'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (59) том 3
  4. Научная статья № 13

Просмотры  60 просмотров

Мамлеева С.Б.

  


ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
работа посвящена анализу стилей педагогического взаимодействия субъектов в учебном процессе. Приведены краткие анализы обобщения педагогических и психологических стилей взаимодействия и даны рекомендации по повышению качества образования. Рассмотрены сущность и генезис педагогического общения в школе   

Ключевые слова:
педагогическое общение, коммуникация, сотрудничество, учебный процесс, стили взаимодействия   


УДК 371.15

Мамлеева С.Б.

директор

Специализированный лицей №20 г. Талдыкорган

(Республика Казахстан, г. Талдыкорган)

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Аннотация: работа посвящена анализу стилей педагогического взаимодействия субъектов в учебном процессе. Приведены краткие анализы обобщения педагогических и психологических стилей взаимодействия и даны рекомендации по повышению качества образования. Рассмотрены сущность и генезис педагогического общения в школе.

 

Ключевые слова: педагогическое общение, коммуникация, сотрудничество, учебный процесс, стили взаимодействия.

 

Педагогическое общение - это специфическая форма общения, которая имеет свои особенности и в то же время подчиняется общим психологическим законам, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включая коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.  Педагогическая коммуникация - это совокупность инструментов и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и тренинга и определяющих характер взаимодействия между учителем и учащимися [1].    Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей вызвана не столько недостатками научно-методической подготовки учителей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения.

Анализ первых профессиональных шагов учителей и воспитательниц выявляет феномен, который можно было бы назвать педагогическим импринтингом: результаты самых первых контактов со студентами определяют выбор направления, в котором пойдет дальнейшая эволюция профессионально-педагогического общения [2].

Взаимодействие между людьми наряду с предметно-практической деятельностью являются основными факторами человеческого развития. Человеческие отношения, в том числе в образовательном процессе, должны строиться на субъект-субъектной основе, когда обе стороны общаются на равной основе, как личности, как равноправные участники процесса общения. Если это условие соблюдается, то это не межролевой контакт "учитель-ученик", а межличностный контакт, результатом которого является диалог, а, следовательно, наибольшая восприимчивость и открытость к воздействию одного участника общения на другого [3]. Создается оптимальная база для позитивных изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах каждого из участников общения. Для того чтобы этот вид общения стал реальностью, необходимо сформировать гуманистическое по своей природе коммуникативное ядро личности как учителя, так и ученика [4].

Является ли педагогическое общение оптимальным, зависит от учителя, от уровня его педагогических навыков и культуры общения.

Известный психолог В. А. Кан-Калик выделил следующие стили педагогического общения:

  1. Общение, основанное на высоких профессиональных установках учителя, его отношении к педагогической деятельности в целом. Они говорят о них: "Дети (студенты) буквально следуют за ним повсюду!" Более того, в высшем образовании интерес к общению также стимулируется общепрофессиональными интересами, особенно на профильных кафедрах.
  2. Общение, основанное на дружбе. Это подразумевает страсть к общему делу. Однако вам следует избегать фамильярности. Это особенно актуально для молодых учителей, которые не хотят попадать в конфликтные ситуации.
  3. Общение-дистанция является одним из наиболее распространенных видов педагогического общения. Этот стиль формирует отношения между учителем и учеником. Но это не означает, что учащиеся должны воспринимать учителя как ровесника.
  4. Общение-запугивание - негативная форма общения, негуманная, раскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к ней учителя.
  5. Общение-флирт, типичный для молодых учителей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда один из них доминирует [5].

Педагогическое сотрудничество - это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии учителя и ученика, успех которого зависит от активности и индивидуальности учителя и активности ученика. Педагогическое взаимодействие адекватно индивидуальным возможностям личности учащегося, способствуя их максимальному проявлению.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2004. — 384с., С.195.
  2. Подлиняев, О. Л. Стиль педагогического общения и проблемы его классификации / О. Л. Подлиняев, С. Е. Иванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 359-362. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54776/ (дата обращения: 17.02.2023).
  3. Юрченко Е. В., Костенко И. К. Стили педагогического общения // Вологдинские чтения. 2009. №76. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stili-pedagogicheskogo-obscheniya (дата обращения: 17.02.2023).
  4. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования. Учебное пособие. — СПб.: Нестор-История, 2016. — 180 с.
  5. Закунова Е.Д., Анисимова А.Е., Караганова К.А., Барсукова А.Е., Жидков А.А. Стили педагогического общения и их характеристика // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 12.

 

Mamleeva S.B.

Director of

Specialized Lyceum № 20 Taldykorgan

(Republic of Kazakhstan, Taldykorgan)

 

TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL INTERACTION

AS A CONDITION FOR EFFECTIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY

 

Abstract: the work is devoted to the analysis of styles of pedagogical interaction of subjects in the educational process. Brief analyses of generalization of pedagogical and psychological styles of interaction are given and recommendations for improving the quality of education are given. The essence and genesis of pedagogical communication at school are considered.

 

Keywords: pedagogical communication, communication, cooperation, educational process, interaction styles.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (59) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Мамлеева С.Б. ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №2 (59) том 3. С. 70 - 73. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7303 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7303



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.