'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 3
  4. Научная статья № 76

Просмотры  87 просмотров

Иванова А.Д.

  


ИМПЕРАТОРСКОЕ ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ КАК ЦЕНТР ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА *

  


Аннотация:
в статье рассматривается деятельность Императорского общества Поощрения Художеств по его становлению выставочным центром в художественной жизни Санкт-Петербурга   

Ключевые слова:
Императорское общество поощрения художеств, выставочная деятельность Санкт-Петербурга, благотворительность, Товарищество передвижных художественных выставок   


УДК 93

Иванова А.Д.

студентка 5-го курса факультета Истории и Социальных наук

Ленинградский государственный университет им. Пушкина

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

 ИМПЕРАТОРСКОЕ ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНИЯ

ХУДОЖЕСТВ КАК ЦЕНТР ВЫСТАВОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

Аннотация: в статье рассматривается деятельность Императорского общества Поощрения Художеств по его становлению выставочным центром в художественной жизни Санкт-Петербурга.

 

Ключевые слова: Императорское общество поощрения художеств, выставочная деятельность Санкт-Петербурга, благотворительность, Товарищество передвижных художественных выставок.

 

Императорское общество поощрения художеств (ИОПХ) – одно из старейших художественных объединений Санкт-Петербурга, начало свою деятельность с объединения небольшой группы меценатов: И. А. Гагарина, П. А. Кикина, А. И. Дмитриева-Мамонова, Л. И. Киля и Ф.Ф. Шуберта и др., ещё в 1820 году под названием Общества Поощрения Художников (ОПХ).[1.с.175] Стремясь поддерживать отечественных творцов и русское искусство, они предприняли обширный комплекс мер для реализации своих целей, основными направлениями деятельности Общества являлись развитие российского литографского и гравёрного дела, материальная поддержка молодых художников, в форме едино разовых субсидий и постоянных пособий (пенсионерство), финансирование заграничных командировок и посредничество между художниками и заказчиками художественных произведений.

Данные меры были в скором времени замечены самим императором, и с 1822 года Общество вошло под его покровительство. Окончательное признание значительного влияния императорской семьи на деятельность Общества закрепляется новым уставом Общества 1882 года и объединение получит название Императорского Общества Поощрения Художеств. [2. с. 2] Не смотря на изменение устава и перемену названия, Общество по-прежнему видело свою цель в поддержании русского искусства. Из данной информации можно сделать вывод о значительном влиянии Общества Поощрения на художественную жизнь уже в самом начале своей деятельности. Так и первое участие в выставочной деятельности ОПХ принимает ещё в 1825 г. когда организует постоянную выставку-продажу художественных произведений в магазине известного комиссионера Прево. Данная мера рассматривалась, с одной стороны, как одно из средств финансовой поддержки художников, а с другой - как способ формирования спроса на художественные произведения и возможность их сбыта. [3. с. 13]

В это же время помимо выставочного помещения ОПХ существуют лишь ежегодные выставки художественных произведений, проводимые Академией Художеств, а с 1842 года вводятся также периодические выставки в её стенах с целью эстетического развития обучающихся. [4 с. 8]

Деятельность ОПХ во многом опиралась на художественные вкусы Академии Художеств, так как большая часть меценатов не являлись профессионалами-художниками, а представляла собой представителей аристократии, сформированный на основе лучших академических картин, и поэтому большинство художников, ставших пенсионерами Общества оценивались главным образом по их успехам в Академии Художеств. В первой половине XIX века данное положение препятствовало появлению художественных выставок, однако со временем, во многом благодаря издательской деятельности ОПХ, в различных местах Российской империи постепенно появлялись или развивались различные художественные центры – школа Венецианова, рисовальная школа в Дерпте, училище зодчества и ваяния в Москва. Постепенно начала меняться и художественная жизнь в Санкт-Петербурге, особенно во время реформ 1860-х годов, которые породили значительное число новых художественных объединений, например, таких, как Санкт-Петербургская артель художников. [5. с. 9 ]

В 1864 году Общество переносит постоянную выставку на новое место в дом у голландского моста, которое располагалось в центре города, переменой места Общество надеялось увеличить популярность своей выставки, и действительно благодаря этой мере, после незначительного спада посетителей, число зрителей в последующее время значительно выросло уже в первый год число посетителей выставки составило 7795 посетителей, вместе с тем ОПХ начинает издавать указатели выставок, для лучшего её обозрения. [6] Помимо смены места Общество привлекает внимание к своей выставке с помощью выставления популярных и значимых картин. Например, предлагает участие в выставке самому И.К. Айвазовскому или принимает участие в благотворительных сборах, с целью получения картин от императорской семьи:

“Общество также согласилось выдать 2/3 сбора на раненных при Гунибе лишь бы иметь возможность выставить прекрасную картину Мюнхенского профессора Горшильда”.

Данные меры способствовали успеху выставки и в 1865 году она привлекла 11 165 посетителей и продажу художественных произведений на сумму 22 149 рублей. [7. с.24]

Но начиная с 1871 года выставочное помещение ОПХ перестанет выдерживать конкуренцию с новыми выставочными площадками, многие художники предпочтут продавать работы в различные магазины, число которых значительно увеличится в связи с накоплением капиталов и развитием промышленности, кроме того популярность выставок ОПХ упадёт из-за появления нового художественного объединения – Товарищества Передвижных Художественных выставок, многие художники, в том числе, поддерживаемые ОПХ, предпочтут готовить работы для их выставок. [8. с.15]

Общество сможет вернуть себе статус крупного выставочного центра лишь к концу 1870-х началу 1880-х годов и уже в ином качестве. Первые выставки, организуемые ОПХ были более направлены на популяризацию русского искусства и поддержку художников, помещения предоставлялись художникам на бесплатной основе, и лишь 5% с проданных произведений отчислялась в фонд Общества на его расходы, даже выпуск каталогов и указателей был мотивирован, предоставлением удобства для посетителей, а не получением дополнительной выгоды. [9. с.3]

Однако с течением времени деятели Общества стали рассматривать выставочную деятельность своего Общества как значимый источник дохода, т.к. доходы от членских взносов в Общество продолжали падать, а рост государственных субсидий лишь возрастать, не желая впасть в полную зависимость от государственного обеспечения Общество стало искать новые пути дохода, они стали возможны благодаря переезду Общества в новое здание на Большой Морской, которое к юбилею попечения Общества над Рисовальной школой было значительно реконструировано, Обществом обзавелось одной большой и двумя малыми выставочными залами с электрическим освещением и качественным отоплением,  в которых постепенно начали проводить свои выставки новые художники. [10. с. 28]

На данном выставки Общества начинают разделяться на два типа, первые выставки – это те, что организует Общество за исключением выставок учеников её школы, это оставались всё те же ежегодные выставки. Вторым типом выставок, становятся те, что организуются посторонними участниками как отдельными художниками, так и целыми художественными объединениями, такие выставки проводились в традиционные выставочные сезоны, каких в Петербурге было всего три -зимние, весенние и осенние, летних выставок не проводили так как большая часть людей уезжала на отдых из пределов столицы.[11. с.286]

В скором времени члены Общества заметят, что такие экстренные выставки обладают значительно большей популярностью, чем те что организует само Общество (собственные выставки Общества в период с 1880-х - 1890-х собирали чуть более 1000 посетителей, а в иные года даже меньше, при том что многие сезонные выставки собирали от 3000 посетителей и больше). [12.c.17] ИОПХ начнёт более активно заниматься развитием периодических выставок, правда уже не только с целью развития искусства, но и с целью получения дополнительного дохода, так помимо 5% от продажи произведений Общество будет изымать в свою пользу часть доходов от продажи билетов, сумма, взимаемая с билетов будет составлять от 10 до 30 копеек. Кроме того, Общество вернётся к изданию указателей и каталогов выставок, но основной целью их выпуска будет увеличение доходов, хотя и отзывы в журналах о качестве данных каталогов будут положительны. [13. c.5]

Не смотря на изменение приоритетов в проведении выставки, Общество всё ещё было заинтересовано в популяризации художников, для большей их посещаемости, а потому на данном этапе коммерциализация выставочной деятельности шла даже на пользу Выставочной деятельности. Однако с 1898 года, проводимые выставки в помещениях Общества станут недоступны для ряда художественных объединений и художников, так как комитет ОПХ решил ввести плату за арендное помещение для выставки и сложить с себя почти всю ответственность за их организацию и успешность. Общество стало отвечать лишь за их отопление, освещение и оплату входных билетов [14. л.23] (вместе с арендой помещения для выставок арендатор получал и бесплатные услуги кассира.) [15. л.30] Однако всё же небольшое демократическое допущение было оставлено, и цена арендной платы назначалась Обществом исходя из оценки успеха выставки. Принято выделять три основных показателя её успешности, это посещаемость выставок, прибыль от продажи художественных изделий и общественную оценку качеств художественных произведений. [16. с.287]

Количество выставок, проводимых в залах Общества, колебалось от 3 до 9. А суммарное количество помещений всех выставок в год варьировалось от 5 до 56 тысяч посетителей. Однако среднее число посещений всех выставок варьировалось в районе 15-25 тысяч посещений, что было на уровне посещения выставок Академии Художеств. [17. л.9]

Самыми популярными в 80-х начале 90-х годов являлись выставки Общества русских акварелистов, которые в первые годы своей деятельности собирали как правило больше 10 тысяч посетителей. [18. c.7] Однако самыми посещаемыми и часто проводимыми в залах Общества поощрения художеств выставками с 1880-х – 1890-х годов станут выставки передвижников, это было во многом связано с художественными вкусами самих членов ИОПХ, которые были заинтересованы в развитии данного художественного направления. Всего в залах общества пройдёт 25 выставок этого художественного объединения из 45, что составляет более половины всех выставок, проведённых передвижниками. [19ю с.33]

По первому показателю сезонные выставки Общества несомненно являются успешными, как и по второму – ежегодно в залах Общества продавались десятки художественных произведений, количество продаж особенно возрастёт после 1914 года, так как в связи с началом войны появится прослойка людей, которые смогли получить значительные капиталы, за счёт военного времени. Данная прослойка людей, сочтёт что лучшим способом сбережения своих средств станет покупка выставочных картин. [20 с.57]

Третий показатель, является самым противоречивым, обыкновенно отзывы о выставках печатались в различных художественных журналах, таких как “Художественные новости”, “Мир искусства”, “Аполлон” др. Как правило представители одно художественного издания имели схожие и ярко выраженные интересы, из-за чего порой возникали конфликты, у Общества Поощрения Художеств также некоторое время существовали свои печатные органы, одним из которых стали Художественные сокровища России. [21. Л.2-5]

Статьи о выставках иных художественных течений редко признавали художественный успех выставки и наоборот, например, выставки ИОПХ обозревались в “Художественных новостях”, выходивших с 1883 по 1890 г. и часто описывались в этой газете в положительных тонах, не смотря на критику отдельных художников. Это было связано, во-первых, с тем, что ИОПХ в указанный период было в хороших взаимоотношениях с Академией Художеств,

а во-вторых в том, что в Академии Художеств того периода также признавали высокую художественную ценность картин передвижников.

А вот художественные вкусы передвижников и мирискусников находились в конфликте, и так как со второй половины 1890-х годов выставки ТПХВ выставок на постоянной основе проходили в ОПХ, то редактор журнала ИОПХ художник А.Н. Бенуа, принадлежавший к группе Мир Искусства, презрительно отзовётся об одной из выставок в зале ИОПХ, что приведёт к конфликту между ним и членами Общества, и к его уходу с поста редактора. [22 Л 6-7]

Помимо ТПХВ и Общества русских акварелистов на выставках Общества поощрения Художеств в разное время будут проводиться выставки Первого Дамского кружка, Общества Поощрения женского ремесленного труда, Товарищества художников и Петроградского общества художников, а в годы перед революцией пройдёт даже выставка мирискусников. [23 с.5]

Помимо этого, на рубеже 19-начале 20 веков ИОПХ согласиться провести в своих залах череду иностранных выставок, две французских, английскую, австро-венгерскую, бельгийскую, общегерманскую и  скандинавских художников, и, хотя это не была инициативная идея самого Общества, а лишь поддержка идеи А.И. Мариэса, то стоит отметить что в данных мерах Общество отходило от своей главной задачи – поддержки русских художников, однако данная мера оправдывается тем, что  эти  выставки носили благотворительный характер, проходя в поддержку комитета Красного креста. [24 с.7]

Начиная с 1900-х годов аукционная активность в залах Общества начинает соперничать с выставочной деятельностью, и если первые аукционы Общества проходили главным образом из собраний художественных предметов, то с 1906 г. в Обществе регулярно стали выходить аукционы с продажей нумизматических коллекций русских монет, что не соответствовало ни благотворительными, ни меценатским целям Общества, в отличие от более поздних аукционов, проводимых во время первой мировой войны: так 1 сентября  1914 года прошёл аукцион картин в пользу раненных воинов на котором было продано свыше трёхсот художественных произведений на сумму 5020 рублей. [25. С.363]

Подводя итоги деятельности Императорского Общества Поощрения Художеств в качестве выставочного центра необходимо сказать, что в период с 1882 г. по 1917 г. в его залах было проведено свыше 140 художественных выставок, в которых приняли участие одни из самых видных художественных объединений Санкт-Петербурга и художников такие как Верещагин В.В, И.К.Айвазовский, И.И. Шишкина и не смотря на коммерциализацию этого благотворительного Общества, оно продолжало оказывать помощь в популяризации русского искусства, путём организации своих выставок или предоставления своих залов под нужды других художников.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Северюхин, Д.Я. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820 - 1932): Справочник / Д. Я. Северюхин, О. Л. Лейкинд. - СПб.: Чернышев, 1992- 400 с.
  2. Устав Императорского Общества поощрения художеств. СПб., 1882.
  3. Отчет о деятельности. / Имп. О-во поощрения художеств. ... за 1825
  4. Молева, Нина Михайловна Педагогическая система Академии художеств XVIII века [Текст] / Н. М. Молева, Э. М. Белютин. - Москва: Искусство, 1956
  5. Молева, Нина Михайловна.Русская художественная школа второй половины XIX - начала XX века [Текст] / Н. М. Молева, Э. М. Белютин. - Москва: Искусство, 1967
  6. Отчет о деятельности. / Имп. О-во поощрения художеств. ... за 1864 год
  7. Отчет о деятельности. / Имп. О-во поощрения художеств. ... за 1865 год.
  8. Отчет о деятельности. / Имп. О-во поощрения художеств. ... за 1873 год
  9. Отчет о деятельности. / Имп. О-во поощрения художеств. ... за 1882 год
  10. Дом художников на Большой Морской [Текст]: Общество поощрения художеств. Ленинградская организация Союза художников. Санкт-Петербургский союз художников / [Иваненко Ю. М., дизайн, сост., текст., фот.]. - Санкт-Петербург: Изд-во СО ЛО СФК, 2011
  11. Логутова Елена Владимировна К истории художественных выставок в Санкт-Петербурге XIX начала XX в // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-hudozhestvennyh-vystavok-v-sankt-peterburge-xix-nachala-xx-v (дата обращения: 19.05.2023). С.284-293
  12. Отчет о деятельности. / Имп. О-во поощрения художеств. ... за 1883 год
  13. Художественные новости [Текст]: приложение к журналу "Вестник изящных искусств", издаваемому при императорской Академии художеств…. - Санкт-Петербург: [б. и.], 1883-1988 (Тип. М. М. Стасюлевича)
  14. ЦГИА Ф.448.Оп.1 Д.1599
  15. Логутова Елена Владимировна К истории художественных выставок в Санкт-Петербурге XIX начала XX в // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-hudozhestvennyh-vystavok-v-sankt-peterburge-xix-nachala-xx-v (дата обращения: 19.05.2023).С.284-293
  16. ЦГИА Ф.448.Оп.1 Д.1176
  17. Отчет о деятельности... / Имп. О-во поощрения художеств. ... за 1890 год
  18. Новицкий. А.П. Передвижники и влияние их на русское искусство, [1872-1897] / А. Новицкий. - Москва: Гросман и Кнебель, (И. Кнебель), 1897. - [4], 162, 8, III с.
  19. Художественные новости: приложение к журналу "Вестник изящных искусств", издаваемому при императорской Академии художеств…. - Санкт-Петербург: 1883-1988 (Тип. М. М. Стасюлевича) вып.1885 г.
  20. ЦГИА СПБ Ф.448 Оп.1Д.1156
  21. ЦГИА СПБ Ф.448 Оп.1Д 1242
  22. ЦГИА СПБ Ф.448 Оп.1 Д .1427
  23. Отчет о деятельности... / Имп. О-во поощрения художеств. ... за 1898 год
  24. Тюхина Л. Г. Императорское общество поощрения художеств в начале Первой мировой войны // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. №63-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imperatorskoe-obschestvo-pooschreniya-hudozhestv-v-nachale-pervoy-mirovoy-voyny (дата обращения: 18.05.2023) С.360-366 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Иванова А.Д. ИМПЕРАТОРСКОЕ ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ КАК ЦЕНТР ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА // Вестник науки №5 (62) том 3. С. 480 - 489. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8256 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8256



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.