'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 2
  4. Научная статья № 49

Просмотры  18 просмотров

Гончарова Н.В., Чубова И.И.

  


ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ІІ УРОВНЯ *

  


Аннотация:
в работе описана методика коррекционно-воспитательного воздействия при общем недоразвитии речи II уровня, определены основные задачи коррекционного обучения, описаны основные этапы коррекционно-развивающей работы по развитию глагольного словаря с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.   

Ключевые слова:
логопедическая работа, глагольная лексика, общее недоразвитие речи ІІ уровня   


Проблематика формирования лексического запаса представляет собой значимый аспект в современной области логопедии. Одной из актуальных тем является состояние глагольного словаря в случае различных речевых нарушений и разработка соответствующих методик для его развития.Широко известно, что глагол является базовым элементом любой фразы или высказывания. Для достижения полноценного владения связной речью у детей первостепенной важности является формирование обширного глагольного словаря, поскольку система предикатов играет главенствующую роль в развитии последовательности любого сюжета. Исследования, посвященные развитию фонетико-фонематической и лексико-грамматической структуры речи при нормальном и нарушенном речевом развитии, проводятся такими учеными, как Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Т.А. Ткаченко и другими. В их работах подробно анализируются нарушения речи у детей с ограниченными речевыми возможностями, особое внимание уделяется ограниченности лексического запаса, расхождению между активным и пассивным словарем, неточному использованию слов и другим аспектам, связанным с нарушениями речи. Таким образом, изучение состояния и развития глагольного словаря в контексте речевых нарушений имеет существенное значение для логопедической практики. Результаты этих исследований способствуют более глубокому пониманию проблем формирования лексического запаса у детей с нарушениями речи и помогают разработать эффективные методики коррекционной работы.Общая задержка развития речи II уровня представляет собой значительное нарушение речи у детей, характеризующееся ограниченными возможностями самостоятельного производства речи. Ребенок формулирует простые предложения, но совершает множество вербальных ошибок и аграмматизмов. Его словарный запас ограничен, отсутствуют навыки словоизменения и словообразования, а звукопроизношение и фонематические операции серьезно нарушены.Глагол играет важную роль в лексическом аспекте индивида: он является связующим элементом для формирования речи. В соответствии с концепцией В.В. Виноградова, «глагол является самой сложной и емкой грамматической категорией русского языка. Он обладает большей конструктивностью по сравнению с остальными частями речи» [1, с. 1-10]. Изучение глаголов имеет важное значение не только с точки зрения лексико-грамматической структуры речи, но и с психологической и физиологической точек зрения.Важно отметить, что раннее выявление и комплексная коррекция этих особенностей важны для успешного развития речи у детей с общим недоразвитием речи II уровня. Помощь специалистов, таких как логопеды, играет ключевую роль в оказании индивидуальной поддержки и разработке эффективных стратегий для развития глагольной лексики и общего коммуникативного умения у этих детей.Методика коррекционно-воспитательного воздействия при общем недоразвитии речи II уровня основывается на принципе системного взаимодействия между различными компонентами языка, необходимого для понимания взаимосвязей между разными проявлениями речевых недостатков и предсказания системного эффекта педагогического воздействия (как отмечает Р.Е. Левина) [6, с. 375-387]. Однако каждое направление и тип логопедической работы имеют свои специфические задачи, несмотря на наличие связей между ними.Основные задачи коррекционного обучения включают [7, с. 513-524]:– развитие понимания речи,– развитие словарного запаса,– формирование двусоставного предложения и предложения из нескольких слов,– развитие фонематического слуха,– развитие звукопроизношения и формирование слоговой структуры. Анализ последних исследований, проведенных в специализированной литературе, в отношении речевого развития детей с недоразвитием речи, выявил, что данная проблематика изучалась с учетом различных аспектов, таких как педагогический, психологический, лингвистический и психолингвистический. Вопрос развития глагольного словаря у дошкольников с ОНР II уровня решается в рамках развития игровой деятельности, разнообразных форм вербальной коммуникации и фразовой речи детей [8, с. 22-27].В рамках коррекционно-развивающей работы по развитию глагольного словаря можно выделить несколько основных этапов, применимых в различных методиках:1. Планирование и проведение коллективных и групповых занятий, направленных на формирование лексико-грамматических представлений, с учетом требований программы, разработанной Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной [9, с. 36-41].2. Составление глагольного словаря, используемого в занятиях по развитию речи и знакомству с окружающим миром [2, с. 34-41]. Для каждой лексической темы разрабатывается соответствующий словарь действий. Например, для темы «Путешествие» в словаре присутствуют такие глаголы, как «идти», «ехать», «лететь», «плыть», «бежать», «путешествовать», «отдыхать», «исследовать», «паковать», «фотографировать», «искупаться», «гулять» и другие. Этот глагольный словарь может также быть использован воспитателем при планировании режимных моментов.3. Разработка упражнений, направленных на развитие глагольного словаря и формирование правильных грамматических форм глаголов [3, с. 54-60]. Эти упражнения применяются на индивидуальных логопедических занятиях, а также для закрепления материала с родителями и воспитателями.4. Подбор и проведение игр, способствующих формированию глагольного словаря и развитию навыка использования глаголов в предложениях [4, с. 28-35]. Например: 1. «Мимика-глаголика». Подготовьте карточки с изображениями различных глагольных действий, например, «бежит», «прыгает», «плавает» и т.д. Разделите детей на две команды. Каждый игрок по очереди берет карточку и изображает действие, не произнося при этом слова. Команда, которая первой угадывает глагол, получает очко. Поочередно меняйте роли и продолжайте игру до достижения определенного количества очков.2. «Собери предложение». Подготовьте набор карт с глаголами, существительными и другими частями речи. Поставьте перед детьми задачу составить предложение, используя карты. Дети должны выбрать карту с глаголом, карту с существительным и, при необходимости, другие карты, чтобы создать грамматически верное предложение. Поочередно позвольте каждому ребенку представить свое предложение вслух. 5. Подбор наглядного материала и создание настольных игр для индивидуальных занятий с логопедом [5, с. 115-121]. Например, «Глагольный квартет». Материалы: набор карт с изображениями глагольных действий. Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ІІ уровня развития глагольного словаря предполагается ряд комплексных задач. Во-первых, необходимо расширение объёма глагольного словаря совместно с расширением представлений об окружающей действительности. Во-вторых, требуется активизация словарного запаса, перевод его из пассивного состояния в активное использование. Важным аспектом является уточнение значения глаголов, чтобы дети осознавали и правильно интерпретировали значения данных слов. Кроме того, необходимо формирование семантической структуры глагола, включающей основные компоненты его значения. Дети также должны овладеть формами словоизменения глагола и усвоить различные способы словообразования. Наконец, важными навыками являются анализ морфологического состава слова и его морфологических характеристик.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Гончарова Н.В., Чубова И.И. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ІІ УРОВНЯ // Вестник науки №4 (73) том 2. С. 304 - 310. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13827 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13827



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.