'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 2
  4. Научная статья № 66

Просмотры  14 просмотров

Сайлаубаева Г.С., Бимолданова А.А.

  


ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ СТУДЕНЧЕСТВА КАЗАХСТАНА В 1940 - 1950-Е ГОДЫ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена изучению учебной повседневности студентов Казахского государственного педагогического и учительского института имени Абая в 1940-1950-е годы. В исследовании проанализированы основные структурные компоненты учебной повседневности студентов: учебная деятельность, организация политико-воспитательной работы, соблюдение общепринятых норм и правил, проведение досуга и быта. Исследование проведено на примере КазНПУ имени Абая на основе анализа архивных источников и личных дел студентов.   

Ключевые слова:
студенчество, высшее образование, учебная повседневность, КазНПУ, досуг, быт   


К факторам учебной повседневности студента Казахского государственного педагогического и учительского института имени Абая (далее КГПиУИ имени Абая) в 1940-1950-е годы относятся: временные характеристики, связанные с учебной деятельностью, организация учебно-воспитательного процесса в вузе, соблюдение общепринятых норм и правил поведения в вузе, приемы проведения досуга и отдыха, культура питания и быта. К основным временным характеристикам студенческой жизни относились продолжительность учебного времени и бюджет времени. Продолжительность учебного времени была в целом такой же, как и у современных студентов. Структура учебного года состояла из двух семестров, в конце каждого семестра проводилась экзаменационная сессия. Зимние каникулы длились две недели, летние – два месяца.Бюджет времени студента 1940-1950-х гг. сильно отличался от современного. Во-первых, студент гораздо больше времени проводил на занятиях (3-4 пары в день), во-вторых, из-за отсутствия литературы для подготовки к занятиям вторую половину дня приходилось проводить в институте, занимаясь в читальном зале библиотеки, в-третьих, вся общественно-культурная работа осуществлялась комсомольской организацией университета, а значит, отдых и досуг студента также проходил в стенах университета. Общий бюджет времени, проведенного в стенах института, обычно составлял 8-10 часов.В педагогическом институте не использовали понятия семинарских занятий, учебные занятия называли уроками и учениями. Вместе с тем процесс обучения включал лекционные, практические (семинарские) занятия, лабораторные работы.На каждого студента, поступившего в институт, оформлялось личное дело, в которое записывались основные сведения о студенте. В 1940-1950-х годах в дело вносились следующие сведения:- фамилия, имя и отчество, год и место рождения, пол, национальность, образование (№ школы, место обучения), паспорт, социальное происхождение, место проживания, сведения о родителях,- партийность, членство в ВЛКСМ, профсоюзе, отношение к воинской обязанности,- данные, связанные с обучением в вузе: факультет, специальность, номера приказов о зачислении, переводе и отчислении, поощрения, взыскания, сведения о стипендии. Последние данные с определенной долей условности можно назвать своеобразными маркерами студенческой учебной повседневности [1].В институте велась обширная политико-воспитательная работа в рамках мероприятий, проводимых комсомольскими организациями института, студенческих кружков и клубов, проводились публичные лекции и демонстрации. Комсомольские и профсоюзные организации института и факультетов систематически проводили коллективное посещение кинотеатров, драматического и других театров. На отдельных факультетах проводились обсуждения просмотренных фильмов и пьес [2, л.47].Несмотря на многочисленные политические и культурные мероприятия в КГПиУИ имени Абая имели место случаи «аморальных поступков и проявления недисциплинированности» [2, л.47]. Так, например, в отчете о работе в Алма-Атинском государственном педагогическом и учительском институте имени Абая (далее АГПиУИ) за 1949-50 уч. год сообщалось о групповой пьянке и драке, которая имела место быть на 3 курсе исторического факультета казахского отделения [2, л.47]. Дирекцией, партийной и комсомольской организацией были приняты своевременно серьезные меры воздействия, такие как выселение из общежития, наложение административных, партийных и комсомольских взысканий.Все студенты обязаны были принимать участие в праздничных демонстрациях. В приказе по АГПиУИ сообщалось: «Для участия в демонстрации посвященной Первому Мая – дню международной солидарности трудящихся, - организовать строевые тренировочные занятия всего ППС, админ.-хоз. сост. И студентов Института в след. дни: I и II курсы Учительского Института – 25, 29 апреля с 12 до 14 ч. I, II, III и IV курсы Педагогического Института – 24, 27 апреля с 16 до 18 ч.» [3, л.49]. Также проводились агитпробеги и спортивные соревнования [3, л.232, 4, л.22]. В честь выборов в Верховный Совет КССР в каникулярное время с 29 января по 7 февраля проводился лыжный агитпробег по маршруту: Алма-Ата – Узун-Агач – Джамбульский район, Суконная фабрика – Каскеленский район общей протяженностью 195 км [4, л.22]. Участникам агитпробега за успешное проведение похода и полит работу объявляли благодарность [4, л.44]. В соответствии с приказом по КГПиУИ имени Абая № 1-121 от 21 сентября 1946 г. в институте проводились осенние спортивные соревнования. В качестве поощрения участия в соревнованиях, вводилась система премирования: «Участники, занявшие по одному из видов соревнований первое место получают премию 100 рублей, второе место – 75 руб., третье – 50 руб.» [3, л.230-231]. Студенты, нарушавшие распоряжения, не явившиеся на демонстрации и иные мероприятия, привлекались к дисциплинарной ответственности, объявлялись строгие выговоры с предупреждением. Учебная повседневность регламентировалась правилами института, нарушение приводило к дисциплинарным взысканиям и наказаниям. Учитывая, что посещение учебных занятий было строго обязательно, за пропуски студентов отчисляли. Так, например, студентку исторического факультета за систематическую неявку на военную и физическую подготовку без уважительных причин и, как имеющую академическую задолженность исключили, студентку естественного факультета за систематическую неявку на военную и физическую подготовку без уважительных причин сняли со стипендии, а студентам литературного факультета и исторического факультета за неявку на военные занятия без уважительных причин – объявили строгий выговор с предупреждением [3, л.30]. Посещаемость студентов проверялась по журналу, который вели старосты групп и предоставляли данные в деканат.Студенты АГПиУИ имени Абая получали право проживания в общежитии. Институт располагал 4 общежитиями общей жилой площадью 3532 кв.м. Студентами и аспирантами занималось 2600 кв.м. [2, л.69]. На основании правил внутреннего распорядка (пункт 9) все студенты и аспиранты, проживающие в общежитии, были обязаны уплачивать Институту за место в общежитии и пользование постельными принадлежностями по 15 руб. в месяц [5, л.368].В отчете о работе АГПиУИ имени Абая приводятся сведения о том, что в 1949-1950 уч. году в общежитиях было размещено 1109 человек – студентов и аспирантов. В среднем на одного человека приходилось 2,4 кв.м. жилплощади, но ввиду того, что аспиранты и студенты выпускных курсов имели повышенную норму жилплощади, основная масса студентов располагала жилплощадью от 1,8 до 2 кв.м. на человека. В указанных условиях до 40% студентов помещались по два человека на 1 кровати [2, л.69].Столь стесненное размещение студентов не могло не отражаться на санитарных условиях общежитий и послужило по отношению института в целом ряде санкций со стороны саннадзора. Так, например, все более частыми были случаи фиксации антисанитарного состояния и зашивленности студентов, проживающих в общежитиях [3, л.308, 4, л.27]. Для улучшения санитарного состояния студенческих общежитий и предотвращения распространения зашивленности студентам предлагалось в обязательном порядке посетить баню с дезокамерой и пропустить свои личные и постельные вещи. Студентов, не посетивших баню и дезокамеру из общежитий выселяли [3, л.306]. Также студенты, проживающие в общежитиях, в обязательном порядке должны были пройти медосмотр и трехкратную прививку от сыпного тифа [5, л.36]. Студенты, не явившиеся на медосмотр, привлекались к дисциплинированной ответственности, вплоть до исключения из института [3, л.205], а не прошедшие трехкратной прививки, выселялись из общежития и подвергались административным мерам взыскания [5, л.36].Стесненность студентов в общежитиях также отрицательно отражалась на учебе студентов, так как они лишены возможности подготовиться к занятиям дома. Несмотря на ряд предупреждений студентов, проживающих в общежитиях Института, о необходимости строго придерживаться правилам внутреннего распорядка, соблюдать чистоту и порядок в общежитиях, некоторые студенты грубо нарушают правила и допускают нарушения. Так, случайно было выявлено, что в комнате № 45 общежития по ул. Комсомольской № 23 в течение длительного периода проживала не имеющая отношения к институту гр-ка Харченко [5, л.351]. Старосте комнаты и студентке, скрыли факт проживания в комнате постороннего лица был объявлен строгий выговор с предупреждением [5, л.351]. Посторонние люди также были обнаружены в 42 комнате по Советской ул. № 32 [4, л.154].В целях оказания помощи студентам, проживающим на частных квартирах за неимением мест в общежитиях, на каждого студента, по представлению деканов факультета выдавалось по 250 кгр. саксаула для отопления квартир в зимний период [5, л.355].Столовой, прачечной, мастерских по ремонту институт не имел из-за отсутствия помещений [2, л.71]. Это положение создавало ряд ненормальностей в учебе и в быту студентов. Тем не менее, студенты прикреплялись к столовой института, получали хлебные карточки и талоны на питание [3, л.38]. Питание в столовой института было двухразовым и производилось по нормам в соответствии с приказом Наркомторга СССР. В целом учебная повседневность студентов АГПиУИ имени Абая в 1940-1950 гг. определялась учебной деятельностью, которая организовывалась в соответствии с учебным планом и строго регламентировалась правилами, устанавливаемыми законодательством в области системы образования и локальными актами института. Приемы организации досуга были подчинены общегосударственным принципам военно-патриотического и трудового воспитания.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Сайлаубаева Г.С., Бимолданова А.А. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ СТУДЕНЧЕСТВА КАЗАХСТАНА В 1940 - 1950-Е ГОДЫ // Вестник науки №4 (73) том 2. С. 418 - 424. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13844 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13844



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.