'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 18

Просмотры  81 просмотров

Тимонина Ю.И., Назарова Н.А.

  


ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СТРАТЕГИИ В КОММЕРЧЕСКИХ КОМПАНИЯХ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрено понятие налоговой стратегии компании, определены особенности налоговой политики, порядок налогообложения Германии, выявлены преимущества и недостатки налоговой системы. Определен процесс формирования налоговой стратегии компании исходя из законодательства Германии, существующих особенностей ведения бизнеса, существующих различных льготах   

Ключевые слова:
налоговая политика, налоговая стратегия, налоговое администрирование, налогообложение компаний   


УДК 338

Тимонина Ю.И.

студентка 1 курса магистратуры,

Факультет налогов, аудита и бизнес-анализа

Финансовый университет при Правительстве РФ

(г. Москва, Россия)

 

Научный руководитель:

Назарова Н.А.

доцент, к.э.н.

Финансовый университет при Правительстве РФ

(г. Москва, Россия)

 

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ

НАЛОГОВОЙ СТРАТЕГИИ В КОММЕРЧЕСКИХ

КОМПАНИЯХ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ

 

Аннотация: в статье рассмотрено понятие налоговой стратегии компании, определены особенности налоговой политики, порядок налогообложения Германии, выявлены преимущества и недостатки налоговой системы. Определен процесс формирования налоговой стратегии компании исходя из законодательства Германии, существующих особенностей ведения бизнеса, существующих различных льготах.

 

Ключевые слова: налоговая политика, налоговая стратегия, налоговое администрирование, налогообложение компаний.

 

В современной экономке существует множество факторов, которые в той или иной мере влияют на экономическое положение компании, на эффективность и результативность ее основных показателей, устойчивость на рынке и уровень полученной прибыли. К таким факторам можно отнести внутренние (отрасль, к которой принадлежит компания, состав и структура реализуемой продукции или услуги, состояние имущества и финансовых средств, степень зависимости от кредиторов, результативность проводимых хозяйственных мероприятий) и внешние (политические и правовые, экономические, социально-культурные и технологические).

В настоящий момент нестабильная экономическая ситуация, изменение законодательства, новые формы и сроки взимания налогов обуславливает необходимость определения целей и задач компании в рамках ее налоговой политики. Одним из способов, который может способствовать налаживанию процесса налогообложения в компании, является формирование налоговой стратегии. Компания разрабатывает налоговую стратегию, которая включает в себя набор действий, направленных на поиск законных способов оптимизации налоговых обязательств. Цель такой стратегии - снизить налоговую нагрузку и упростить взаимодействие с налоговыми органами.

Германия характерна своей сложной и разветвленной налоговой системой. Около 80% доходной части бюджета пополняется за счет налогов физических лиц и организаций, поэтому налоги рассматриваются как основное средство воздействия государством на экономику страны. Налоговые платежи распределяются между тремя уровнями правительства – федерацией, федеральными землями и муниципалитетами. Сформирована прогрессивная налоговая система, а налоговые платежи подразделяются на прямые (налог на доходы физических лиц, налог на корпоративный доход, налог на коммерческую деятельность, сбор солидарности, церковный налог) и косвенные (налог на добавленную стоимость, налог на наследование и дарение, налог на переход права собственности на недвижимость).

За 2019 год сумма налоговых поступлений в бюджет составила 799,3 млрд евро, суммы оплаченных основных видов налогов представлены в Таблице 1, к 2022 году общая сумма налоговых поступлений достигла 894,3 млрд евро [2].

 

Таблица 1 – Суммы налоговых поступлений в разрезе каждого вида налога за 2019г.

Налог

Сумма налоговых поступлений, млн евро

Удельный вес налоговых поступлений, %

НДС

243,3

34,86

Налог на заработную плату

219,7

31,48

Подоходный налог

63,7

9,13

Торговый налог

55,4

7,94

Налог на энергию

40,7

5,83

Налог на прибыль

32

4,59

Подоходный налог

23,5

3,37

Доплата за солидарность

19,6

2,81

Налог с продажи недвижимости

15,8

2,26

Налог на имущество

14,4

2,06

 

В так называемом общем налоговом законе Германии (Abgabenordnung) содержатся общие условия и принципы налогообложения, такие как порядок расчета, особенности взимания налогов, виды налогов и распределение полученных в бюджет поступлений между федерацией, федеральными землями и муниципалитетами, при этом для каждого налога предусмотрен отдельный закон, содержащий нюансы его взимания и правила расчета.

Порядок налогообложения компаний состоит из ряда пунктов:

  1. Предварительное установление и расчет;
  2. Процедура фиксации налога;
  3. Процедура уведомления;
  4. Процедура исправления или апелляция;
  5. Процедура взимания налога.

Ставка процента различается в зависимости от региона, так, чем богаче регион, тем выше будет налоговая нагрузка на предприятия и физические лица. К некоторым налогам предусмотрены дополнительные взимания – корпоративный налог на бизнес составляет 15%, дополнительно к нему взимается налог на солидарность, равный 5,5% от суммы рассчитанного корпоративного налога. Ставка налога на добавленную стоимость составляет 19%, предусмотрена и льготная ставка в размере 7%, при этом экспортная деятельность, поставка товаров для морского флота и гражданской авиации, кредитные операции и операции с ценными бумагами не облагаются НДС.

Коммерческие компании обладают возможностью получения налоговых преференций за счет инвестирования в перспективные, но экономически не развитые регионы. Для повышения экономической деятельности реализуются программы субсидирования капитальных вложений, применение льготных тарифов на коммунальные расходы предприятий в отдельных районах, льготные условия кредитования (низкие процентные ставки по займам). Стоит отметить и предоставляемые кредиты, которые по совей сути являются вычетами уже из непосредственно суммы начисленного налога. Например, кредит для налогов, которые были оплачены за рубежом (налогоплательщик может вычитать из общей суммы налоговых обязательств ту часть налогов, которая была уплачена за рубежом), инвестиционный кредит (за счет снижения суммы налогов дает возможность вкладывать денежные средства в финансирование проектов) и кредит для стимулирования занятости. Налоговые льготы предоставляются и тем компаниям, которые самостоятельно организовывают подготовку, переподготовку, повышение квалификации своих сотрудников. Также применяется бюджетная надбавка за каждое дополнительно созданное рабочее место.

Можно выделить следующие преимущества и недостатки налоговой системы Германии.

Преимущества немецкой налоговой системы:

  1. Заключение с другими странами соглашений об избежании двойного налогообложения;
  2. Прогрессивная шкала налогообложения, которая позволяет
  3. Возможность финансирования слабо развитых территорий за счет больших налоговых поступлений с более экономически развитых территорий;
  4. Размер высоких налоговых ставок нивелируется за счет большого количества предусмотренных для бизнеса льгот;
  5. В Германии налоговая полиция имеет расширенные полномочия, включая проведение обыска и личного досмотра граждан, задержание подозреваемых, конфискацию документов и возможность назначения специальных расследований по нарушениям налогового законодательства, а также уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Недостатки налоговой системы Германии:

  1. Наличие необычных для взимания налогов, которые еще больше увеличивают нагрузку на налогоплательщиков (например, налог на дождь, налог на поисковую систему Google) [4];
  2. Отсутствие единого закона, который совмещает в себе особенности и порядок взимания всех налогов;
  3. Сложный механизм расчета налогов, необходимость привлечения налоговых консультантов для разъяснения спорных и сложных ситуаций.

Формирование налоговой стратегии происходит с учетом анализа налогового законодательства страны, географического расположения компании, возможности применения льгот в зависимости от вида деятельности.

  1. Разработка налоговой стратегии.
    • Выбор или корректировка направления развития бизнеса, определение основных целей и задач.
    • Анализ внешних и внутренних факторов, оценка их влияния на налоговую систему компании.
    • Расчет предполагаемых налоговых издержек компании, составление налогового бюджета на текущий и долгосрочный период.
    • Разработка внутренних стандартов и инструкций, управление налоговыми затратами через проведение экономических мероприятий.
    • Оценка результатов разработанной налоговой стратегии, внесение правок, составление планов по дальнейшей оптимизации налоговой нагрузки компании.
  2. Внедрение налоговой стратегии.
    • Снижение налоговой нагрузки за счет реализации принятой налоговой стратегии.
    • Увеличение объема производства.
  3. Отслеживание результатов внедренной налоговой политики.
    • Увеличение значения показателей.
    • Прослеживаемая положительная тенденция развития компании.
  4. Оценка влияния на основные финансовые показатели компании.
    • Оценка основных средств.
    • Анализ показателей платежеспособности и ликвидности.
    • Анализ финансовой устойчивости.
    • Эффективность использования собственного и заемного капитала.
    • Оценка показателя рентабельности.

Также, при формировании налоговой стратегии нужно обращать внимание на качество взаимоотношений налогоплательщика и налоговых структур, за счет эффективного взаимодействия которых налоговый контроль становится более устойчивым и плодотворным. А развитая система информационных технологий способствует быстрому обмену финансовой, налоговой информацией, которая, в частности, помогает:

  1. Быстрее анализировать информацию и повышать уровень эффективности проводимых мер;
  2. Снижать количество правонарушений в части налогового законодательства;
  3. Создавать информационную базу о возможных или ранее совершенных налоговых рисках, чтобы избежать таких ошибок в будущем.

Таким образом, формирование налоговой стратегии является важным фактором, способствующим эффективному развитию предприятия. Определение оптимальных вариантов исполнения налоговых обязательств и рациональное использование налоговых льгот позволяет не только сохранить имеющиеся активы компании, но и дает возможность для расширения поля деятельности, большего финансирования и инвестиций за счет экономии на налогах и получении налоговых вычетов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Зотиков Н.З., Арланова О.И., Львова М.В. Особенности налогово-бюджетного регулирования в Германии // Вестник ЧелГУ. 2020. №10 (444) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-nalogovo-byudzhetnogo-regulirovaniya-v-germanii (дата обращения: 01.06.2023).
  2. Официальный сайт Статистики Германии Destatis [Электронный ресурс]. URL: https://www.destatis.de/EN/Themes/Government/Taxes/Tax-Revenue/_node.html#sprg480234 (дата обращения: 01.06.2023).
  3. Официальный сайт Международной финансовой корпорации [Электронный ресурс]. URL: https://www.ifc.org/wps/wcm/connect/corp_ext_content/ifc_external_corporate_site/home (дата обращения: 01.06.2023).
  4. Журнал РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/01/03/2013/570404519a7947fcbd446488 (дата обращения: 01.06.2023). 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Тимонина Ю.И., Назарова Н.А. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СТРАТЕГИИ В КОММЕРЧЕСКИХ КОМПАНИЯХ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 113 - 120. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8777 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8777



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.