'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 1

Просмотры  294 просмотров

Джонсон К.Б.

  


ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В УПРАВЛЕНИИ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО РАЗВИТИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются сущность и значение гуманистического подхода к управлению. Проводится анализ трёх основных школ управления, относящихся к гуманистическому направлению теории управления человеческими ресурсами   

Ключевые слова:
гуманистическое направление, управленческая школа, управление персоналом, человеческие ресурсы   


УДК 33

Джонсон К.Б.

магистрант 1 курса

Рыбинский государственный авиационный технический университет

имени П. А. Соловьёва

(г. Рыбинск, Россия)

 

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В УПРАВЛЕНИИ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД

НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО РАЗВИТИЯ

 

Аннотация: в статье рассматриваются сущность и значение гуманистического подхода к управлению. Проводится анализ трёх основных школ управления, относящихся к гуманистическому направлению теории управления человеческими ресурсами.

 

Ключевые слова: гуманистическое направление, управленческая школа, управление персоналом, человеческие ресурсы.

 

Управление является одной из ключевых деятельностей в современном бизнесе. Ее целью является создание условий для успешного развития организации и ее сотрудников. Управление персоналом можно рассматривать с трех сторон: как функцию, как практику и как научную дисциплину.

В ХХ веке возникло большое количество различных теорий, школ и подходов в управленческой сфере, что отражает сложность, многогранность и противоречивость управления персоналом. При анализе теорий управления персоналом можно выделить два основных направления: классическое и гуманистическое.

В данной статье мы подробно рассмотрим гуманистическое направление, принципы которого лежат в основе современной практики управления персоналом.

Гуманистическое направление объединяет теории, объясняющие достижение эффективности производства на основе совершенствования самого работника, его личностного развития. Применение гуманистического направления в управлении позволяет создавать в организации условия, которые позволяют сотрудникам быть мотивированными и эффективными в своей работе. Подход учитывает уникальные потребности и потенциал каждого сотрудника, позволяя ему расти и развиваться как профессионал, а также достигать личного благополучия и удовлетворенности. Основными школами гуманистического направления теории управления человеческими ресурсами являются: школа человеческих отношений, бихевиористическая школа и школа управления человеческими ресурсами. Характеристика данных школ подробно представлена в таблице №1.

 

Таблица 1. Гуманистическое направление теории управления человеческими ресурсами.

Управленческая школа

Представители

Содержание идей

Школа человеческих отношений

Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер и Ч. Барнард

Работник – особый ресурс предприятия. Идеи социального развития работника в организации, менеджмент как процесс взаимодействия людей и изучения межличностных отношений.

Бихевиористическая школа

А. Маслоу, Д. Макгрегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт, К. Арджирис

Работник – уникальный ресурс организации. Проблемы морально-психологического стимулирования и мотивации отдельного работника.

Школа управления человеческими ресурсами

М. Армстронг, Е. Лоулер, Дж. Пфеффер, М. Хьюзелид, С. Вуд

Работник – инвестиционный ресурс организации, особая экономическая ценность. Затраты на персонал, как инвестиции, приносящие прибыль. Разработка программ длительной занятости работника. Формирование агентских отношений между работником и нанимателем.

 

Школа человеческих отношений возникла в 20-30-е гг. ХХ века. Этому способствовало изменение взглядов в обществе и нарастающая критика существующих на тот момент теорий управления из-за недостаточной степени учета человеческого фактора и невозможности в полной мере реализовать потенциал работников.

Отличительными чертами этого подхода в теории и практике управления персоналом являлись:

  • Отказ от инженерного подхода, при котором работник являлся просто частью производственной системы.
  • Критика концепции «экономического человека», определяющая главным стимулом человека материальную заинтересованность. На первый план вышла концепция «социального человека», предполагающая, что кроме материальной выгоды работник стремится к удовлетворению социальных потребностей.
  • Субъективизм и индивидуализация управления персоналом. Представители школы человеческих отношений выдвинули положение о том, что главным объектом внимания является человек. С работником нужно общаться как с личностью. С помощью стандартных установок, правил и инструкций невозможно добиться стандартного поведения всех работников, поэтому к каждому из них требуется индивидуальный подход.
  • Изменение взглядов на взаимоотношения руководителей и подчиненных. Резкой критике подвергся один из главных постулатов классической школы о координации посредством иерархии. Произошел переход демократизации управления.
  • Пересмотр взглядов на основные мотивы действий работников. Представители школы человеческих отношений пришли к пониманию того, что поведение работника зачастую определяется не только опытом, квалификацией, знаниями, но и чувствами. Поэтому в управлении нужно учитывать эмоциональный фактор поведения и интересы работника.
  • Использование в практике управления персоналом аналитического инструментария, принципов, достижений таких наук как психология, социология, педагогика, антропология и др.

Несмотря на большое количество преимуществ, данная теория подвергалась критике. В первую очередь были выделены три аспекта. Во-первых, школа человеческих отношений не смогла полноценно определить природу конфликтов, возникающих между руководством и работниками, и пути их решения. Во-вторых, недостаточно учитывалось влияние формальной структуры организации на поведение ее сотрудников и важность экономических стимулов для мотивации персонала. В-третьих, не отмечалось влияние типа и сложности технологий на формирование неформальной структуры организации.

По мере изменения экономических условий, а также развития таких наук, как психология, антропология, социология и экономика, изучение управления стало приобретать все более научный характер, что и стало причиной дальнейшей трансформации школы человеческих отношений. В конце 1950-х гг. она «переросла» в бихевиористскую школу. Бихевиористская школа стремилась усовершенствовать взгляды школы человеческих отношений и уделяла значительно больше внимания анализу повседневной практики производственного руководства и изучению проблемы морально-психологического стимулирования и мотивации отдельного работника. Целевой установкой школы является повышение эффективности использования человеческих ресурсов и на этой основе повышение эффективности организации в целом.

В соответствии с установками бихевиористской школы, важнейшими мотивами поведения работника выступают: характер и содержание труда, объективная оценка и признание достижений работника, возможность творческой самореализации, возможность управлять своим трудом.

Однако общество и экономика в 20 веке развивались и менялись с крайне большой скоростью, что не могло не повлечь за собой дальнейшую трансформацию взглядов на управление персоналом. В 70-е гг. XX века в американской управленческой науке появились такие понятия, как «человеческие ресурсы» и «управление человеческими ресурсами», вместо понятий «персонал» и «управление персоналом».

Основное отличие концепции человеческих ресурсов от концепций управления персоналом заключается в признании экономической целесообразности вложений организации, связанных с привлечением рабочей силы, поддержанием ее в трудоспособном состоянии, обучением. Иными словами вложения в сотрудников стали расцениваться не как ненужные траты и излишества, а напротив – как инвестиция, способная усилить эффективность работы и увеличить прибыль.

Таким образом, в конце ХХ в. произошло кардинальное изменение отношения к работникам. На первый план вышел учет личностного фактора, потенциала каждого сотрудника. Пересмотр роли человеческих ресурсов в производстве привел к изменению общей концепции экономического развития. Сейчас вместо того, чтобы рассматривать людей только как инструмент накопления богатства и увеличения благосостояния, люди стали рассматриваться как главная цель для улучшения качества производства и роста благосостояния общества. В современной теории управления большое внимание уделяется исследованию потребностей и мотивов поведения людей, с целью эффективного использования человеческих ресурсов и достижения инновационного развития экономики.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гвишиани Д.М. (1972). Организация и управление. М.: Наука.
  2. Голубев К.И. (2003). История менеджмента: тенденция гуманизации. СПБ.: Юридический центр Пресс.
  3. Друкер П. (2001). Практика менеджмента / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс».
  4. Красноженова Г.Ф., Симонин П.В. Управление трудовыми ресурсами: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 159 с.
  5. Управление человеческими ресурсами организации: теория, процессы, технологии (2013). Монография / Под ред. Е.В. Михалкиной. 2-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального университета.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Джонсон К.Б. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В УПРАВЛЕНИИ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО РАЗВИТИЯ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 15 - 20. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8760 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8760



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.