'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 19

Просмотры  100 просмотров

Ферапонтова А.А.

  


ПРОБЛЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ *

  


Аннотация:
на сегодняшний день подходы к финансированию инвестиционно-инновационных проектов в отрасли машиностроения требуют большего внимания, поскольку от инвестиций в соответствующую отрасль зависит уровень развитости смежных отраслей промышленности и производства. С учётом унаследованных факторов развития и высокой значимости отрасли для хозяйства большого количества регионов и муниципальных образований России инвестирование в машиностроение выступает одним из возможных факторов инновационного регионального развития. В данной статье рассматриваются и анализируются особенности инвестиционной деятельности предприятий машиностроительной отрасли регионов России на сегодняшний день. Исследуются преимущества инвестиционной стратегии на предприятиях отрасли машиностроения, рассматриваются всевозможные обстоятельства и причины недостаточной инвестиционной привлекательности машиностроения в России, а также приводится методика выбора инструментов финансирования отрасли машиностроения   

Ключевые слова:
предприятия машиностроения, инновационные проекты, инвестиционная политика, финансы, инвестиционная привлекательность   


УДК 338.2

Ферапонтова А.А.

студент кафедры организации машиностроительного производства

Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

(г. Екатеринбург, Россия)

 

ПРОБЛЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ

ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

 

Аннотация: на сегодняшний день подходы к финансированию инвестиционно-инновационных проектов в отрасли машиностроения требуют большего внимания, поскольку от инвестиций в соответствующую отрасль зависит уровень развитости смежных отраслей промышленности и производства. С учётом унаследованных факторов развития и высокой значимости отрасли для хозяйства большого количества регионов и муниципальных образований России инвестирование в машиностроение выступает одним из возможных факторов инновационного регионального развития.

В данной статье рассматриваются и анализируются особенности инвестиционной деятельности предприятий машиностроительной отрасли регионов России на сегодняшний день. Исследуются преимущества инвестиционной стратегии на предприятиях отрасли машиностроения, рассматриваются всевозможные обстоятельства и причины недостаточной инвестиционной привлекательности машиностроения в России, а также приводится методика выбора инструментов финансирования отрасли машиностроения.

 

Ключевые слова: предприятия машиностроения, инновационные проекты, инвестиционная политика, финансы, инвестиционная привлекательность.

 

Экономические интересы машиностроительного комплекса как системообразующего элемента в структуре промышленного производства России

Машиностроительный комплекс можно назвать системообразующей отраслью промышленного производства России. Она обеспечивает устойчивость развития всех остальных отраслей и инновационной деятельности. На сегодняшний момент отрасль машиностроения России очень нуждается в инвестиционных вложениях, причиной тому являются недостаточность финансирования на прошедших этапах социально-экономического развития, а также поставленные задачи повышения производительности труда. Стоит отметить, что на развитие предприятий машиностроения оказывают влияние большое количество факторов: недостаток инвестиций, большая конкуренция на рынках, как внутренних, так и внешних, быстрый износ основных фондов [1]. Инновационная насыщенность капитала предприятий машиностроения обуславливает дальнейшие перспективы развития и степень функционирования машиностроительных производств на ближайшее будущее, а также способствует обновлению капитала в экономике страны в целом.

 Если рассматривать концепцию социально-экономического развития РФ за последние годы, можно выделить главный аспект: стремительный рост изменений в технологическом плане в мире обесценивает многие устоявшиеся факторы роста, а нехватка своих природных ресурсов ведёт от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Как было сказано выше, развитие многих отраслей промышленности во многом зависит от машиностроительного комплекса. Следовательно, машиностроительный комплекс сильно влияет на показатели ВВП регионов, а также России в совокупности. Именно производство машин обеспечивает своей продукцией другие предприятия для дальнейшего использования, именно машиностроение формирует материально-техническую базу предприятий, тем самым ускоряя научно-технический прогресс.

Тенденции инвестирования в инновации области машиностроения регионов России.

Вопросами изучения инвестиционной политики предприятий занимаются, прежде всего, представители экономических наук. Примером такого автора выступает О.С. Сухарев [2], в своей работе он анализирует индустриализацию 4.0, а также тенденции развития новой индустриализации: привлечение персонала с высшим образованием, использование науки как производственной силы, рост процента производства наукоемких изделий в общем объёме. Также нужно отметить, что большинство аналитиков акцентирует внимание на географическом распределении инвестиций.

Данные, необходимые для анализа инвестиций регионов формируются из нескольких источников. На уровне общероссийском и уровне регионов используется данные Росстата, с помощью них можно сделать анализ структуры инвестиций, динамики и распределения.

Так, в 2020 году инвестиции по некоторым регионам в научно-исследовательскую деятельность составили следующие объёмы, таблица 1.

 

Таблица 1 – Инвестиции в научно-техническую деятельность регионов России в 2020 году, млн. руб.

Регион России

Инвестиции в научно-техническую деятельность, млн.руб.

Белгородская область

645,6

Брянская область

384,5

Липецкая область

548,7

Рязанская область

485,5

Тверская область

648,0

Тамбовская область

373,0

Республика Карелия

467,7

Республика Крым

421,6

Чеченская республика

602,1

 

На основе данных в таблице 1 можно сделать выводы: инвестиции в научно-техническую деятельность в рассматриваемых регионах России варьируется в диапазоне от 373 и до 648 млн. руб., при этом сумма инвестиций половины регионов России не превышает 485,5 млн. руб. В среднем инвестиции по регионам составляют 508,5 млн. руб. однако в каждом отдельном регионе этот показатель может быть выше или ниже в среднем на 107,3 млн. руб.

Важно отметить, что инвестирование регионов во многом зависит от развитости отраслей. Как и любой процесс, инвестиционная деятельность нуждается в управлении и контроле областных властей. Направления инвестиционной деятельности, осуществляющиеся субъектами РФ, формируют инвестиционные процессы, в свою очередь влияние на которых оказывает инвестиционная политика.

Для того чтобы инвестиционная деятельность, а следовательно, и её процессы работали рационально, необходим организованный подход к их управлению, рисунок 1.

Рисунок 1 – Модель формирования инвестиционной политики

 

Однако, основываясь на опыте можно сделать вывод, что, несмотря на наличие моделей управления инвестиционной деятельностью внутри регионов и муниципальных образованиях, система управления инвестициями на уровне отдельно взятых промышленных комплексов, которая была бы аналогична стратегии развития машиностроения, брала в учёт опыт управления инвестициями российских компаний со стороны органов власти, отсутствует.

Метод оценивания эффективности инвестиционно-инновационной деятельности.

Основываясь на вышесказанном, можно утверждать, что инвестирование инновационных проектов в машиностроении очень важно для России, поскольку наращивание производственной мощности новейшими передовыми технологиями, а также применение в производстве новых технических деталей является системообразующими элементами в общем развитии экономического роста регионов и России в целом.

Для оценки эффективности инвестиционно-инновационной деятельности был выполнен корреляционно-регрессионный анализ зависимости валового регионального продукта от инвестиций в научно-техническую деятельность регионов России. Для создания модели был собран статистический материал регионов России, таблица 2.

 

Таблица 2 – Экономические показатели регионов России.

Регион России

Инвестиции в научно-техническую деятельность, млн. руб.

Валовый региональный продукт, млрд. руб.

Белгородская область

645,6

756,5

Брянская область

384,5

397,7

Липецкая область

548,7

570,3

Рязанская область

485,5

490,3

Тверская область

648,0

678,4

Тамбовская область

373,0

354,3

Республика Карелия

467,7

459,6

Республика Крым

421,6

469,2

Чеченская республика

602,1

600,4

 

В результате анализа данных была получена следующая математическая модель:

 y=1,19x-72  (1),

 

где x - это инвестиции научно-технической деятельности регионов, млн. руб.,

y - это валовый региональный продукт, млрд. руб.

 

Анализируя полученный результат можно сделать вывод, что если объём инвестиций в научно-техническую деятельность регионов увеличится на 1 млн. руб., то объём валового регионального продукта увеличится в среднем на 1,19 млрд. руб., а также если инвестиции в научно-техническую деятельность региона увеличатся на 1%, то объем валового регионального продукта в среднем увеличится на 1,14%. (Эластичное изменение).

Таким образом, объём валового продукта региона очень сильно реагирует на изменения инвестиций в научно-техническую деятельность, отсюда следует увеличивать инвестиции в научно-техническую деятельность отрасли машиностроения.

 

Специфические проблемы, которые характерны большинству машиностроительных предприятий и снижающие их инвестиционную привлекательность.

Значительные масштабы недоинвестирования стали причиной обострения воспроизводственных проблем и привели к образованию в стране обесцененных, физически и морально устаревших основных фондов.

Инвестиционное машиностроение считается экспортно-ориентированным сектором экономики. Сравнение потоков инвестиций в машиностроении с вкладом данных отраслей в создание валовой добавленной стоимости демонстрирует, что значительная часть инвестиций направляется в производства с низким удельным весом в выпуске продукции.

Главным направлением инвестиционной деятельности выступает покупка машин, оборудования и программного обеспечения. Научные исследования и разработки самостоятельно или по заказу осуществляют около 3% от общего количества промышленных предприятий, что говорит о возможности инвестиционного развития[6].

Стоит отметить, что инвестиционная прибыль формируется с огромным опозданием, поскольку между затратами инвестиционных ресурсов и получением эффекта проходит некоторое время, зависящее от форм протекания инвестиционного процесса. Карсунцева О. В. [11] утверждает, что инвестиционный цикл в машиностроении длительнее, чем в других отраслях промышленности из-за предпроектной фазы, которая включает в себя время конструкторско-технологической подготовки производства, а также затраты времени на пуско-наладочные работы (8-12 мес.). Запуск производства чаще всего происходит через 1-2 год. Так инвестиционный цикл предприятия в машиностроении продолжительнее на 2-3 года, чем у любого другого.

Романович М. А. [12] выделяет специфические проблемы, которые характерны большинству машиностроительных предприятий и снижающие их инвестиционную привлекательность. Следует отметить такие как:

1) недостаточная загруженность производственных мощностей;

2) низкий уровень заработной платы кадров;

3) дефицит квалифицированного персонала предприятия;

4) низкая инновационная деятельность;

5) вытеснение отечественных производителей с внутреннего рынка;

6) снижение бюджетного финансирования;

7) значительная стоимость кредитования;

8) большая продолжительность ожидания прибыли от осуществления инвестиционных вложений.

Таким образом, это приводит к негативным последствиям: «инвестиционный голод» обрабатывающей промышленности тормозит активизацию деятельности множества отраслей, функционирование которых тесно с ней связано.

Сложившаяся структура финансирования инвестиций в основной капитал соответствует кризисной ситуации в РФ, и говорит о недостаточности кредитной поддержки инвестиционных программ. Преобладание собственных средств в структуре капитальных инвестиций является вынужденным, и при сохранении данной тенденции приведет к падению объемов инвестиций: предприятия начнут уделять повышенное внимание оптимизации финансовой деятельности, финансированию инвестиционных вложений, модернизации производственной базы.

 

Пути решения проблемы финансирования инновационных проектов в отрасли машиностроения

С целью становления механизмов государственной поддержки машиностроительных компаний необходимо сконструировать подходы к разработке инвестиционной политики. Для совершенствования инвестиционного климата в машиностроении выделены положения для создания инвестиционной стратегии на предприятии:

1) составление и внедрение «мягкого» налогового режима;

2) создание и поддержание конкурентной среды между отечественными предприятиями машиностроительного комплекса;

3) направление государственных инвестиций с твердым разграничением сфер ответственности между бюджетами;

4) интеграция механизмов, способствующих постепенному понижению уровня инфляции и процентной ставки коммерческого кредита для стимуляции инвестирования машиностроительного сектора экономики;

5) увеличение эффективности созданной институциональной среды для инвестиционной деятельности;

6) стимулирование инвестиций в машиностроительное производство путем развития системы государственных гарантий в инвестировании.

Формирование благоприятного инвестиционного климата в РФ поможет улучшить инвестиционную деятельность и оказать существенное влияние на социально-экономические показатели в стране.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Экономические интересы машиностроительного комплекса как системообразующего элемента в структуре промышленного производства России.
  2. Галачиева С.В., Гуляров В.А., Симаков М.С., Мильдзихов Ч.К. Modern Economy Success. 2020. № 6. С. 43-46.
  3. Сухарев О.С. Индустриализация 4.0. и модели технологического развития
  4. для преодоления эффекта «2Д» // Вестник ЮРГТУ (НПИ). 2020. № 1. С. 4–23.
  5. Тенденции инвестирования в машиностроение регионов России в 2005-2019 годах. Чуженькова В.А. В сборнике: Социально-экономическая география: история, теория, методы, практика 2021. Сборник научных статей VII Всероссийской научной конференции с международным участием. Смоленск, 2021. С. 446-454.
  6. Инновационно-насыщенные инвестиции в машиностроении: внешнеэкономические эффекты. Борисов В.Н., Почукаева О.В. Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2020. № 18. С. 380-394.
  7. Устойчивое развитие машиностроительного комплекса в конкурентной среде. Шагабутинова Л.М. В сборнике: современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXV Международной научно-практической конференции. 2019. С. 51-54.
  8. Эффективность инвестиционной деятельности машиностроительных предприятий России на современном этапе. Цыганова И.Ю., Коровина А.А. В сборнике: экономика и современный менеджмент: теория, методология, практика. Сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 138-144.
  9. Инновационное развитие отечественного машиностроения в условиях международных санкций: региональный аспект. Дубровина Наталья Александровна
  10. Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2022. Т. 13. № 4. С. 7-15.
  11. Развитие финансирования организаций машиностроения на современном этапе. Милош Д.В. В книге: Проблемы управления финансами в условиях цифровой экономики. Сборник материалов Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов, посвященной 100-летию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Под ред. Т.В. Пироговой, М.А. Селивановой. 2019. С. 69-72.
  12. Современные тенденции развития инновационной деятельности в российской федерации. Черкасский О.И., Самойлюк Т.А. Интерэкспо Гео-Сибирь. 2022. Т. 7. № 2. С. 111-116.
  13. Экономическая эффективность государственной поддержки промышленности (на примере отрасли машиностроения): оптимизационная модель.
  14. Коваленко Н.В., Чекунов А.С., Подлипенская Л.Е. Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2022. № 1 (101). С. 18-40.
  15. Карсунцева О. В. Факторы экономической эффективности инвестиций в машиностроении // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2018. – Т. 8. – № 7A. – С. 30-37.
  16. Романович М. А. К вопросу об актуальности инвестиционной стратегии развития машиностроительных предприятий // Инновационная наука. – 2020. – № 12.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Ферапонтова А.А. ПРОБЛЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 121 - 132. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8778 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8778



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.