'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 25

Просмотры  55 просмотров

Юзбашян А.П.

  


НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности налоговой системы России на современном этапе и предпосылки их возникновения во взаимосвязи с практической реализацией. Проводится анализ структуры налогов, выявляются недостатки, особенности их функционирования   

Ключевые слова:
налоги, налоговая система, налоговая нагрузка, налоговые каникулы, национальная экономика   


УДК 33

Юзбашян А.П.

студент, Липецкий филиал

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ

(г. Липецк, Россия)

 

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ

 И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности налоговой системы России на современном этапе и предпосылки их возникновения во взаимосвязи с практической реализацией. Проводится анализ структуры налогов, выявляются недостатки, особенности их функционирования.

 

Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговая нагрузка, налоговые каникулы, национальная экономика.

 

Любое государство имеет свои функции – внешние и внутренние, наше государство не является исключением. К внешним функциям относят деятельность страны и ее представителей на международной арене, например, защита государственных границ (функция обороны), сотрудничество государств в решении глобальных проблем (например, международный терроризм), поддержка мирового правопорядка и другие. Внутренними функциями выступают – политическая, экономическая, социальная, экологическая и другие. Нас интересует экономическая деятельность государства, выражающаяся в установлении налогов, выработке программ экономического развития России и некоторые другие направления деятельности в этой сфере [5].

Для начала рассмотрим историю развития и становления финансовой системы России в различные временные периоды. Основной формой налогообложения Древней Руси была дань, которую платили в казну князя. Сначала она носила нерегулярный характер, уплачивалась только побежденным государством (контрибуция). Примером может послужить поход князя Олега Вещего в 907 году в Византию, в результате чего был заключен договор, по которому византийцы должны были выплатить контрибуцию и ежегодно уплачивать дань. Дань выступала прямым налогом, а косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин [7].

После прихода на Русь Золотой Орды поборы платили хану уже князья. Ежегодно из русских земель в виде дани уходило огромное количество денег, пушнины и других драгоценных вещей. Данные поборы истощали экономику Руси и мешали развитию товарно-денежных отношений вплоть до 1480 года.

После свержения монголо-татарского ига налоговая система была реформирована Иваном III, который ввел первые русские косвенные и прямые налоги. Основным прямым налогом выступала подушная подать, которой облагались крестьяне и посадские люди. Главную роль играли целевые налоги, которые шли на строительство оборонительных укреплений, создание регулярной армии и т.п.

В период правления царя Алексея Михайловича в семнадцатом веке система налогообложения России была достаточно упорядочена. В 1655 году был создан специальный орган - Счетная палата, которая занимался контролем за фискальной деятельностью и исполнение доходной части бюджета. Введение огромных цен на соль и хлеб привело к Соляному бунту в 1648 году в Москве, затем восстание вспыхнуло и в других городах. Результатом стало требование дворян и посадских верхов к царю об упорядочивании законов и судебной системы. В 1662 году произошел Медный бунт, его причиной стала чеканка монеты не из серебра, а из меди, чтобы тем самым пополнить казну государства [7].

Эпоха правления реформатора Петра I (1672 - 1725 гг.) характеризовалась постоянной нехваткой средств на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. Поэтому к имеющимся налогам добавились еще и очень необычные. Например, был введен налог на бороды, на цвет глаз и волос, на баню, на коромысло и другие поборы с населения.

Становление российской налоговой системы продолжалось вплоть до революции 1917 года. После Октябрьской революции основным доходом советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого значения, а означали характер классовой борьбы [4]. 

Что касается современной налоговой системы России, то она регулируется, в первую очередь, Конституцией, ст. 57 которой провозглашает: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» [1]. Также источником налогообложения выступает Налоговый Кодекс Российской Федерации, в ст.12 которого указаны виды налогов и сборов нашей страны [2]. Выделяют федеральные (например, НД, ДФЛ), региональные (например, транспортный налог) и местные (например, земельный, торговый налоги) налоги и сборы в зависимости от территориального признака. Ст. 318 НК РФ устанавливает деление налогов на прямые и косвенные [2]. К первым можно отнести расходы на оплату труда персонала, расходы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование и другие. К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов. В экономике России налоги выполняют следующие функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую. Каждая из них играет огромную роль в развитии экономики государства. Налоговая система РФ регулируется и другими нормативными правовыми актами – федеральными законами о налогах, сборах, страховых взносах, актами органов местного самоуправления и другими [9].

Переходя к значению налоговой системы в нашем государстве стоит сказать, что с помощью налоговой системы государство имеет реальную возможность стимулировать и производство, и потребление. Налоги выступают финансовой основой государственных инвестиций в материальные и социальные факторы экономического роста. Благодаря обороту денежных средств, банки имеют возможность выдавать кредиты, в которых нуждаются малообеспеченные слои населения. Налоги выполняют важные социальные функции. Они образуют финансовые ресурсы государства в сфере производства общественных благ, в том числе на финансирование образования и здравоохранения. Налоговые платежи используются для выплат зарплат трудящимся на государственных предприятиях и учреждениях [6].

Одной из основных проблем налоговой системы является высокая ставка налога на добавленную стоимость (НДС), которая составляет 20%. Это ограничивает экономический рост, поскольку повышение цен на товары и услуги в результате увеличения НДС влечет за собой уменьшение спроса на них. Более высокие цены заставляют потребителей сокращать свой бюджет, что ограничивает рост отраслей экономики, а также ухудшает импортозамещение, так как ввоз товаров из других стран становится более дорогим.

Кроме того, налоговая система в России не обеспечивает условий для развития малого и среднего бизнеса. Необходимость частого проведения налоговых проверок снижает качество работы и увеличивает накладные расходы на оформление документов. Это, в свою очередь, препятствует росту производственной мощности и экспансии.

Конечно, налоговая система нуждается в дальнейшем совершенствовании, но, говоря о прогнозировании ситуации, следует отметить тенденцию снижение ставок налогообложения и уточнение расчетов налогооблагаемой базы. Тем самым снижается налоговая нагрузка на бизнес и домохозяйства, создаются условия для увеличения спроса и предложения, экономического роста, увеличению числа рабочих мест. В настоящее время налоги рассматриваются как средство достижения целей экономического роста страны, создания благоприятных условий для активности предпринимательской деятельности (кредитование малый ИП), т.е. государство должно стремиться к установлению стабильной бюджетной системе [8].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.                 Болатаева, А.А. Налоговая система РФ: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы // Научные Известия, 2019. № 6.- С. 41-45.

  1. Имыкшенова, Е.А. Налоги и сборы: некоторые вопросы классификации / Е.А. Имыкшенова // Налоговед, 2019. № 9. - С. 2-5.
  2. Казакова, О.Б. Инфраструктурное обеспечение инновационного развития экономики: монография // Казакова О.Б.— Электрон. текстовые данные.— М.: Палеотип, 2019. – С. 154.
  3. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение / Л.Н. Лыкова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. - С. 343.
  4. Мухина, Е.Р. Теоретические аспекты налогообложения: история, понятия, функции, принципы //Гуманитарные науки, 2020. – С. 44-65.
  5. Пономарев, А.И., Топоров, И.В. «Экономический и налоговый потенциал налоговой системы РФ» // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 2019. - С. 47-59.
  6. Худяков, А.И., Бродский, Г.М. Основы налогообложения: Учеб. пособие. СПб.: Европейский Дом, 2019. С. 432. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Юзбашян А.П. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 162 - 167. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8784 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8784



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.