'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 2
  4. Научная статья № 59

Просмотры  8 просмотров

Турганбаева Б.Ш., Иксанова А.Б.

  


ВНЕДРЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОТЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕШНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ? *

  


Аннотация:
в статье анализируется внедрение инклюзивного образования в начальной школе.   

Ключевые слова:
образование, доступное образование, дети с ОВЗ   


С каждым годом растет количество детей, которые требуют к себе не только особого внимания, но и подхода, а также образовательной программы, которая направлена на этого самого особого ребенка. Поэтому в школах практически в каждом класс проходит интеграция детей с особыми образовательными потребностями (ОСО). Успешна ли она? Эффективна ли? Это отдельный вопрос, требующий такого же внимания, какого требуют и дети с особыми потребностями. Как писал Герберт Спенсер, английский ученый, который является основоположником инклюзивного образования вместе с социологом Толкотт Парсонсом: «Интеграция - это прежде всего, целесообразное объединение и координация. Индивидуумы и отдельные группы координируются, чтобы общество развивалось и не распадалось.»Вступление Республики Казахстан в мировое образовательное пространство требует нового подхода педагогического сообщества к профессиональным задачам и способам их решения. Государственная программа развития образования на 2011 - 2020 годы определяет новые концептуальные подходы к воспитанию детей-инвалидов в условиях развития, Внедрение на практике идей комплексного образования и воспитания детей с нарушениями развития вместе с нормально развивающимися сверстниками. Одним из приоритетов является обеспечение равного доступа детей к различным программам образования и профессиональной подготовки и равного доступа к образованию детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. В этой связи обеспечение реализации права детей-инвалидов на образование считается одной из важнейших задач государственной политики не только в сфере образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Казахстана» Термин «инклюзивное образование» привнес в Казахстан Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики. В 1999 году Центр совместно с ЮНЕСКО осуществил проект по инклюзивному образованию, а в 2002 году при поддержке Фонда Сороса-Казахстан провел научно-практическую конференцию по инклюзивному образованию. Инклюзивное образование (в том числе включительно, включая лат. включить-завершить, включить) - это такая организация учебного процесса, в которой все дети, независимо от их физических, умственных, интеллектуальных, культурных, этнических, языковых и других характеристик, интегрированы в систему общего образования. Они обучаются на дому вместе со своими сверстниками, не являющимися инвалидами, в тех же общеобразовательных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим предметам необходимую специальную поддержку. Сегодня инклюзивное образование является насущной проблемой. Общество стало более гуманным, и дети этой категории стали называть себя «детьми с особыми образовательными потребностями». Ежегодно увеличивается число детей с особыми образовательными потребностями, и для удовлетворения потребностей общества необходимо поддерживать культуру инклюзивного образования и внедрять инклюзивную практику. Основные принципы инклюзивного образования: ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Каждый способен чувствовать и думать. Каждый имеет право общаться и быть услышанным. Все люди нуждаются друг в друге. Истинное образование может осуществляться только в контексте реальных отношений. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе своих сверстников. Для всех учеников прогресс больше в том, что они могут сделать, чем в том, что они не могут. Разнообразие укрепляет все аспекты человеческой жизни. Инклюзивная школа - это прежде всего демократическая школа, которая воспитывает уважение к людям и их образу жизни. В такой школе ученики творчески работают вместе для решения образовательных проблем. Предметом включения является ребенок, нуждающийся в медицинской помощи ОВЗ и имеющий особые образовательные потребности. Посещение местных школ является важным фактором, подтверждающим интеграцию детей в общество. Образование детей - это не только школа. Они учатся в семье, общаются со своими сверстниками и друзьями и участвуют в различных общественных мероприятиях. Посещаемость школ поддерживает другие формы обучения. Преподаватели несут исключительную ответственность за обеспечение эффективного участия всех учащихся в обеспечении равных возможностей в области обучения для всех. Безотлагательность включения инклюзивного образования в нынешнюю систему образования неоспорима. Общеизвестно, что современная система специального образования меняется. Эти изменения направлены на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в различных направлениях. Однако сегодня вопрос об альтернативах закрытому специальному образованию для образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями приобрел острый характер. Необходимость создания таких альтернатив означает предоставление детям с особенностями развития более широких возможностей для общения, приобретения чувства собственного достоинства и значимости в современном сложном обществе. В качестве одного из альтернативных направлений развития системы специального образования и воспитания можно назвать внедрение ребенка с ОВЗ в массовые группы и классы общеобразовательных учреждений. Этот процесс может проходить в рамках интеграции, а также в рамках несколько иного и, на наш взгляд, более перспективного направления - инклюзивности. Однако следует отметить, что процесс включения детей-инвалидов в процесс развития в массовые образовательные учреждения сопряжен со многими трудностями, которые для нашей страны на данный момент непреодолимы. Одной из наиболее значительных и все еще нерешенных проблем является проблема создания учебно-методических систем для успешного инклюзивного образования всех категорий детей в рамках общеобразовательных дошкольных и школьных учреждений. Преимуществом инклюзивного образования является смешение учащихся. Общение является отправной точкой обучения. Преподаватели должны общаться с детьми, ученики - с учителем и друг с другом. Во все времена, при всех экономических формациях, заботой преподавателя является не только знание студентов, но и их нравственный облик, культура поведения. Преподаватели должны повсеместно пропагандировать инклюзивное образование, поскольку, как показывает опыт, дети с особыми потребностями зачастую изолированы от школьной жизни. Преподаватели должны объяснить другим студентам причины, по которым некоторые студенты не могут говорить или вести себя иначе и т. д.Учителя должны играть роль проводников в изменении отношения учащихся, их родителей и, конечно, других учителей. Работая с такими детьми и обычным учителем, можно добиться успеха, если он достаточно гибок, его интересуют трудности и он готов попробовать различные подходы. Преподаватель должен уважать индивидуальные различия, быть в состоянии слушать и применять рекомендации членов команды и соглашаться работать вместе с другими преподавателями в той же команде. Когда учителя делают свои классы или школы более инклюзивными, они становятся более квалифицированными и лучше практикуют. Это значит, что этим пользуются все ученики, а не только дети с «особыми потребностями». Трудности, с которыми часто приходится сталкиваться в процессе обеспечения образования для всех, не могут быть преодолены одной школой. Это требует активного сотрудничества и участия всех учебных заведений. По-прежнему существует ряд проблем и препятствий на пути внедрения инклюзивного образования в Казахстане: - неправильное отношение к детям-инвалидам, - нехватка специально подготовленных преподавателей, - недостаточное материально-техническое оснащение учебных заведений, - барьер физического доступа, - строгие требования государственных стандартов. Через образование для всех необходимо дать возможность всем людям, включая инвалидов, развивать свой потенциал, вносить свой уникальный вклад в жизнь общества, который может быть только обогащен этим. В нашем разнообразном мире это не инвалиды, а общество в целом нуждается в специальном обучении, чтобы стать настоящим обществом для всех», пишет Федерико Майор, бывший генеральный директор ЮНЕСКО. Учитывая все эти факторы, на общество целиком возлагается как успешно будет проходить адаптация и внедрение учеников с особыми образовательными потребностями в общеобразовательные школы города. Кто подразумевается за обществом? Во-первых все, кто будет выполнять психолого-педагогическое сопровождение ученика. Учителя -предметники, классный руководитель, психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог, администрация школы. Что требуется от учителей, преподающих ученикам с ООП? Во-первых, это знание особенностей ребенка, его диагноз, затем подобранная специальная учебная программа, соответствующая государственному общеобразовательному стандарту. Важной особенностью инклюзии является то, что она создает такую образовательную среду, которая подстраивается под ребенка и поддерживает его всестороннее развитие. Инклюзивная школа не требует от учеников сверхусилий в приспособлении к новому месту и коллективу, а сама идет навстречу. Именно поэтому основными принципами инклюзивного образования является адаптация и модификация смысла и методов обучения. Детальнее о каждом из образующих принципов: Адаптация помогает детям с особыми потребностями лучше и эффективнее концентрироваться на задании. Допустим, если ученик во время чтения часто теряет строку, учителю или тьютору стоит дать ребенку линейку, которая выделит нужную строку и поможет сконцентрироваться на задании. Если ребенку с нарушениями зрения будет сложно сосредоточиться на рабочих листах, в которых содержится сразу несколько заданий, то учитель или тьютор смогут разрезать лист и дать ребенку на выполнение только ту часть, которая содержит нужное на уроке задание.Модификация подразумевает под собой изменение характера заданий. Например, сокращение объема усваиваемого материала или уменьшение длительности урока. Каждое из модифицирующих инклюзивный образовательный процесс решений педагогическому коллективу стоит обсуждать и согласовывать с семьей ребенка. Кроме адаптации и модификации, инклюзивное образование использует также ряд специальных принципов: Принятие и уважение индивидуальных образовательных потребностей, ориентация на них,Максимальная доступность с определением оптимальной нагрузки для каждого ученика с особыми потребностями в образовании,Создание условий для максимального вовлечения каждого ученика в учебный процесс,Создание условий для повышения успешности каждого ученика. Дети с особыми потребностями в обучении имеют несколько вариантов получать образование, а именно: Домашнее обучение,Дистанционное обучение,Спецшколы и интернаты,Коррекционные классы общеобразовательных школ. У каждого из перечисленных форматов обучения есть свои преимущества и недостатки. Неоспоримыми преимуществами включения детей с особыми потребностями в общеобразовательный процесс является социальный опыт и сопровождение от профессиональных тьюторов – эти факторы способствуют более гармоничному развитию. Кроме того, другие ученики, пребывая рядом с учениками с особыми потребностями, становятся более самостоятельными, ответственными и толерантными.Однако инклюзивное образование составляет и ряд трудностей для школ, родителей и самих школьников. Некоторые из них при верном подходе решить легко, но некоторые – требуют времени. К примеру, остро стоит вопрос о нехватке кадров, которые курируют вопрос инклюзии, а также нехватка учебников и учебных программ, созданных специально для детей с ОСО. Также хотелось бы отметить, что идеальным условием для детей с ОСО будет специальный кабинет поддержки инклюзии, созданный в стенах школы, располагающий всеми условиями и возможностями. Также нужны специалисты, прикрепленные к детям, а именно педагоги-ассистенты. Немаловажно и отношение самих учителей к детям с особенностями. К примеру, есть учителя, которые испытывают трудности в процессе интеграции детей с ОСО в обычные школы. Для них я бы предложила посмотреть следующие фильмы: «Меня зовут Кхан» (2010), «Король говорит» (2010), «Звездочки на земле» (2007), «Игры разума» (2001), «Снежный пирог» (2006), «Адам» (2009), «Слово на букву А» (сериал, 2016), «Я тоже» (2009).Все это, конечно же способствует улучшению и скорейшему «вхождению» детей с ООП в общеобразовательные школы города.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Турганбаева Б.Ш., Иксанова А.Б. ВНЕДРЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОТЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕШНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ? // Вестник науки №4 (73) том 2. С. 357 - 365. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13837 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13837



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.