'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (26) том 2
  4. Научная статья № 18

Просмотры  110 просмотров

Халикова А.Н.

  


ПРАВО НА СВОБОДУ МИРНЫХ СОБРАНИЙ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ *

  


Аннотация:
целью статьи является изучение проблем, возникающих при реализации права на свободу мирных собраний в России. Автором обобщается практика реализации права на свободу мирных собраний, в результате чего выявляются негативные тенденции   

Ключевые слова:
права человека, конституционные права, свобода собраний   


Право на свободу мирных собраний, наряду со свободой самовыражения и свободой объединений, лежит в основе любой функционирующей демократической системы. Право на свободу мирных собраний, являясь одним из политических прав, относится к основным конституционным правам гражданина. Оно призвано обеспечивать возможность участия каждого в общественной и политической жизни страны и, тем самым, преодолеть отчуждение гражданина от государства, повысить уровень его осознанности. Право на свободу собраний, а также ограничения этого права, изложены в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов) и в Копенгагенском документе ОБСЕ 1990 года (каждый человек имеет право на мирные собрания и демонстрации). Автор полагает, что существующие международные стандарты, в частности вышеназванные документы, безусловно, предлагают общие рамки, однако нередко даже на законодательном уровне можно выявить склонность к так называемому командно-управленческому подходу, которая отражается в повышении уровня регламентированности, скрупулезном контроле и, соответственно, бюрократических препятствиях. «…Предварительный контроль является не только произвольным и необоснованным, но и явно избыточным, поскольку конституционная норма презюмирует мирный характер акции, а закон предусматривает все необходимые ограничения по месту и времени ее проведения и меры по соблюдению общественного порядка и безопасности» [1]. Например, публичные демонстрации и митинги не всегда рассматриваются в качестве обычных мероприятий, которые являются частью плюралистической демократии. В некоторых странах свобода собраний все еще регламентируется таким образом, который во многих случаях приводит к ее фактическому отрицанию [2]. Современные основные законы государств закрепляют различные формы политической активности граждан. Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование [3]. В продолжение положений основного закона был принят Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Конституция РФ отказалась от ранее принятого разрешительного порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий и прочих массовых политических мероприятий, отныне требуется лишь предварительное уведомление властей [4]. Однако практика не столь однозначна. «Следует, однако, заметить, что Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» имеет лазейку, позволяющую властям не допустить проведения публичного мероприятия, запретить которое они формально не могут. Согласно ч. 5 ст. 5 указанного Закона, организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если с органом исполнительной власти или местного самоуправления «не было согласовано» изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения этого мероприятия. Наличие в Законе приведенного выше положения чревато тем, что любые разногласия, возникающие между органами власти и организаторами публичного мероприятия относительно места и времени его проведения, будут решаться в пользу первых. Что, по всей видимости, не в полной мере согласуется с уведомительным порядком проведения публичных мероприятий» [5]. В связи с тем, что субъекты федерации вправе дополнять закрепленный в статье 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ перечень территорий, на которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, думается, что данная норма способствует массовым нарушениям права на мирные собрания. Так, например, произошло в городе Сыктывкар Республики Коми. В дополнение к установленным ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ местам, местами, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций в Республике Коми запрещается, были объявлены здания, занимаемые органами государственной власти Республики Коми, государственными органами Республики Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми, государственными учреждениями Республики Коми, и места в радиусе 50 метров от входа на данные объекты. Конституционный Суд Российской Федерации счел данные правила, содержащиеся в п. 6 ст. 5 Закона Республики Коми «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми» не соответствующими основному закону [6]. Тотальный запрет проведения такого рода публичных мероприятий в местах, расположенных в радиусе 50 метров от входа в здания, занимаемые органами власти, означает ни что иное как введение непреодолимого барьера для реализации на территории республики права на свободу мирных собраний хотя бы по той причине, что зачастую единственные наиболее облагороженные места, подходящие для проведения публичных активностей, расположены как раз в непосредственной близости от административных зданий. Запрет собраний в определенных местах должен быть связан с конкретными обстоятельствами, наличествующими в определенном субъекте. Кроме того, субъекты не должны приводить к снижению гарантии осуществления прав и свобод человека и гражданина, содержащиеся в федеральном законодательстве. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (26) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Халикова А.Н. ПРАВО НА СВОБОДУ МИРНЫХ СОБРАНИЙ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Вестник науки №5 (26) том 2. С. 76 - 83. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3063 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3063



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.