'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 17

Просмотры  201 просмотров

Таскаева С.В.

  


ПОТЕНЦИАЛ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается промышленный туризм как туристическое направление, определяются этапы его развития, приводятся примеры успешного зарубежного опыта. Раскрываются функции современного промышленного туризма, показана его комплексность, сделана попытка выделить разновидности промышленного туризма. Показаны возможности современного промышленного туризма, в том числе как рекламно-маркетингового инструмента, обосновывается необходимость развития промышленного туризма на современном этапе   

Ключевые слова:
промышленный туризм, туристская отрасль, туризм индустриального наследия, «экономика впечатлений», коммерциализация   


УДК 338.48

Таскаева С.В.

канд. полит. наук, доцент

Хулуньбуирский университет

(Китай, г. Хайлар)

 

ПОТЕНЦИАЛ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

Аннотация: в статье рассматривается промышленный туризм как туристическое направление, определяются этапы его развития, приводятся примеры успешного зарубежного опыта. Раскрываются функции современного промышленного туризма, показана его комплексность, сделана попытка выделить разновидности промышленного туризма. Показаны возможности современного промышленного туризма, в том числе как рекламно-маркетингового инструмента, обосновывается необходимость развития промышленного туризма на современном этапе.

 

Ключевые слова: промышленный туризм, туристская отрасль, туризм индустриального наследия, «экономика впечатлений», коммерциализация.

 

Зарубежные исследователи, как правило, разделяют промышленный туризм (industrial tourism) и туризм индустриального наследия (industrial heritage tourism).

Индустриальное наследие включает в себя разнообразные технические объекты: промышленные здания и ландшафты, технологическое оборудование, гидроэлектростанции, музеи нефтедобычи и геологии, заброшенные шахты, специализированные транспортные средства и др. Такие объекты в прошлом формировали характер промышленных городов, способствовали их экономическому росту. Впоследствии, в результате деиндустриализации, они утратили свое первоначальное предназначение и превратились в «пейзажи ностальгической памяти», на которые обратили внимание представители туристской отрасли. Туризм индустриального наследия предполагает визиты туристов на индустриальные объекты, прекратившие свое функционирование и пришедшие в упадок.

Однако предметом настоящего исследования выступает промышленный туризм (industrial tourism), поскольку он кажется более перспективным направлением для развития туристской отрасли.

Под промышленным туризмом понимается посещение туристами действующих промышленных предприятий.

Промышленный туризм имеет достаточно обширный исторический бэкграунд.

Первый этап индустриального туризма относится к XVII – XIX векам, когда представители промышленности и буржуазии посещали заводы и фабрики в целях ознакомления с производственными процессами и технологиями. Можно сказать, что это не был туризм как таковой (т.е. туризм с осмотром местных достопримечательностей); это в большей степени был образовательный туризм, иногда включавший кратковременный период обучения, практики или стажировки. Так, например, в конце XIX - начале XX веков в европейских странах было популярным посещение виноделен и шоколадных фабрик во Франции, сыроварен в Голландии, предприятий по производству кружев в Греции и др.

Российские предприниматели ездили в Европу, посещали различные предприятия, знакомились с западными технологиями, иногда устраивались помощниками к голландским, французским, швейцарским мастерам и получали практические навыки, которые потом успешно применяли в России.

Ко второму периоду относят первую половину XX века, когда промышленный туризм коммерциализировался и стал приносить прибыль, а также начал приобретать массовый характер из-за повышения благосостояния населения[1].

В настоящее время мир переживает третий этап развития индустриального туризма, который начался с середины XX века и характеризуется продолжением коммерциализации данного туристического направления, ростом числа туристов, при этом приобретая черты маркетингового механизма как для предприятия, так и региона в целом [4].

Интересными и необычными туристическими объектами являются, например, автомобильные заводы – Toyota в Японии, Volkswagen в Германии, Ford в Детройте; компании по производству строительной, авиационной и иной техники – американская корпорация Case (штат Висконсин), производящая экскаваторы и бульдозеры; корпорации Boeing и Airbus и др. [2, 5].

Особой популярностью у туристов пользуются так называемые «гастрономические» туры, в то время как они представляют собой не что иное, как разновидность промышленного туризма: пивоваренные заводы с возможностью дегустации продукции (в Китае - Циндао, Харбин и др.); сыроварни (Италия, Россия, Франция); винодельни (Франция, Россия, Италия);

Сейчас, когда в туристской отрасли происходит смена тренда с пляжного отдыха и осмотра достопримечательностей на востребованность нестандартных маршрутов и программ, промышленный туризм, предоставляющий бесконечное количество возможностей для создания новых предложений - рыночных продуктов, приобретает все большую популярность. Он как нельзя лучше вписывается в «экономику впечатлений», о которой писали Дж. Гилмор и Дж. Пайн [3].

В условиях высокой производственной конкуренции и затоваренности рынков промышленный туризм становится рекламно-маркетинговым инструментом - он привлекает туриста, который своими глазами наблюдает создание («рождение») товара, в некоторых случаях сделанного по его заказу, или даже участвует в производственном процессе, а потом естественным образом переходит в разряд потребителей данных товаров.

Промышленный туризм представляет собой комплексное явление, как с точки зрения его функциональности, так и разнообразия видов.

Так, например, в зависимости от выбора целевой аудитории промышленный туризм выполняет следующие функции:

- профессионально-образовательная (передача и получение теоретических знаний и практических навыков в определенной отрасли производства);

- культурно-просветительная (ознакомление с культурой, историей и традициями страны, региона);

- профориентационная (для производителя - решение кадровых проблем; привлечение потенциальных работников, формирование престижа рабочих специальностей; для туриста – знакомство с профессией, специалистами и содержанием их труда);

- коммерческая (стимулирование сбыта продукции, получение дохода, создание позитивного имиджа и продвижение бренда компании);

- воспитательно-патриотическая (развитие интереса к отечественным промышленным традициям и народным промыслам, воспитание гуманистического отношения к окружающему миру и человеку) и др.

С учетом вышеперечисленных функций в качестве разновидностей промышленного туризма можно выделить деловой (или профессиональный), экскурсионный, гастрономический, рекламно-имиджевый туризм. Другие авторы, например, Власова Н.Ю., Голубчиков О.Ю., Курилова Е.В., в рамках индустриального (промышленного) туризма выделяют деловой, познавательный, событийный, профориентационный туризм[1].

Развитие промышленного туризма предоставляет неограниченное количество возможностей для решения многих задач, связанных с развитием туристской отрасли в частности и экономики страны в целом. Он требует больших вложений, креативного подхода, продуманной долгосрочной стратегии, однако и крупные, и малые предприятия должны понимать, что развитие этого направления весьма выгодно в настоящее время, оно может обеспечить новые возможности для бизнеса. Активизация промышленного туризма неизбежно влечет за собой развитие сопутствующей инфраструктуры – отелей, ресторанов, транспортных коммуникаций и др., обеспечивает новые рабочие места.

В долгосрочной перспективе промышленный туризм будет способствовать здоровому развитию предприятий и общества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Власова Н.Ю. Индустриальный туризм в продвижении старопромышленных регионов /Н.Ю. Власова, О.Ю. Голубчиков, Е.В. Курилова // Известия УрГЭУ. 2017. № 4 (72). С. 19 – 31.
  2. В России набирает популярность промышленный туризм - Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/02/07/stalevary-zovut-v-gosti.html (дата обращения: 09.06.2023).
  3. Джеймс Х. Гилмор, Джозеф Б. Пайн,. Экономика впечатлений: как превратить покупку в захватывающее действие. – Альпина Паблишер. 2019, 384 с.
  4. Никулина Ю.Н. Промышленный туризм в мировой практике: особенности организации и тенденции развития. – Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2017. - № 9. – С. 40 – 44.
  5. Сборочный цех впечатлений - Вокруг Света. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6115/ (дата обращения: 09.06.2023). 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Таскаева С.В. ПОТЕНЦИАЛ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 107 - 112. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8776 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8776



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.