей с нарушениями слуха и зрения нужны специальные оборудования и материалы.

Отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов.

Квалифицированные специалисты – это чрезвычайно важный элемент для успешного внедрения инклюзивного образования в детский сад. Для работы с детьми, имеющими особенности, такие как нарушения речи, слуха, зрения или поведения, очень важно наличие квалифицированных специалистов, таких как логопеды, психологи и другие.

Отношение родителей.

Существенной проблемой является отношение родителей как нормально развивающихся детей, так и детей с ООП к внедрению инклюзивного образования в детские сады. Так как родители детей с ООП очень часто считают, что специалисты в одиночку справятся с воспитанием и обучением, переоценивая возможности перспективы развития своих детей.  Родители нормально развивающихся детей зачастую негативно относятся к пребыванию ребенка с ООП в общей группе, так как считают, что данный ребенок может как-то навредить их детям.

Недостаточное финансирование образования

Еще одной важной проблемой является недостаточное финансирование образования. Инклюзивное образование может потребовать значительных денежных затрат, например на закупку специального оборудования, педагогических материалов и подготовку учителей. В связи с этим, проведение реформы, может нередко требовать больших инвестиций[1].

Проблемы, которые существуют в дошкольном учреждении, сохраняются и при поступлении в школу, более того их ждет еще больше трудностей которые связанны непосредственно с образованием.

Ограниченный доступ к образованию

Некоторые ученики с особыми образовательными потребностями в селах не имеют доступа к образованию в Казахстане по экономическим причинам, либо  школы не имеют специального оборудования или необходимых условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями. В некоторых случаях, отсутствует возможность охраны и безопасности для детей с ООП. Это негативно влияет на их обучение и продолжительность образовательной карьеры.

Несоответствие учебных программ индивидуальным потребностям каждого ребенка.

Инклюзивное обучение предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку, однако не все учебные программы предоставляют достаточное количество индивидуальных заданий, чтобы учесть потребности всех детей в классе. Согласно закону Республики Казахстан «Об образовании», дети с ООП должны обучаться по адаптированным программам, которые будут учитывать структуру дефекта.

Непринятие ученика с особыми образовательными потребностями учителями школы.

Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах учащихся с ООП и не готовы к включению таких учеников в процесс обучения в классах. Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Кроме того, имеет место предвзятость и отрицательная установка по отношению к учащимся с ООП. [2].

Неспособность некоторых родителей понять принципы инклюзивного образования

Некоторые родители боятся, что обучение с детьми со особыми образовательными потребностями может негативно повлиять на образование своих детей и ухудшить их успеваемость. Однако, это нередко является заблуждением. Ряд исследований показывает, что дети, обучающиеся в инклюзивной среде, имеют более устойчивые социальные связи и более высокий уровень эмоциональной благополучности.

И если до четвертого класса дети с ОВЗ не так сильно отличаются от остальных сверстников, то дальше им становится сложнее.  Переход в пятый класс это один из самых сложных школьных периодов. Так как меняется кабинетная система, учителя и возможно одноклассники и приходится заново адаптироваться к школьным изменениям, но помимо этого добавляется еще ряд трудностей, которые сопровождают учащихся при переходе в среднее звено[3].

Для учеников пятого класса с особыми образовательными потребностями ситуация новизны на месте новой школы может вызвать тревогу и способствовать развитию школьной дезадаптации. Как следствие этого возникнут адаптационные проблемы, которые могут отрицательно повлиять на успеваемость, коммуникацию с одноклассниками и учителями, удовлетворенность своих потребностей и желаний, и т.д. Эти проблемы могут иметь серьезные психологические последствия.

Рабочие учебные планы (РУП) строятся без учета специальных дисциплин и  особенностей дефекта и отсюда вытекает не менее важная проблема.

Увеличение интеллектуальной нагрузки, так как во время обучения в среднем звене предъявляются высокие требования в изучении учебного материала. 

Психофизическая незрелость. Подростки с ООП в силу своего дефекта в подростковом возрасте начинают сильно отличаться от своих сверстников, в то время как у нормотипичных подростков появляются вторичные  половые признаки, учащиеся с ООП все еще напоминают младших школьников. И нередко данная причина становится поводом для насмешек над учащимися с ООП.

Предвзятое отношение учителей. Переходя на среднюю ступень образования учителя-предметники проявляют свою направленность на поддержку достижений в учебной успешности, а как описано выше подростки с ООП имеют трудности в обучении. В связи с этим учителя, не видя мотивации от учащихся с ООП ориентируются на более успешных детей, тем самым провоцируя учащихся с ООП негативное отношение к предмету[5].

Помимо общеобразовательной работы, у детей с ООП должна проводиться, и профориентационная работа, ее необходимо начинать с пятого класса, психологически подготавливая к тому, что выбрать можно только достаточно узкий круг профессий.

При этом необходимо помнить, что в это время у детей идет переживание подросткового кризиса, как отмечают психологи и педагоги, подростковый возраст – самый неуравновешенный и критичный, что создает большие препятствия для взаимодействия между учениками и развитии инклюзивного образования в целом

Конечно, эти сложности являются серьезными препятствиями для внедрения инклюзивного образования подростков в Казахстане, но они не являются вечными проблемами, которые нельзя решить. Они требуют коллективного решения со стороны всех общественных групп, учителей, родителей и студентов, политиков и всех заинтересованных сторон, чтобы развивать социокультурную среду, которая бы способствовала успешному внедрению инклюзивного образования в Казахстане.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Ташмакова С.М., Сагилова Ж.К. «Практическая реализация модели инклюзивного образования в казахстанской школе». Science & reality.- 2020,- [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://zhurnalnir.ru/doc/publ/Inklyziv.pdf
  2. Елисеева И.Г., Ерсарина А.К «педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе» метод. рекомендации- Алматы: ННПЦ КП, 2019. - 96с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://opmpkpvl.kz/wp-content/uploads/2021/06/
  3. Козодаева Е.А. «Проблемы инклюзивного образования в ДОУ». Nsportal.2018,- [Электронный ресурс] – Режим доступа: «Проблемы инклюзивного образования в ДОУ» | Статья на тему: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
  4. Крайник В.Л. Ерохин В.В. «Ключевые проблемы инклюзивного образования в современной школе».-2019,- [Электронный ресурс]
  5. Першина Н.А. Шамардина М.В. «Особенности инклюзивной культуры подростков». Психолого-педагогические, социально-философские вопросы духовной и физической культуры. 2019,- [Электронный ресурс] – Режим доступа: osobennosti-inklyuzivnoy-kultury-podrostkov.pdf 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Аллаярова В.С., Олексюк З.Я. ТРУДНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 183 - 189. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8788 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8788



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.