'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (51) том 2
  4. Научная статья № 32

Просмотры  169 просмотров

Соловьева М.В.

  


ПРЕВЕНТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОНФЛИКТОВ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается феномен превентивной дипломатии, ее особенности и характеристика   

Ключевые слова:
превентивная дипломатия, ООН, война, государство   


УДК 327.7

Соловьева М.В.

студент

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

(Россия, г. Санкт-Петербург)

 

ПРЕВЕНТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК СПОСОБ

ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

 

Аннотация: в данной статье рассматривается феномен превентивной дипломатии, ее особенности и характеристика.

 

Ключевые слова: превентивная дипломатия, ООН, война, государство.

 

Процесс глобализации, который начался в начале XX века не исключал возникновения конфликтов разных уровней. Спустя две мировые войны, человечество пришло к осознанию, что необходимо разрабатывать и применять на практике концепции, касающиеся установления безопасного мира. Совет безопасности ООН, собравшийся 31 января 1992 года подчеркнул, что перед международным сообществом встают новые задачи в поисках мира. Стоит отметить, что словосочетание «превентивная дипломатия» было введено Генеральным секретарем ООН Дагом Хамаршельдом. В середине XX века данное понятие понималось как способ не ввязывания конфликтов в глобальное противостояние между Востоком и Западом [3, c. 10-15]. Однако постепенно это выражение стало означать управление потенциальными конфликтами. Важный документ, который посвящён вопросам превентивной дипломатии – это Декларация о предотвращении и устранении конфликтов и ситуаций, несущих угрозу международному миру и безопасности, и о роли ООН в данной сфере (1988 г.). В Декларации рекомендуется ряд мер, которые в связи с этим должны принимать государства, Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея и Генеральный секретарь. Например, при обращении стран к Генеральному Секретарю, он, в свою очередь, должен быстро среагировать, стимулировать стороны на выработку предложений, оказывать посреднические услуги и использовать все возможные средства в своем арсенале. Хотя Декларация содержит рекомендации, ставшие с момента принятия этого документа основой всех последующих дискуссий и документов ООН по превентивной дипломатии, реальную популярность данной концепции создала «Повестка дня во имя мира» Бутроса Гали (1992 г.), третья глава которой непосредственно посвящена вопросам превентивной дипломатии. Превентивная дипломатия осуществляться непосредственно Генеральным секретарем либо через высших чиновников, специализированные учреждения и программы, Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей и региональными организациями.

Теперь выделим пять направлений (мер) превентивной дипломатии:

Меры по установлению доверия. К данной мере мы можем отнести обмен военными миссиями, организацию свободного потока информации и т.д.

Выявление факторов. Не для кого не секрет, что конфликт – это сложный процесс, который затрагивает разные сферы общественной жизни. В связи с этим необходимо выделять несколько факторов возникновения конфликтов. Кроме политического фактора, зачастую играют немаловажную роль экономический и социальный факторы.

Раннее предупреждение. В соответствии со статьей 65 Устава, Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) может предоставлять отчеты Совету безопасности об экономических и социальных процессах, которые могут угрожать международному миру и безопасности. Иными словами, если в определенном регионе ситуация «накаляется», то её следует разрешать сразу же.

Превентивное развертывание. По просьбе соответствующих стран превентивное развертывание может осуществляться как внутри данных стран, так между ними.

Демилитаризованные зоны. Это определённые нейтральные для двух конфликтующих сторон территории, которые будут использованы если вспыхнет конфликт.

Стоит отметить, что наиболее полно концепция превентивной дипломатии отражена в работах Майкла Ланда. Автор указывал на то, что суть превентивной дипломатии является не допустить неуправляемой эскалации конфликтов и переход их в постоянное насилие, сопровождающиеся примирением вооруженной силы. В своей книге, посвященной концепции, методам и целям превентивной дипломатии, М.Ланд определяет её так: «Это деятельность, осуществляемая в уязвимых регионах в сложное время с целью избегания угрозы использования или самого использования государствами или группами вооружённой силы и схожих форм принуждения для улаживания политических разногласий, которые могли возникнуть вследствие дестабилизирующего влияния экономических, социальных, политических или глобальных перемен», и далее М.Ланд пишет, что «такая деятельность может включать использование целого ряда «дипломатических» (в узком смысле), политических, военных, экономических и других механизмов и может осуществляться правительствами, межгосударственными и неправительственными организациями, отдельными людьми или самими сторонами в споре…» [2, c. 31-49].

В настоящее время существует несколько видов дипломатии, кроме превентивной. Например, дипломатия мирного времени, кризисная дипломатия и так далее. На мой взгляд, такая ситуация часто мешает как ученым, так и практикам, занимающимся изучением конфликтов конфликтологией в целом. Определение, разработанное М.Ландом, расставляет все точки над «i» и помогает избежать путаницы.

Для более полного раскрытия термина «превентивная дипломатия» разберем суть мирной и кризисной дипломатии.

Дипломатия мирного времени – это тип отношений государств между собой в мирное время. Такие международные отношения, как правило, между странами-партнёрами бывают стабильными, это обычные международные отношения, в том числе внешняя и оборонная политика. (Например, Россия-Китай)

Кризисная дипломатия или кризисное регулирование включает усилия по улаживанию трений и споров, по своей интенсивности достигших уровня конфронтации с угрозами применения силы и высокой долей вероятности вспышки насилия. Между этими двумя дипломатиями М.Ланд помещает превентивную дипломатию.

Превентивная дипломатия – сосредоточена на действиях в нестабильных регионах в те периоды, когда нарастает или уже является высокой вероятность того, что режимы или отдельные люди для «решения» возникших политических разногласий возьмутся за оружие или станут применять иные формы принуждения [2, c.174].

Урегулирование конфликтов на международной арене требуют постоянного создания новых инструментов и усовершенствования старых. Главная потребность состоит в добросовестной и своевременной информации о зарождающихся конфликтных ситуациях. Требуется внимательно отслеживать конкретные симптомы, такие как намеренная мобилизация лидерами агрессивного общественного мнения или накопление вооружений. Все акторы превентивной дипломатии - как правительственные, так и неправительственные - должны руководствоваться исключительно желанием предотвратить вооруженный конфликт и порождаемые им человеческие страдания и материальные потери. К сожалению, не все политические акторы разделяют данную позицию. Например, Президент США Дж. Буш настаивал на концепции «превентивной обороны». «У нас в Вашингтоне предотвратить означает применить силу» -  признался как-то Президент США Дж. Буш. Пример Ирака показал, что превентивная оборона не более чем химера [5, c.131].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Schmid A.P. Thesaurus and glossary of early warning and conflict prevention terms (Forum on Early Warning and Early Response, 2000). – Сокращенная версия, переведённая на русский язык см.: Шмид А.П. Словарь-справочник по раннему предупреждению и предотвращению конфликтов // Конфликты: теория и практика разрешений. Опыт зарубежных исследований/Под общ.ред.Е.Ю.Садовской и И.Ю. Чупрыниной. – Алматы, 2002. – 277 с.

Ланд Майкл. Концепция, методы и цели // Конфликты: теории и практика разрешения. Т.2. – Алматы, 2002. – 286 с.

Рахматуллаев Эркин. Превентивная дипломатия: теория, практика и её перспективы в Центральной Азии: диссертация на соискание степени доктора педагогических наук: 23.00.02 / Рахматуллаев Эркин; [Место защиты: Дипломатическая академия министерства иностранных дел РФ]. - Москва, 2008.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1988 года 43/51 «Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области»

Э.Э Рахматуллаев. Возникновение и эволюция концепции превентивной дипломатии // Вестник Саратовского государственного экономического университета, 2007 г. 127-134 с.

 

Solovyova M.V.

Student of

Saint-Petersburg University of the Humanities & Social Sciences

(Russia, Saint-Petersburg)

 

PREVENTIVE DIPLOMACY AS A WAY

TO PREVENT CONFLICTS

 

Abstract: this article discusses the phenomenon of preventive diplomacy, its features and characteristics.

 

Keywords: preventive diplomacy, UN, war, state.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (51) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Соловьева М.В. ПРЕВЕНТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОНФЛИКТОВ // Вестник науки №6 (51) том 2. С. 205 - 209. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5849 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5849



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.