'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 2
  4. Научная статья № 48

Просмотры  6 просмотров

Аксенова А.Н.

  


МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается проблема развития гибкости, методические особенности совершенствования этого качества на занятиях по физической подготовке курсантов Кузбасского института ФСИН России. Считается, что недостаточное развитие гибкости у курсантов приводит к многочисленным травмам на занятиях по физической подготовке. При этом невозможно освоить новые сложно координированные упражнения прикладной гимнастики, боевых приемов борьбы, преодоления полосы препятствий. В статье сделан вывод о том, что только целенаправленное, планомерное использование средств и методов развития и совершенствования гибкости может способствовать значительному улучшению показателей этого качества. Особенно это касается курсантов мужского пола.   

Ключевые слова:
курсанты, гибкость, тестирование, физическая подготовка   


По мнению Сидоренко А.С., Чуковенко К.А. с соавторами, при совершенствовании физической подготовки у курсантов развитие гибкости имеет особое значение. Курсантам необходим высокий уровень развития физической подготовленности для быстрого и качественного выполнения поставленных боевых и служебных задач в постоянно меняющейся современной обстановке. Гибкость играет важную роль при выполнении военно-прикладных навыков – она необходима в боевых приемах рукопашного боя, в преодолении полосы препятствий, при передвижениях на лыжах, метании гранаты, в военно-прикладном плавании и т.д. [1,2].Высокий уровень развитая гибкости у человека сможет обеспечить большую амплитуду, быстроту и экономичность движений, увеличить эффективность приложенных усилий при выполнении физических упражнений. Более эластичные мышцы и гибкий суставной аппарат уменьшают сопротивление в мышечных волокнах, увеличивают приток крови и питательных веществ к мышечным тканям, влияют на работу центральной нервной системы. В то время недостаточный уровень развития гибкости влечет за собой малую подвижность в суставах, вследствие чего нарушается техника движений в беге, прыжках и особо сложных координированных действиях. При недостаточно развитой гибкости курсантам тяжело дается освоение новых технических упражнений, увеличивается вероятность получения травм при выполнении упражнений с предельными нагрузками или на максимальной скорости [2]. Об этом хорошо знают спортсмены высокой квалификации и часто забывают начинающие «качки» в тренажерном зале.Согласно многочисленным исследованиям, наиболее благоприятным или сенситивным периодом для развития гибкости считается младший и средний школьный возраст. В старшем возрасте развитию гибкости не уделяется должного внимания. Хотя особое внимание необходимо уделять именно в пожилом возрасте в связи с возрастными изменениями в мышцах и суставах. Особенно парадоксальная ситуация складывается с гендерными особенностями развития гибкости. Наиболее гибкими, пластичными считаются девушки, а юноши значительно отстают в развитии этого качества. При анализе занятий по прикладной физической подготовке и элективным дисциплинам по физической культуре и спорту у курсантов было выявлено, что при совершенствовании физической подготовленности наибольшее внимание уделяется развитию таких качеств как выносливость, быстрота, сила, скоростно-силовые качества. Курсанты, как правило, не понимают важность выполнения упражнений на растягивание и, соответственно, не любят выполнять их. И если девушки в силу своих особенностей включают упражнения на гибкость в обязательном порядке, то юношам курсантам упражнения на гибкость даются очень тяжело и поэтому упражнения включаются в занятие не в должном объеме или не включаются совсем. При тестировании физической подготовленности тест на гибкость не предусмотрен. Таким образом, мы считаем, что необходимо включать упражнения на гибкость в каждое занятие по физической подготовке, не зависимо от темы занятия. Методические особенности при совершенствовании гибкости на занятиях по физической подготовке следующие: Выполняя упражнения на гибкость амплитуду движений нужно увеличивать постепенно. Темп движений с небольшой амплитудой (например, махи ногами, рывки руками) составляет примерно 60 раз в минуту. Другие упражнения (наклоны туловища, головы) выполняют примерно 40 - 45 раз в минуту. После выполнения упражнений на гибкость необходимо включать упражнения на расслабление, самомассаж, которые обеспечивают прирост подвижности связочного аппарата суставов и мышц.Упражнения на растягивание необходимо выполнять до легкого болезненного ощущения, что сигнализирует о прекращении выполнения упражнения. Наибольший эффект достигается при ежедневном выполнении упражнений на растягивание в утренней гимнастике, при самоподготовке. Так же, используя 2-3 раза в неделю комплекса упражнений на гибкость, можно добиться значительных результатов в совершенствовании этого качества.Активные упражнения в развитии гибкости более эффективны, чем пассивные. Гибкость следует развивать до такой степени, которая обеспечивала бы беспрепятственное выполнение необходимых движений и действий. При этом диапазон гибкости суставов должен превосходить ту максимальную амплитуду, с которой выполняется движение, т.е. создание так называемого «запаса гибкости».Необходимо применять метод совмещенного развития силы и гибкости в течение одного учебно-тренировочного занятия. Комплексы упражнений стретчинга, растяжки включать в разминку и заминку на каждом занятии. Параметры тренировки должны содержать следующие принципы: а) удержание позы статического упражнения должно быть от 15 до 60 секунд. б) количество повторений одного упражнения на гибкость от 2 до 6 раз с интервалом отдыха 10 – 20 сек.в) количество упражнений от 4 до 10 в каждом комплексе, суммарная деятельность всей нагрузки от 10 до 45 мин в зависимости от целей и задач учебно-тренировочного занятия. г) характер отдыха между подходами – либо полное расслабление, либо активный отдых (бег трусцой, ходьба, дыхательные упражнения).Вывод. Только целенаправленное, планомерное использование средств и методов развития и совершенствования гибкости может способствовать значительному улучшению показателей этого качества у курсантов юношей. Повышение показателей качества гибкости, в свою очередь, будет способствовать профилактике травматизма у курсантов на занятиях по прикладной физической подготовке и элективным дисциплинам по физической культуре и спорту. Большее внимание необходимо уделять юношам курсантам, как наиболее слабому звену в развитии физического качества гибкости.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Аксенова А.Н. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ // Вестник науки №4 (73) том 2. С. 299 - 303. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13826 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13826



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.