'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 2
  4. Научная статья № 79

Просмотры  8 просмотров

Филатова О.В.

  


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается понятие «волонтерство», законодательство РФ о волонтерстве, подходы к изучению феномена социальной активности у зарубежных и отечественных ученых, а также психолого-педагогические условия формирования социальной активности у студентов-волонтеров.   

Ключевые слова:
социальная активность, волонтерство, формирование социальной активности   


В современном мире волонтерская деятельность постоянно развивается, приобретает новые формы и виды оказания помощи людям и группам людей, которые в ней нуждаются, а участники волонтерской деятельности оказывают влиянии не только на становление себя как личности, но и на государство, в котором они живут. Значение волонтерской деятельности для государства заключается в следующем - помощь в эффективном решении задач, поставленных перед государством и обществом, развитие и становление гражданского общества, повышение роли некоммерческих и общественных организаций. Согласно статье 5 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» под участниками благотворительной деятельности понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы (волонтеры), благополучатели (1(.Законодательство Российской Федерации на федеральной уровне регулирует благотворительную и добровольческую (волонтерскую) деятельность и регламентирует ее осуществление в различных целях. Перечислим некоторые из них: содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами; содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействия защите материнства, детства и отцовства; содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; содействия деятельности в области физической культуры и спорта; охраны окружающей среды и защиты животных и т.д. (полный перечень целей волонтерской деятельности закреплен в ст. 2 ФЗ от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве). Исходя из целей волонтерской деятельности, можно сделать вывод о том, что по своей природе волонтерство – это деятельность просоциальная (в целевом, процессуальном, содержательном компонентах), ведь включаясь в нее, человек стремится на безвозмездных условиях повлиять на трансформацию общества в положительную сторону.Волонтерство является значимой формой социальной активности, которая способствует развитию личности, формированию гражданской позиции и социальной ответственности. Исследование феномена волонтерства в последние годы привлекает внимание отечественных ученых по нескольким причинам: Волонтерство способствует формированию у молодежи нравственных ценностей, гражданской ответственности, так как участники волонтерских движений могут вносить вклад в улучшение социальной среды, оказывать помощь нуждающимся и способствовать решению социальных проблем;Волонтерство положительно влияет на развитие навыков лидерства, командной работы и умения организовать собственную деятельность, что зачастую является важными качествами для овладения профессией, так как работодателями высоко ценятся социальная ответственность и самоотдача;Участие в волонтерской деятельности дает студентам возможность расширить социальные связи и приобрести новый опыт. Волонтерская деятельность студентов относится к внеучебной деятельности вуза, однако именно в данном виде деятельности студент может получить необходимый опыт для формирования ценностей, отношений, духовно-нравственной, трудовой, спортивно-оздоровительной, эстетической, досуговой и др. сферах жизнедеятельности, направленных на развитие эмоционально-нравственной и практико-действенной сфер личности. Особое значение в студенческой жизни имеет социальная активность, ведь именно она положительно влияет на развитие коммуникативных навыков, способствует установлению и приобретению новых социальных контактов, развитию творческих способностей и формированию лидерских качеств. Важно помнить, что участие в общественной жизни университета способствует расширению кругозора, поиску новых сфер интересов, которые могут быть полезны для будущей профессии. Социальную активность как качество личности характеризуют общественно ценные мотивы и активное поведение, умение не только приспосабливаться к обстоятельствам, но и учитывать и изменять их в соответствии с усвоенными моральными требованиями. По мнению ученых, социальная активность является значимым показателем проявления жизненной позиции личности (2, с. 48(.Проблема активности изучалась в различных психологических школах: психодинамическое направление (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни и др.), поведенческий подход (Дж. Уотсон, Б. Скиннер), гештальтпсихология (К. Левин и др.), экзистенциальная психология (В. Франкл, Р. Ассаджиоли); гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт и др.). Следует отметить, что в теориях зарубежных психологов содержание понятия активность чаще всего раскрывается через другие понятия (реакция, поведение, самоактуализация и пр.).В отечественной психологии в рамках деятельностного подхода термин активность – особый вид деятельности или особая деятельность. Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет игровую, учебную и трудовую деятельность. Их же называют формами активности. Б.Г. Ананьев помимо игровой, учебной и трудовой деятельностей к множеству активно-деятельностных форм отношения человека к миру выделяет боевую, спортивную, познание, общение, управление людьми, самостоятельность. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, посредством активности человек решает вопрос о согласовании объективных и субъективных факторов свой жизни и деятельности. Мобилизуя свою активность, действую по собственному побуждению, используя спои способности, человек достигает цели. В.А. Петровский предлагает рассматривать активность как высшую форму развития деятельности.К основным составляющим социальной активности принято относить: потребность в деятельности, интересы личности, мотивы действий личности, направленность на окружающую действительность и отношение к ней. Социальная активность в своем развитии может быть реализована при осуществлении следующих задач (2, с. 50(:- формирование мотивационных основ познавательной деятельности на всех этапах педагогического процесса;- развитие самостоятельности в приобретении профессиональных и прикладных знаний, необходимых для профессиональной деятельности;- понимание, осмысление и обобщение получаемой информации, поиск дополнительной информации;- развитие креативности личности будущего социального работника, его деловых качеств;- формирование рефлексивных умений, направленных на анализ собственных действий и состояний;- формирование умений видеть ближние и дальние перспективы социальной работы, влиять на социальные процессы, своевременно решая все возникающие в деятельности сферы социальной работы вопросы и задачи;- ознакомление с различными видами исследований в сфере социальной работы;- использование знаний об особенностях социальной работы с различными слоями населения и общества в целом для прогнозирования, проектирования и осуществления ее в различных условиях и на различных уровнях.Волонтерская деятельность дает значительные возможности для формирования устойчивого профессионального самоопределения личности будущего специалиста, позволяя студентам-волонтерам получить первичные представления о будущей профессии и реальный опыт будущей профессиональной деятельности (3, с.114(.Для исследования уровня социальной активности студентов Педагогического института ТГУ им. Г.Р. Державина, которые принимают участие в волонтерской деятельности был проведен ряд тестирований, с помощью которых удалось выявить показатели по трем критериям. В качестве контрольной группы выступили студенты Педагогического института ТГУ им. Г.Р. Державина, которые не являются волонтерами. Исследования проводились по следующим критериям: когнитивный критерий (знание истории возникновения, законодательства и особенностей осуществления волонтерской деятельности), эмоциональный критерий (эмоциональная готовность к участию в волонтерской деятельности и отношение к различным видам волонтерства), деятельностно-поведенческий критерий (наличие коммуникативных и организаторских способностей, необходимых для добровольческой деятельности, а также реальный вклад в социально-значимую деятельность). Для выявления показателей когнитивного критерия был использован тест «История добровольчества», в котором приняли участие 60 человек (30 человек – экспериментальная группа и 30 человек – контрольная группа). В экспериментальной группе показатель осведомленности об истории развития волонтерства и законодательстве, регламентирующем деятельность волонтеров в РФ значительно выше, чем в контрольной группе (70% и 40% соответственно). Уровень показателя по эмоциональному критерию выявлялся при помощи ориентировочной анкете Басса, которая включает в себя 27 пунктов-суждений, по каждому из которых предлагаются 3 варианта ответов, соответствующих трем видам эмоциональной направленности личности (направленность на себя, направленность на общение, направленность на дело). Показатели экспериментальной группы: у 7 студентов преобладает направленность на себя, у 11 студентов – направленность на общение, у 12 студентов – направленность на дело. Показатели контрольной группы – у 14 студентов преобладает показатель направленности на себя, у 9 студентов – направленность на общение, у 7 студентов – направленность на дело. Исходя из полученных данных, имеется необходимость в корректировке уровня направленности на дело у студентов контрольной группы, а именно, способствовать их проявлению активности в общественно полезных мероприятиях, чтобы они могли видеть результат своей деятельности и были заинтересованы доведении начатых дел до конца.Для выявления показателей деятельностно-поведенческого критерия у студентов, участвовавших в исследовании, была использована методика Коммуникативные и организаторские склонности (КОС), авторами которой являются В. В. Синявский, Б. А. Федоришин. После анализа полученных данных были определены три уровня сформированности коммуникативных и организаторских способностей у студентов: высокий, средний, низкий. К высокому уровню сформированности коммуникативных и организаторских способностей было отнесено 13 человек – экспериментальная группа и 7 человек – контрольная группа, средний уровень – 12 (экспериментальная группа) и 10 (контрольная группа) студентов, низкий уровень – 5 человек из экспериментальной группы и 13 человек из контрольной группы. После обработки полученных результатов следует сделать вывод о том, что исследуемые показатели были лучше сформированы у студентов, которые принимали участие в волонтерской деятельности, которая и оказала положительное влияние на социальную активность студентов. Таким образом, психолого-педагогические условия играют важную роль в формировании социальной активности у студентов через волонтерскую деятельность, обеспечивая поддержку, руководство и развитие необходимых навыков и мотивации для участия в этом виде социальной деятельности. Именно в процессе волонтерской деятельности студенты развивают способность работать в команде, брать на себя ответственность за собственные решения и поступки, учитывать мнения и интересы других людей и налаживать социальные связи с участниками команды и партнерами. Для нашей страны волонтерство является достаточно молодой и постоянно развивающейся отраслью, которая предоставляет молодым людям широкий спектр возможностей вхождения в систему гражданских отношений общества, способствует выработке необходимых навыков социального взаимодействия, подготавливает к будущей профессиональной деятельности.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Филатова О.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №4 (73) том 2. С. 518 - 525. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13857 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13857



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.