'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 1
  4. Научная статья № 15

Просмотры  64 просмотров

Савлучинская Н.В., Маталыцкий С.Н.

  


АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО БАТИКУ *

  


Аннотация:
творческая деятельность детей младшего школьного возраста - одна из важных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Важно решать эти проблемы именно в школьном возрасте, когда закладываются основы мировоззрения и миропонимания будущих граждан. Эффективней всего такая возможность представляется в системе дополнительного образования   

Ключевые слова:
активизация творческой деятельности школьников, художественная роспись ткани, батик, основы мировоззрения и миропонимания будущих граждан   


УДК 37.013.32

Савлучинская Н.В.
к.п.н., доцент кафедры академической живописи и рисунка,
Омский государственный педагогический университет
(г. Омск, Россия)

 

Маталыцкий С.Н.

магистрант,

Омский государственный педагогический университет
(г. Омск, Россия)

 

АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО БАТИКУ

 

Аннотация: творческая деятельность детей младшего школьного возраста - одна из важных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Важно решать эти проблемы именно в школьном возрасте, когда закладываются основы мировоззрения и миропонимания будущих граждан. Эффективней всего такая возможность представляется в системе дополнительного образования.

 

Ключевые слова: активизация творческой деятельности школьников, художественная роспись ткани, батик, основы мировоззрения и миропонимания будущих граждан.

В Казахстане цифровизация школьного образования является одним из ведущих трендов. В процессе реформирования, наряду с выраженными положительными результатами, ученые наблюдают и негативные изменения в мышлении школьников. Стали привычными такие слова как «поколение Z», «клиповое мышление», «цифровые аборигены» и др. Зависимость и увлеченность школьника гаджетами ограничивают его возможность заниматься творчеством, что отражается на развитие его духовных и нравственных качеств. Усиливается социальная изоляция, дети все больше времени проводят в видеоиграх, используют социальные сети, пренебрегая своей реальной жизнью. Технология заменила наш старый способ взаимодействия. Если школьник легко взаимодействует с более чем 100 друзьями в сети, ему не нужно выходить на улицу, чтобы заводить новых друзей, что на более позднем этапе может привести к одиночеству. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что отношение к цифровизации образования неоднозначно; кто-то считает, что оно кажет благоприятное влияние на систему образования, а кто- то, наоборот, не поддерживает данные преобразования из-за того, что люди в скором времени утратят способность мыслить. Понимая всю серьезность положения, при котором цифровизация образования захватывает внимание школьника и уводит его от творчества считаем, что перед школой и системой дополнительного образования остро стоит проблема активизации творческо-познавательной деятельности школьников. Активизация творческой деятельности школьников - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к труду, к активному участию в социальной жизни, быть патриотами своей страны. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является развитие познавательной и творческой активности учащихся. Важно решать эти проблемы именно в школьном возрасте, когда закладываются основы мировоззрения и миропонимания будущих граждан. Занятия по художественной росписи ткани являются источником знакомства школьников с одним из видов декоративно-прикладного искусства, с исторической культурой. Анкетирование обучающихся показывает, что уроки по росписи ткани им наиболее интересны. Выполняя собственноручно ту или иную творческую работу, достигая результат, при этом отличный от других, ребенок получает удовлетворение. Очевидно, что уроки изобразительного искусства являются доминантными в познавательно-творческой деятельности школьника, приносят наиболее глубокий развивающий и воспитательный эффект. В исследованиях ученых педагогов и психологов П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, В. С. Мухиной, В. А. Сухомлине, рассматриваются различные психологические и педагогические аспекты рассматриваемой проблемы. Они подчеркивали значимость изобразительного искусства для развития творческой деятельности учащихся. Значительный вклад в изученние проблемы активизация творческо- познавательной деятельности, внесли ведущие отечественные и зарубежные ученые (А.Г. Асмолов, О.В. Афанасьева, В.С. Выготский, А.А. Деркач, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачёв, А.Н. Лук, Р.С. Немов, В.И. Петрушин, Я.А. Пономарёв, С.Л. Рубинштейн, Е.Н. Степанов, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков, А. Бине, В. Келер, Р. Муни, Ч. Спирмен, К.В. Тэйлор, Е.П. Торранс, Г. Уоллес, Дж. Уотсон) и др. Рассматривая и анализируя труды ведущих ученых, педагогов, искусствоведения, изучая диссертационные исследования в области художественной росписи ткани можно констатировать, что остается не до конца раскрытой проблема активизации творческо-познавательной деятельности средствами прикладного и изобразительного искусства. В частности, отсутствуют методические рекомендации по созданию педагогических условий, необходимых для этого процесса. Обычно, в рамках традиционного уровня специальных знаний, умений и навыков развитию творческих способностей уделяется недостаточное внимание, что значительно снижает качество выполняемых работ. Выявления данного недостатка и потребность педагогической практики послужили основанием для определения средств и условий активизации познавательно-творческой деятельности школьников. Для активизации познавательно-творческой деятельности школьников на уроках используются следующие технологии преподавания: система учебно-творческих заданий, направленных на личностно ориентированный подход к учащимся. Например, провести урок рисования в парке, одновременно предоставить возможность сбора материала для будущих работ. Дидактические игры, театрализованный подход, тесты, поиск дополнительного занимательного материала и т. п. Система межпредметных связей, что позволяет почувствовать практическую направленность занятий по батику, их связь с жизнью. Например, урок литературы и раздел прикладного искусства тесно переплетен: читая литературное произведения школьники представляют быт, знакомятся с ремеслами и могут их из рассказа перенести на бумагу. Разнообразие материалов и техники повышает творческую инициативу, развивает фантазию и воображение школьника. При выполнении довольно сложных и нестандартных работ с использованием различных материалов, учащиеся начинают с увлечением заниматься рисованием, стремятся выполнять свои работы на высоком уровне, творчески подходить к выполнению задачи. В результате повышается мотивация учащихся к самостоятельной работе, улучшается качество знаний, развивается познавательный интерес к искусству, учащиеся становятся более активными. Творчество - деятельность, порождающая нечто новое, ранее не известное. Например, изобразительное искусство с разной степенью иллюзорности дает в своей совокупности многогранную, целостную картину действительности, жизни людей и природы во всем богатстве ее индивидуальных реальных проявлений, а нередко и наглядное воплощение не существующих в реальности образов, являющихся плодом неудержимой детской фантазии. Творчество как важнейший механизм приспособления, в более широком плане можно рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее ребёнку в быстро меняющихся социальных условиях ориентироваться во всё более расширяющемся потоке информации. Определённое таким образом понятие «творчество» охватывает все виды творческой деятельности, художественное творчество, музыкальное, научное, техническое и многие другие его виды. Решение данной проблемы мы видим не только в активизации познавательно-творческой деятельности на занятиях художественной росписи ткани, как доминирующего, но и в целом учебно- воспитательный процесс должен включать творческие элементы, способствующие развитию эстетического вкуса. При этом особое значение приобретает целенаправленное развитие художественного творчества специальных знаний, умений и навыков в области изобразительного и прикладного искусства. Учитель, развивая у обучающихся активную деятельность средствами изобразительного искусства, прикладного ремесленного мастерства, способствует развитию их личностных качеств, таких как: потребность творческой деятельности, художественно образное мышления, обогащение специальным опытом, необходимым для художественной деятельности. Изучение изобразительного и декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования является продолжением начального этапа художественно-эстетического развития личности, важным неотъемлемым звеном в системе непрерывного художественного образования и направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о гармонии художественной картины мира; предполагает развитие и становление эмоционально-образного, творческого типа мышления. Активизация учебно-познавательной деятельности на занятиях в системе дополнительного образования постоянно находится во внимании, уже выявлена система средств, с помощью которых учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой и фронтальной работы. В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся. В целях активизации и создания мотивации к творческой деятельности нами организуются выставки творческих работ, конкурсы групповых проектов, экскурсии, дидактические игры. Не менее важным при организации познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. В процессе обучения школьники могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями, анализируют и обобщают факты, информацию; творчески подходят к использованию этих знаний. Именно поэтому на уроках по батику мы уделяем большое внимание обсуждению выполненных объектов. Обычно, выставляется одна или несколько работ (зависит от цели преподавателя), ученикам предлагается оценить картину, при этом обязательно аргументировать, обосновывать свои выводы. Опыт показывает, что такая форма активизации учебной деятельности является наиболее эффективной: Каждый ученик зная, что любая из его работ может быть выставленной на показ, стремиться выполнить ее наилучшим образом (активизирует свои способности, старается); Проявляется усиленный интерес к представленной работе одноклассника, так как ему предстоит дать оценку этому; Развивается познавательный интерес, так как школьник прежде чем выступить, должен подготовиться, пополнить знания по заданной теме; Формируется культура речи, культура общения; Воспитывается толерантность. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность. Познавательная активность школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата. Одно из важных условий успешного развития познавательной активности - разнообразие и вариативность работы с обучающимися на занятиях. Эти условия заложены уже в рабочей учебной программе. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для них, неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы обеспечивают живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Активность и инициативность на художественной росписи ткани являются ведущими в формировании самостоятельной познавательной деятельности и способствуют направленности развития личности в современных условиях. Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковой характер. Процесс изучения проблемы должен носить исследовательский характер. С этой целью мы проводим в разное время года поисковые экскурсии на природе, в парке, где учитель акцентирует внимание школьников не только на картины окружающей природы, краски, игру теней солнечного света и многое другое. Наряду с этим просит школьников высказать свои ассоциации, вызванные облаками, деревьями, звуками описать ощущения и, главное, запомнить и передать увиденное в своей предстоящей работе. Как уже говорилось ранее, важной составляющей активизации творческо-познавательной деятельности является задание, связанное с поиском природных материалов. Такое задание активизирует ассоциативное мышление, что безусловно развивает творческую индивидуальность школьника, раскрывает его, возможно скрытые, таланты. Следующим средством активизации познавательной деятельности являются презентации по художественному и прикладному искусству. Презентации проводятся два раза в течении учебного года в открытой форме с приглашением родителей, ведущих специалистов и учителей. Здесь важно разнообразие заданий, поэтому задание, его тематика тщательно продумывается учителем, учитывается индивидуальные наклонности ученика, его трудоспособность, интересы. Эта форма активизации познавательной деятельности является эффективной, так как ученик работает самостоятельно, его задача выявить главное из огромного информационного поля, провести анализ, что будет интересно не только ему, а и слушателям. Кроме того, такой труд, связанный с поиском, выбором, анализом и обобщением является началом научных исследований, приобщает школьников к науке. В процессе подготовки и выступления школьник обогащается опытом определения приоритетов, публичного выступления, культуры поведения. Таким образом мы пришли к выводу, что несмотря на цифровизацию образования и ее функциональному удобству, необходимо развивать у школьников потребность в творческой деятельности, тем более, пока дети не потеряли интерес к познанию нового. Именно поэтому проблема активизации познавательно-творческой деятельности является острой проблемой школьного образования и решается она в целом через учебно-воспитательный процесс. Вместе с тем наиболее эффективный результат решения этой проблемы достигается на уроках художественной росписи ткани в системе дополнительного образования, так как здесь учитель располагает широким спектром педагогических форм и средств для развития индивидуальных способностей школьника.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст] / Р. Арнхейм. - М.:
Архитектура-С, 2007. - 392 с.

Аралбаев, Р.К. Образовательная сфера Республики Казахстан как
социальный институт [Текст] / Р.К. Аралбаев.- Алматы: Рауан, 2001.- С. 180.

Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности // Начальная
школа. - 1994.

Громов, Е. С. Художественное творчество // Опыт исторической
характеристики некоторых проблем [Текст] / Е. С. Громов - М.: Исскусство,
1977.-320 с

Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. / Под
ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.

Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994

Фомина Т.Н. Проблемы школы в развитии и воспитании творческих
способностей учащихся [Текст] / Т.Н.Фомина // Вестник Евразийского
гуманитарного института. -2008.-№4.

Хмель, Н.Д. Категории педагогики в практической деятельности учителя
[Текст] / Н.Д. Хмель, А.К. Рысбаева.- Алматы: 2003.- 24с.

https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=7846 

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Савлучинская Н.В., Маталыцкий С.Н. АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО БАТИКУ // Вестник науки №11 (56) том 1. С. 82 - 91. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6374 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6374



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.