'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 2
  4. Научная статья № 118

Просмотры  49 просмотров

Гладкова Н.М.

  


МЕХАНИЗМ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СТРЕСС В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается механизм влияния физической культуры на стресс в студенческой среде. Мы всегда стремимся быть здоровыми, но что мы понимаем под понятием «здоровье»? Это не только физическая сила, но и устойчивая психика. На учебе стресс является неотъемлемой частью жизни студента. Мы не можем полностью убрать его из нашей жизни, но мы можем научиться справляться с ним. Рассматривая учебную среду, мы говорим о занятиях физической культурой. Немаловажную роль тут играет правильный режим труда и отдыха, питание, качественный сон. Стресс в образовательном процессе – большой объем материала, который необходимо понять и запомнить, постоянные контрольные работы, экзамены, зачеты, практики, а если студент дополнительно ходит в какие-либо университетские кружки, то там на него тоже ложатся свои специфические обязанности. Для эффективной работы и комфортной жизни студенту важно сохранять свое здоровье. Поиск решения по преодолению стресса в образовательном процессе является, несомненно, актуальной задачей.   

Ключевые слова:
физическая культура, стресс, здоровье, стрессоустойчивость, дистресс   


Цель: рассмотреть механизм влияния физической культуры на стресс в студенческой среде.Задачи:Изучить литературу по данной теме.Дать характеристику основным понятиям,Раскрыть механизм влияния физической культуры на стресс. Основная часть.Стресс – это состояние повышенного напряжения организма как защитная реакция на воздействие неблагоприятных факторов (физических, психосоциальных) [3].Рассмотрим основные причины возникновения стресса:Ситуация, по мнению человека, содержит угрозу для него.Чрезмерные требования окружающих людей или собственные требования к самому себе.Быстрые изменения в окружающей среде.Если человек находится в ситуации выбора.Неожиданные и неподвластные контролю человека события.Различают следующие виды стрессоров: физиологические (болевые, тепловые, воздействие холодом и др.), психологические (словесные стимулы) [3].В соответствии с видом стрессоров выделяют следующие разновидности стресса:физиологический,психологический (информационный и эмоциональный стресс).Перейдем к рассмотрению механизма возникновения стресса:В коре головного мозга формируется интенсивный стойкий очаг возбуждения, (доминанта), которая подчиняет себе всю деятельность организма.Вслед за появлением доминанты развивается "цепная реакция", которая готовит организм к интенсивной мышечной нагрузке.В гипоталамусе образуется кортикотропин-релизинг фактор, что заставляет гипофиз выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона(АКТГ), который, в свою очередь, вызывает усиление образования в надпочечниках адреналина и других физиологически активных веществ (гормонов стресса).Под их воздействием сердце начинает биться чаще и сильнее, повышается кровяное давление, учащается дыхание, изменяется водно-солевой баланс крови, в крови повышается содержание сахара и число лейкоцитов.Ускоряются все биохимические реакции, повышается энергетический потенциал. Организм готов к взрывным действиям.Конечно, иногда стресс бывает полезен, что это значит? Для этого рассмотрим стадии развития стресса:1. ТревогаЭто «боевая встряска» организма, мобилизация энергетических ресурсов. Умеренный стресс на этой стадии полезен, он ведет к повышению работоспособности [3].2. СопротивлениеСбалансированное расходование резервов организма. Внешне все выглядит нормально, но ресурсы тратятся.3. ИстощениеЧеловек ощущает слабость и разбитость, снижается работоспособность. Возрастает риск заболеваний [3].Среди негативных последствий стресса ухудшение выполнения поставленных задач, нарушение мыслительных функций, истощение, отстроченные психические реакции, в том числе посттравматическое стрессовое расстройство, нарушения психического здоровья и психологические проблемы. Стресс считается основным виновником в развитии психосоматических заболеваний. Как отмечают многие ученые, стресс — причина многих заболеваний, а, следовательно, он способен наносить ощутимый вред здоровью учащегося, тогда как здоровье — это залог достижения успехов в учебной, а впоследствии, и трудовой деятельности. Стресс становится бедой, если мы подчиняемся ему как губительной силе. Наше восприятие, интерпретация событий и обстоятельств, в гуще которых находятся школьники, могут или погубить, или придать новые силы. Так мы видим, что необходимо формировать стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость — не врожденное свойство организма, оно может формироваться правильным образом жизни, воспитанием и самовоспитанием и при активном занятии физической культурой. Ключом к управлению стрессом является активное занятие физической культурой или спортом [3].Влияние физической активности на стрессСитуации учебных стрессов в жизни студентов носят достаточно разнообразный характер. В научной литературе речь идет о стрессах физических, информационных, эмоциональных и социальных. Основные факторы, вызывающие развитие стресса в образовательном процессе – превышение информационной нагрузки, тревожные ожидания экзаменов, напряженность в отношениях с преподавателями и в учебных коллективах, переживания по поводу неопределенности будущего и др. Также провоцируют развитие стресса у студентов неуверенность в своих силах, «зацикливание» на травмирующих ситуациях, нарушения в режиме дня, негативные привычки и низкая двигательная активность.Поскольку, воздействовать на сами ситуации и факторы, запускающие механизмы развития учебного стресса, достаточно сложно, самой эффективной стратегией его преодоления является переход от пассивного поведения к активному поведению, предполагающему личностную работу над повышением стрессоустойчивости личности [2]. Среди способов повышения стрессоустойчивости весьма действенными являются средства физической культуры, которые также присутствуют в учебной программе школ, колледжей, вузов [2]. Регулярные занятия физической культурой способны повысить стрессоустойчивость студентов, а также сыграть важную роль в борьбе с уже развившимся стрессом. Количество таких занятий, зависит от учебной программы образовательного учреждения. Соответственно, на наш взгляд, в образовательном процессе в вузе, существует необходимость обозначить и реализовать потенциал возможностей физкультуры как учебной дисциплины в направлении повышения стрессоустойчивости студентов. Представляется очень важным информировать студентов о роли физкультуры в борьбе со стрессом, так как уровень физической подготовленности человека определяется в первую очередь осознанной потребностью в использовании знаний о физической культуре и различных видов двигательной активности в интересах сохранения здоровья, здорового образа жизни и высокой работоспособности [2]. При любой физической нагрузке в организме вырабатываются эндорфины, «гормоны счастья». Выработка эндорфинов положительно влияет на эмоциональный фон, помогает избавиться от подавленного настроения. Именно это снимает депрессивное состояние во время физической активности, например, физических упражнений. Наиболее полезны физические упражнения, выполняемые на свежем воздухе: на улице, в парке, в лесу и т. д., так как когда человек находится на солнце, то в его организме вырабатывается серотонин, который также повышает эмоциональный фон [2]. Следует заметить, что занятия гимнастикой и плаванием, активный образ жизни, использование разнообразных упражнений способствуют оздоровлению позвоночника, улучшают кровоснабжение тканей, укрепляют мышцы и связки, снимают напряжение, уменьшают нагрузку на межпозвоночные диски и тем самым предупреждают развитие остеохондроза и связанных с ним болей, а в следствие, и уменьшают как саму возможность возникновения дистрессов, так и их неблагоприятные воздействия на организм [2]. Скажем пару слов о таком понятии как дистресс, который имеет место в учебной жизни некоторых студентов, особенно тех, которые стараются выполнять всё и выполнять это качественно.Дистресс является негативной формой стресса, которая характеризуется длительным течением и ассоциируется с чувством «стрессового состояния». Продолжительный и неконтролируемый стресс заставляет людей испытывать чувство тревоги и беспокойства, подавленности и беспомощности [4].Состояние дистресса провоцирует различные физические и психологические симптомы, такие как головные боли, одышка, бессонница, невнимательность или раздражительность. Частый, интенсивный или хронический стресс «токсичен» для тела и головного мозга, а также связан с рядом соматических и психических заболеваний. Существует мнение, что ни один физический недуг не возникает без влияния стресса на иммунную систему. Кроме того, психологический дистресс истощает все адаптационные резервы организма и приводит к развитию депрессии, невроза и других психических расстройств [4].Возвращаясь к вопросу профилактики стресса, физическая культура позволяет не только укрепить опорно-двигательный аппарат и сердечно-сосудистую систему, но и порой помогает человеку справиться со многими эмоциональными расстройствами, в том числе и со стрессом. Физические упражнения, плавание, бег — все это оказывает благоприятное влияние на профилактику стрессовых расстройств и их устранение. Когда на человеческое тело оказывает влияние нагрузка, в голову «лезет» меньше различных мыслей [2]. На психологическом и поведенческом уровнях занятия спортом полезны и могут способствовать: организации и упорядочиванию активности, приведению действий и мыслей в порядок, получению ощущения контроля над ситуацией, дефицит которого испытывает человек во время стресса, повышению самооценки и уверенности в себе, занятия спортом могут приносить радость и удовлетворение от достижения даже небольших результатов, появлению цели и мотивации, избавлению от безнадежности, пассивности, отказа от деятельности, отвлечению от негативных мыслей, происходящие во время стресса физиологические изменения требуют время для стабилизации состояния. В этот период любая умеренная физическая нагрузка является полезной для психологического состояния человека, так как позволяет пережить негативные эмоции, не сосредотачиваясь на тревожащих и изнуряющих мыслях [2]. Физические упражнения оказывают влияние и на психологическое состояние: – повышают самооценку за счет физической тренировки и улучшения ощущения своего тела, – способствуют более доброжелательному отношению к вам со стороны окружающих, так как привлекательная внешность заставляет других думать, что вы уравновешенны, чувствительны, добры, откровенны, общительны и успешны в профессиональной сфере, – повышают жизненный тонус, – повышают работоспособность, так как здоровые люди реже болеют, менее подвержены несчастным случаям, а также в большей степени мотивированны на работу, – снимают депрессивные состояния и уменьшают тревожность, – совершенствуют вашу способность управлять собственной жизнью, в результате чего исчезают признаки стрессового поведения. – усиленный синтез организмом эндорфинов в процессе занятий улучшает настроение, и эффективно снимает стресс, убирает негативные состояния, вызванные напряжением на учебе и способствует формированию стрессоустойчивости [1].ЗаключениеТаким образом, взаимосвязь физкультуры и стресса действительно существует. Стресс сопровождается обилием негативных эмоциональных переживаний: гневом, злостью, обидой. Занятие спортом тоже является стрессом для организма, который с успехом вытесняет стресс психологический. Энергия активности направляется не на разрушительные действия, как это бывает при сильном раздражении, а на совершенствование своего тела и сопровождается положительными эмоциями. При занятиях спортом вырабатывается гормон эндорфин, который по-другому называют гормоном радости. Человек чувствует себя сильным, успешным уверенным. Такой способ избавления от стресса является очень актуальным и доступным для студентов на занятиях физической культуры в образовательных учреждениях.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Гладкова Н.М. МЕХАНИЗМ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СТРЕСС В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ // Вестник науки №4 (73) том 2. С. 753 - 761. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13896 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13896



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.