'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 1
  4. Научная статья № 70

Просмотры  87 просмотров

Сидоров И.В., Кондратюк Т.А.

  


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
в статье анализируются особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников   

Ключевые слова:
младшие школьники, учебные действия, образование   


УДК 373.31

Сидоров И.В.

Сибирский федеральный университет

(г. Красноярск, Россия)

 

Научный руководитель:

Кондратюк Т.А.

кандидат педагогических наук, доцент

Сибирский федеральный университет

(г. Красноярск, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ

УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Аннотация: в статье анализируются особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.

 

Ключевые слова: младшие школьники, учебные действия, образование.

 

В настоящее время в обществе происходят процессы глобализации экономики, технический прогресс, информатизация, демократизация. Эти процессы способствуют замене приоритетов в образовании. В российском обществе самыми востребованными являются такие человеческие качества, как активность, самостоятельность, инициативность, ответственность, стремление и способность непрерывно учиться в течение всей жизни. Эти положения отражают нормативные документы образования: закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Современный выпускник начальной школы должен обладать не только суммой знаний, но и стремлением и умением самостоятельно осваивать новую информацию. Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) одной из целей образования определяет развитие личности обучающихся на основе формирования универсальных учебных действий [1].

Понятие «учебные действия» рассмотрели в своих трудах В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, И.И. Ильясов, А.В. Карпов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Н.Ф. Талызина, Э.Д. Телегина, О.К. Тихомиров, Ю.Г. Фокин, Д.Б. Эльконин и др.

Термин «универсальные учебные действия», по мнению авторов концепции (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина и др.), значит, в широком значении, умение учиться, «т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем намеренного и активного присвоения нового социального опыта. В наиболее узком смысле (собственно психологическом) значении этот термин можно определить, как совокупность способов действий обучающегося (еще связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию данного процесса» [2].

Универсальные учебные действия (далее УУД) оказывают влияние на достижение успехов в образовательных результатах, обеспечивают возможность самостоятельного осуществления учебной деятельности, проявление способности к саморазвитию и самосовершенствованию создание условий для самореализации личности на основе готовности к непрерывному образованию. Авторы концепции формирования универсальных учебных действий считают, что регулятивные универсальные учебные действия способствуют обеспечению организации учебной деятельности обучающегося [2]. К регулятивным УУД относят действия целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, оценки, саморегуляции. Регулятивные УУД связывают с формированием у обучающихся сознательности мышления, произвольности деятельности и поведения, взаимодействия с окружающими.

По мнению О.В. Кузнецовой, процесс формирования учебных действий можно условно представить в виде этапов, критериями для выделения которых стали:

- степень самостоятельности выполнения действия; (например, сначала данное действие выполняется совместно, затем самостоятельно);

- расширение объектов приложения данного действия (к примеру, действие оценки направлено сначала только на свою работу, а затем обучающиеся учатся оценивать работу другого);

- усложнение характера самого действия (например, сначала ученик учится формулировать цель урока, осознав недостаточность своих знаний в ситуации «разрыва» в знаниях, затем он обретает способность прогнозировать цель деятельности, анализируя логику продвижения в учебном материале и т. д.) [3].

Таким образом, процесс формирования регулятивных учебных действий представляет собой четыре этапа: 1) отсутствие учебных действий как целостных единиц; 2) выполнение учебных действий в коллективно-распределенной деятельности с преобладанием действия взрослого;3) выполнение учебных действий в коллективно-распределенной деятельности с преобладанием действия учащегося; 4) самостоятельное построение учебного действия.

Та же О.В. Кузнецова называет основными характеристиками процесса формирования регулятивных УУД гетерохронность и неравномерность, в связи с чем в процессе формирования регулятивных УУД учащихся начальной школы выделяются два периода наиболее интенсивного развития: 1 класс и 4 класс [4].

В то же время в научно-методической литературе являются мало исследованными педагогические условия успешного формирования регулятивных УУД, остается открытым вопрос о диагностике уровня сформированности у младших школьников регулятивных УУД.

Таким образом, существуют проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий, которые определены следующими противоречиями между:

- потребностью общества в формировании и развитии самостоятельного, ответственного, инициативного человека и недостаточной сформированностью этих личностных качеств у выпускников школы;

- требованием ФГОС НОО к определению образовательных результатов в форме метапредметных УУД и недостаточным теоретическим обоснованием педагогических условий формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников;

- необходимостью формирования у младших школьников регулятивных УУД на уроках окружающего мира и отсутствием соответствующих методик обучения.

Выявленные противоречия определяют следующую проблему исследования: каковы педагогические условия формирования у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира? Решить обозначенную проблему предполагается в ходе исследования «Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках «Окружающий мир».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г. – Режим доступа: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Асмолов, А.Г. Принципы системно-деятельностного подхода – конкретно-научной методологии изучения человека в психологии / А.Г. Асмолов // Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. – с.117-184.

Кузнецова, О.В. Этапы формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников / О.В. Кузнецова // Ярославский педагогический вестник. – 2015. - №1. – Том 2. Педагогические науки. – С. 42-46. – Режим доступа : file:///C:/Users/user/Downloads/etapy-formirovaniya-regulyativnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov.pdf

Кузнецова, О.В. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения : автореф. дисс. …канд. пед. наук : 13.00.01 / Кузнецова Ольга Владимировна. – Ярославль, 2015. – 24 с. – Режим доступа : https://www.dissercat.com/content/formirovanie-regulyativnykh-universalnykh-uchebnykh-deistvii-mladshikh-shkolnikov-v-protsess/read

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Сидоров И.В., Кондратюк Т.А. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 402 - 406. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8619 (дата обращения: 16.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8619



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.