'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 21

Просмотры  34 просмотров

Черняева С.А., Милованов Е.А.

  


КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ЦЕЛИ, ИНСТРУМЕНТЫ *

  


Аннотация:
в работе будет рассмотрено, что такое кредитно – денежная политика, какие инструменты она использует для достижения своих целей. Также будет подробно рассмотрен механизм воздействия кредитно – денежной политики на экономику   

Ключевые слова:
кредитно-денежная политика, экономика, деньги, кредиты, Центральный банк   


УДК 33

Черняева С.А.

студент

Липецкий филиал

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

(г. Липецк, Россия)

 

Научный руководитель:

Милованов Е.А.

Доцент

Липецкий филиал

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

(г. Липецк, Россия)

 

КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ЦЕЛИ, ИНСТРУМЕНТЫ

 

Аннотация: в работе будет рассмотрено, что такое кредитно – денежная политика, какие инструменты она использует для достижения своих целей. Также будет подробно рассмотрен механизм воздействия кредитно – денежной политики на экономику.

 

Ключевые слова: кредитно-денежная политика, экономика, деньги, кредиты, Центральный банк.

 

Кредитно-денежная политика — это совокупность мер, направленных на управление экономикой и монетарной системой государства с использованием кредитных и денежных механизмов. Главной задачей кредитно-денежной политики является обеспечение устойчивого экономического роста, сбалансированного уровня инфляции и уровня безработицы.

Один из главных инструментов кредитно-денежной политики — регулирование процентных ставок по кредитам, вкладам и другим финансовым инструментам. Если Центральный банк увеличивает процентную ставку, то это снижает уровень кредитования, т.к. становится дороже заемные средства, и, соответственно, может привести к снижению инфляции. Если же ЦБ снижает процентную ставку, то это способствует увеличению кредитования и инвестирования, тем самым способствуя экономическому росту.

Кроме этого, кредитно-денежная политика направлена на регулирование денежной массы государства, что также может повлиять на уровень инфляции. Если ЦБ увеличивает денежную массу в обращении, то это может привести к повышению уровня инфляции, т.к. в обращение поступает больше денег (а товаров и услуг остается прежнее количество), что приводит к увеличению спроса и росту цен. Если же ЦБ снижает денежную массу, то это может повысить процентные ставки, но привести к снижению уровня инфляции.

Также Центральный банк может влиять на курс национальной валюты. Если ЦБ повышает процентную ставку, то это может привести к притоку иностранных инвестиций, что может увеличить спрос на национальную валюту и привести к ее укреплению. Если же ЦБ снижает процентную ставку, то это может привести к оттоку капитала и ослаблению курса национальной валюты.

Таким образом, кредитно-денежная политика является важным инструментом регулирования экономики государства. Правильное использование кредитно-денежной политики позволяет добиться экономического роста, сбалансированного уровня инфляции и уровня безработицы.

Кредитно-денежная политика – это совокупность мер, принимаемых государственными или международными организациями, для влияния на денежный рынок и обеспечения устойчивости экономики. Она является важным инструментом регулирования макроэкономических процессов и влияет на уровень инвестиций, инфляции, рост экономики и другие важные параметры.

Теоретические основы кредитно-денежной политики

Широко распространенная теория кредитно-денежной политики основана на работах Джона Мейнарда Кейнса, который разработал концепцию функции спроса на деньги. В соответствии с этой концепцией, деньги выполняют две функции: они служат средством обращения и единицей измерения стоимости, а также хранятся в качестве блага. Кроме того, деньги являются способом сохранения стоимости.

Таким образом, спрос на деньги возникает из желания хранить их вместо того, чтобы инвестировать или потреблять. Ключевой момент заключается в том, что уровень спроса на деньги зависит от процентных ставок, которые устанавливаются банками и руководством центрального банка.

Цели кредитно-денежной политики

Целью кредитно-денежной политики является стабилизация экономических процессов и достижение следующих результата:

  1. Стабильность цен. Кредитно-денежная политика направлена на предотвращение инфляции и дефляции. Инфляция приводит к уменьшению покупательной способности наличных денег, в то время как дефляция может привести к остановке экономики из-за недостатка денежной массы.
  2. Рост экономики. Кредитно-денежная политика помогает обеспечить необходимое количество ликвидности для развития экономики. Центральный банк может устанавливать процентные ставки, чтобы поддержать или стимулировать инвестиции, что в свою очередь способствует ускорению экономических темпов.
  3. Стабильность финансового сектора. Кредитно-денежная политика помогает стабилизировать банковскую систему. Регулярное осуществление контроля и надзора за банковской системой позволяет предотвратить финансовые кризисы, такие как банковские крахи.

Инструменты кредитно-денежной политики

Центральный банк использует ряд инструментов, чтобы регулировать денежный рынок и воздействовать на экономику. Рассмотрим главные инструменты кредитно-денежной политики:

  1. Процентные ставки. Центральный банк может изменять процентные ставки, чтобы воздействовать на объем займов или кредитов, выдаваемых банками. Если процентные ставки повышаются, то соответствующий объем займов снижается, чтобы предотвратить инфляцию.
  2. Резервные требования. Центральный банк может устанавливать минимальный объем резерва, который должны держать банки. Повышение требований по резервам может ограничить доступность кредитов.
  3. Дисконтные ставки. Центральный банк может применять дисконтные ставки для предоставления краткосрочных кредитов коммерческим банкам. Это может быть полезно при сокращении денежной массы.
  4. Операции на открытом рынке. Центральный банк может проводить операции на открытом рынке, включая покупку и продажу государственных ценных бумаг, чтобы изменить объем денежной массы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гудкова Т.В., Кайманаков С.В., Кульков В.М. и др. Экономика России: учебное пособие. Учебное пособие. 156 с., 10 п.л., КноРус Москва. 2019 г.
  2. Кульков В.М., Теняков И.М., Чирков М.А. Экономическая система России: учебное пособие. Учебное пособие. 240 с., 15 п.л. ООО "МАКС Пресс". 2019 г.
  3. Розанова, Н. М. Денежно-кредитная политика : учебник и практикум для вузов / Н. М. Розанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 410 с. —
  4. Гулько А.А. Современные тенденции налично-денежного обращения в России / А.А. Гулько, В.В, Айвазоа // Вектор экономики : сетевое изд. – 2018. – № 5. – С. 62-69.  
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Черняева С.А., Милованов Е.А. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ЦЕЛИ, ИНСТРУМЕНТЫ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 137 - 141. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8780 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8780



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.