'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 2
  4. Научная статья № 55

Просмотры  33 просмотров

Свечникова Ж.В.

  


ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ ЧЕМПИОНАТА «ПРОФЕССИОНАЛЫ» ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается практика применения стандартов чемпионатного движения по профессиональному мастерству при реализации производственного обучения по программам среднего профессионального образования. Рассмотрены факторы, оказывающие влияние на качество среднего профессионального образования (СПО) на современном этапе преобразований в сфере образования Российской Федерации, проведен анализ преимуществ реализации конкурсных механизмов в сфере СПО и оценка качественных изменений, происходящих под их влиянием.   

Ключевые слова:
система среднего профессионального образования, конкурсная деятельность, конкурс профессионального мастерства, качество, повышение конкурентоспособности учащихся   


Подготовки специалистов по стандартам Чемпионата по профессиональному мастерству в системе среднего профессионального образования очень актуальна.Провозглашенный в России переход на инновационный путь развития, необходимость решения актуальных задач «новой индустриализации» и импортозамещения требует опережающего развития профессионального образования в целом, системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в особенности.Подготовка студентов к участию в соревнованиях по профессиональному мастерству дают новый импульс развитию системы профессионального образования в России и во всем мире. Благодаря организации чемпионата в Российской Федерации в руках у государства и общества появился уникальный эффективный консолидирующий инструмент разработки и развития профессиональных образовательных стандартов, а также комплексной проверки качества профессионального образования на различных уровнях его организации.Вместе с тем уже сегодня системе среднего профессионального образования предстоят изменения с учетом следующих базовых тенденций, характерных для современного общества. Становится очевидным, что определение принципов и содержания долгосрочных перспектив развития профессионального образования в России должно основываться в первую очередь с учетом социально-экономической ситуации и происходящих в обществе фундаментальных процессов:- глобализации (размывание социально-политических и культурно-исторических границ между ранее обособленными общественными системами),- трансформации понятия «ресурс» (переориентация корпоративных структур деятельности с использования «традиционных» материальных, финансовых и организационных средств деятельности на новые, преимущественно сетевые, системы кооперации по поводу совместного доступа к тем или иным ресурсам),- возрастания роли человеческого потенциала, традиционные институты развития которого существенно отстали, особенно в качественном отношении, от темпов роста производительных сил цивилизации и интенсивного процесса дифференциации типов профессиональной практики.Эффективным инструментом, позволяющим создать условия развития профессионального образования в нашей стране, является чемпионатное движение по профессиональному мастерству «Профессионалы» и чемпионаты «Абилимпикс» – это инвестиции, а не затраты, и вложения вернутся в значительно большем исчислении.Белова С.Н., Гаврилова Н.Г., Карпова С.И., Кузнецова С.Г., Низамутдинова С.М., Чернова О.В. проведя исследование в статье «Конкурсы профессионального мастерства и ресурсного обеспечения как инструмент повышения качества среднего профессионального образования» пришли к выводу, что конкурсы профессионального мастерства на сегодняшний день являются одним из путей развития творчества и стимулирования профессионального роста педагогических работников, выступают механизмом развития мотивации обучающихся для расширения практических навыков, выступают фактором, обеспечивающим более глубокое изучение студентами учебных дисциплин и формирование профессиональных навыков, что в комплексе оказывает существенное влияние на масштабные качественные изменения в системе СПО, позволяя осуществлять выпуск специалистов, уровень подготовки которых в полной мере отвечает требованиям работодателей и вызовам современной экономики [4].Проведение Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» реализуется в рамках федерального проекта «Профессионалитет (кадры для экономического роста)» национального проекта «Образование» и направлено на достижение национальной цели развития Российской Федерации до 2030 года, определенной подпунктом Б пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №?474: «Возможности для самореализации и развития талантов» и соответствующего целевого показателя «Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся» [1].Проведение чемпионата «Абилимпикс» для лиц с особенностями здоровья проводятся в соответствии с Концепцией развития движения «Абилимпикс» в Российской Федерации на 2023 – 2030 годы, утвержденной Министерством просвещения Российской Федерации. Реализация практического обучения с учетом стандартов чемпионатов по профессиональному мастерству позволяет сформировать у обучающихся профессиональные компетенции необходимые для успешного освоения образовательной программы и сдачи демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации и создает условия для их профессионального самосовершенствования.Привлечение и подготовка студентов к участию в чемпионатах «Абилимпикс» поможет интегрироваться в общество и продемонстрировать профессиональные возможности лиц с особенностями здоровья.Требования чемпионата по профессиональному мастерству и представленные в них профессиональные компетенции рабочего охватывают более широкий диапазон трудовых действий и необходимых профессиональных умений, чем требования к подготовленности выпускника в соответствии с ФГОС СПО. Внедрение требований чемпионатов в практическое обучение, проводимое при подготовке по рабочей профессии имеет целью формирование профессиональных умений и навыков по профессии в процессе освоения необходимых технологических операций, включая все виды учебно-производственных работ, которые отбираются в соответствии со спецификой рабочей профессии, требованиями ФГОС, профессионального стандарта и запросов работодателей.Во время практического обучения в соответствиями с требованиями чемпионатов профессионального мастерства происходит освоение современного производственного оборудования и современных технологий, обучающиеся погружаются в реальные условия работы производства, оттачивая свои навыки, учатся работать в команде и совершенствуют компетенции. Такая подготовка позволяет приобрести профессиональные умения и навыки, которые нарабатываются большим объемом выполнения технологических приемов и операций. Применяя стандарты Чемпионата по профессиональному мастерству в рамках производственного обучения создается обстановка, которая погружает обучающихся в профессиональную среду, что позволяет лучше узнать требования, предъявляемые реальным временем. Это способствует более лучшему усвоению материала, закреплению знаний, полученных ими в процессе теоретического обучения.Применяя стандарты Чемпионата по профессиональному мастерству в рамках производственного обучения можно использовать три педагогических метода: - традиционная модель наставничества, при котором в центре внимания – профессиональное развитие обучающегося. Передавая свой навык и опыт студенту, можно сделать вывод, насколько студент готов к профессиональному развитию, - метод, при котором, студенты самостоятельно выполняют поставленную задачу - это метод опережающего обучения,- это индивидуальный подход, который позволяет учитывать разные способности студента, чтобы «вывести» его из чувства неуверенности и страха, воспитать веру в свои силы.Использование таких методов обучения позволяет показать высокие результаты практического навыка и успешной сдачи квалификационного экзамена.Для того что бы достичь положительных результатов на чемпионатах профессионального мастерства различного уровня и сформировать профессиональные компетенции, проверяемые в рамках демонстрационного экзамена автором была разработана методика по подготовке участников, основанная на практико-ориентированном подходе и стандартах чемпионатного движения. Процесс практической подготовки участников разбивается на несколько этапов.Первый этап - первичный отбор. На данном этапе определяются будущие кандидаты для участия в Чемпионате исходя из их личной мотивации, целей по реализации себя в профессии, кем он себя видит в перспективе, способности к профессии и обучаемость.Второй этап – знакомство со стандартами чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» и технической документацией. В рамках данного этапа происходит знакомство студентов с требованиями к компетенциям участников, конкурсным заданием, критериями оценивания и инфраструктурным листом (перечень всего оборудования, инструмента и расходных материалов – всё из чего «состоит» площадка Чемпионата). Третий этап – тренировочный. Это этап отбора кандидата для участия в чемпионате включает в себя анализ способностей кандидатов, составление профиля умений и навыков, составление индивидуального плана подготовки кандидата, тренировочные мероприятия, контроль результатов, отбор основного кандидата для участия в предстоящем чемпионате более высокого уровня.Четвёртый этап - техническая подготовка к выполнению конкурсного задания. Данный этап позволяет сформировать у студентов навык разработки концепции хлебобулочных изделий, технологии и дизайна, проводится отработка изделия. Отработка проводится сначала по элементам, а затем полностью.Вывод. Внедрение стандартов Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» при реализации производственного обучения по программам среднего профессионального образования и использование конкурсных механизмов позволяет: – постоянно обновлять образовательные программы с учетом тенденций актуальных стандартов профессиональной деятельности, – осуществлять подготовку обучающихся к участию в соревнованиях и профессиональных конкурсах, акцентируя внимание на усилении мотивационного компонента и формируя осознанное отношение к обучению, что в последствие позволяет обучающимся более полно раскрыть свой творческий потенциал и приобрести уникальный профессиональный опыт,– сформировать стратегические ориентиры для повышения эффективности кадрового обеспечения системы СПО посредством профессионального развития преподавателей и мастеров профессионального обучения. Для повышения качества подготовки специалистов необходимо проводить конкурсы профессионального мастерства в виде формы внеурочной деятельности. Это помогает создать благоприятную среду для развития интеллекта, совершенствования профессиональных умений, развития креативного мышления обучающихся и способствует формированию опыта творческой деятельности в профессиональной среде.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Свечникова Ж.В. ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ ЧЕМПИОНАТА «ПРОФЕССИОНАЛЫ» ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ // Вестник науки №4 (73) том 2. С. 334 - 341. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13833 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13833



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.