'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 2
  4. Научная статья № 60

Просмотры  16 просмотров

Фахрутдинова Е.Р.

  


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ *

  


Аннотация:
статья рассматривает использование цифровых технологий при обучении китайскому языку студентов неязыковых вузов. Автор выделяет различные способы использования цифровых технологий и факторы, влияющие на их эффективность в образовательном процессе.   

Ключевые слова:
цифровые технологии, китайский язык, студенты неязыковых вузов, электронная информационно-образовательная среда, обучение языку   


За последние 5 лет в России возрос интерес к китайскому языку и культуре, а также активизировалось сотрудничество между Россией и КНР в совместных проектах. В условиях глобальных трансформаций, интересы смещаются с Запада на Восток, что делает китайский язык все более значимым в различных сферах, таких как бизнес, политика, туризм и образование. Россия и Китай активно сотрудничают в высшем образовании и науке, претворяя в жизнь разнообразные образовательные проекты и системы обучения. Китайский язык всё чаще становится важной составляющей образовательного процесса для студентов неязыковых вузов, профессиональные интересы и специализация которых не связана с лингвистикой [2].В своих исследовательских работах Т.Л. Гурулева отмечает: «в настоящее время в России подходы в обучении китайскому языку не являются актуальными, демонстрируют как минимум 20-летнее (а в случае с использованием прямого подхода и вековое) отставание развития теории обучения китайскому языку от современных лингводидактических достижений западной науки, а также от передового отечественного лингводидактического знания, полученного в ходе исследований в области обучения европейским языкам как иностранным» [3: 116].Одним из путей модернизации процесса обучения китайскому языку и повышения его эффективности является внедрение и использование цифровых технологий[1]. Н.Ш. Козлова отмечает необходимость цифровой трансформации российской системы высшего образования, и в первую очередь через повышение профессиональной подготовки и освоение инновационных цифровых технологий, а также через повсеместное внедрение электронной информационно-образовательной среды [4].В предложенной статье будут рассмотрены наиболее актуальные направления и способы использования цифровых технологий в процессе обучения китайскому языку студентов неязыковых вузов. Проведенный анализ, и систематизация существующих технологий при обучении китайскому языку позволили выделить следующие категории:Объяснительно-иллюстративные технологии включают информационные ресурсы с аутентичными текстами на китайском языке, подобранные с учетом профессиональных интересов студентов. Цифровые технологии и Интернет позволяют расширить выбор учебных материалов, например, для анализа студенты могут использовать китайские рекламные ролики или тексты по профилю обучения. Также предлагается информация из различных источников по моде, играм, науке, психологии и политике, что повышает интерес и мотивацию студентов. Технологии создания и трансляции схем, алгоритмов и иллюстраций также относятся к объяснительно-иллюстративным технологиям [1].Контекстуальные технологии помогают погрузиться в культуру китайского языка, развивают лингвокультурологические и страноведческие компетенции студентов. Примером таких технологий служит YouTube канал Li Ziqi, где блогер размещает видео о приготовлении традиционной китайской еды и рукоделии на юго-западе Китая (провинция Сычуань) [7]. Канал популяризирует китайскую культуру и позволяет лучше понять жизнь в стране. Контекстуальные технологии также включают виртуальные экскурсии по городам, памятникам истории и культуре Китая.К интерактивным технологиям относятся онлайн-тренажеры, игры для изучения китайского языка, онлайн-тесты и web-квесты. Они стимулируют активное взаимодействие между преподавателем и студентами, где каждый участник вносит свой вклад и занимает активную позицию. Например, приложение StudyStack позволяет создавать кроссворды на китайском, логические игры, карточки для запоминания (флеш-карты) [12]. К тренажерам китайского языка с элементами геймификации относятся Duolingo [8] и Memrise [10]. Web-квесты можно создавать посредством таких сервисов как Surprize Me, Genially, Joyteka [9]. На сайте Joyteka можно создать квест по типу Escape room, когда студент оказывается заперт в виртуальной комнате и для того, чтобы выйти должен выполнить несколько заданий на отработку пройденного материала [9].Мнемонические технологии. В данную группу вошли цифровые технологии, способствующие запоминанию и автоматизации языковых навыков, в частности флеш-карточки, тренажеры для повторения лексики, субтитры на китайском языке для фильмов и музыкальных композиций. Для создания флеш-карточек и их последующей отработки можно использовать сайт и мобильное приложение Quizlet. Помимо простого переворачивания карточек в онлайн-формате доступно четыре режима запоминания новых слов и правил. На сегодняшний день на сайте уже есть несколько десятков модулей с карточками для изучения китайского языка [11]. Социальные технологии. Социальные цифровые технологии направлены на формирование у студентов коммуникативной компетенции, то есть способности успешно осуществлять иноязычную коммуникацию в естественной среде. В качестве примера приведем HelloTalk, Tandem, My Language Exchange, Bilingua, The Mixer, Speaky и др. Все перечисленные социальные сети предназначены в первую очередь для языковой практики и предоставляют возможность в свободной форме общаться с носителями китайского языка, выбирая собеседника по интересам. Для студентов, которым предстоит жить и работать в Китае или регионах, граничащих с Китаем, может быть интересным знакомство с китайскими социальными сетями: WeChat, Douyin, Bilibili, Weibo, Youku, Kuaishou. Если для студента на первом этапе взаимодействие с реальным собеседником вызывает сложности, эффективным может быть использование искусственного интеллекта. Так, например, Сяоайс – виртуальный собеседник в виде юной 18-летней девушки может поддерживать диалог на китайском языке на широкий спектр тем [5]. В заключении отметим, что цифровые технологии при обучении китайскому языку требуют компетентности педагогов и студентов, готовности образовательных организаций к их использованию, а также методического обоснования отбора и применения этих цифровых технологий при непрофильном изучении китайского языка. Адаптация цифровых технологий способствует персонализации и адаптации образовательного процесса для индивидуального подхода к студентам.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Фахрутдинова Е.Р. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ // Вестник науки №4 (73) том 2. С. 366 - 371. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13838 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13838



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.