'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 2
  4. Научная статья № 35

Просмотры  24 просмотров

Зотова Т.А.

  


УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА *

  


Аннотация:
в статье рассмотрено участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела.   

Ключевые слова:
прокурор, уголовное дело, УПК, уголовный процесс   


Процесс возбуждения уголовного дела ничто иное, как отправная точка в уголовном судопроизводстве. На данном этапе полномочные органы после получения сообщения о готовящемся или уже совершенном преступлении выявляют основания для возбуждения уголовного дела, либо наоборот основания для отказа в возбуждении уголовного дела. В 1992 году был принят Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», который регламентировал основные направления деятельности и полномочия органов прокуратуры и ее служащих. Так в статье 29 закона были определены основные задачи органов прокуратуры на стадии возбуждения уголовного дела, а именно надзор за органами, осуществляющими следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность. Кроме того, прокурор имел возможность самостоятельно проводить расследование по делу. Однако, новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее УПК РФ), принятый в 2001 году, существенно расширил полномочия прокурора на досудебной стадии. За прокурором также сохранялись функции надзора за органами, осуществляющими следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность, помимо этого, полномочия к самостоятельному ведению уголовного преследования. Кроме того, согласно статье 37 УПК РФ прокурор в уголовном судопроизводстве был отнесен к стороне обвинения.В соответствии со статьей 146 УПК РФ от 2001 года, прокурору были даны полномочия самостоятельно возбуждать уголовное дело, а также давать согласие на возбуждение уголовных дел органами следствия и дознания. Чтобы получить согласие прокурора, следователь или же дознаватель направляли постановление с приложениями, в которых были отражены необходимые материалы по делу, а именно отчет о проверке сообщения о преступлении, а также производимых в связи с этим неотложных следственных действий. На основании предоставленных материалов, прокурор принимает одно из следующих решений:1. незамедлительно дает следователю или дознавателю согласие на возбуждение уголовного дела,2. предоставляет мотивировочный отказ в возбуждении следователем или дознавателем уголовного дела,3. отправляет материалы дела обратно органам следствия или дознания на дополнительную проверку и производство необходимых следственных мероприятий, на которые устанавливается срок 5 суток.Что же касается дел частно-публичного обвинения, то здесь действует та же система возбуждения уголовного дела. Исключением из правил является неспособность потерпевшего, в силу объективных причин или же состояния здоровья, защитить свои права и предоставить заявление о совершенном преступлении. В подобного рода ситуациях, прокурор самостоятельно возбуждает уголовное дело. Не считая всего прочего, прокурор вдобавок был уполномочен:осуществлять надзор за законностью при приеме и регистрации сообщений о совершенных преступлениях,поручать дальнейшее расследование дела следователю либо дознавателю, в порядке, установленном УПК РФ, либо нижестоящему прокурору, кроме того, принимать дело к личному производству,поручать органу дознания проведение следственных действий, а также давать указания по проведению оперативно- розыскных мероприятий.Впрочем, данный порядок был изменен, вследствие принятия и вступления в законную силу в сентябре 2007 года Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Изменения в законодательстве даровали органам следствия и дознания самостоятельность в принятии решений по поводу возбуждения уголовного дела. Кроме того, были достаточно сужены полномочия и функции органов прокуратуры в области надзора за предварительным следствием. Данный закон пыл принят неоднозначно, следствием чего явилось поступление в Государственную Думу многократных предложений и законопроектов по поводу возвращения прокурору отнятых у него полномочий.В настоящий момент полномочия и функции прокурора на стадии возбуждения уголовного дела регламентирую статьи "Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (далее УПК РФ). Они нашли отражение не в одной статье УПК РФ, но основные сосредоточены в статье 37 УПК РФ и в соответствии с данной статьей под названием «Прокурор» прокурор уполномочен:Проверять исполнение требований данного закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении,Производить надзор за законностью принимаемых решений следователем или дознавателем, кроме того надзирать за законностью и обоснованностью решений следователя или руководителя следственного органа касаемо принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела, а также его приостановлении или прекращении.Передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому,Утверждать постановления дознавателя о прекращении производства по уголовным делам,Предоставлять дознавателю письменные указания о направлении расследования, а также о производстве необходимых процессуальных действий.Законность и обоснованность принятых решений о возбуждении уголовных дел, равно в отказе от их возбуждения в большинстве случаев зависит от правильно организованного прокурорского надзора за органами следствия и дознания. Так как если надзор будет осуществляться в недостаточной мере, и будут упущены моменты неисполнения или ненадлежащего исполнения каких-либо необходимых и первоочередных следственных мероприятий, то о какой законности в принципе может идти речь.Общеизвестно, что в случаях выявления нарушений закона, которые зачастую носят массовых характер, представление является традиционным актом прокурорского реагирования. В связи с этим в практическом применении возникают некоторые вопросы, связанные соответственно с вынесением данного акта. Роль играет то факт, что представление не предусмотрено нормами УПК РФ и воспринимается служащими органов следствия достаточно болезненно. Что же касается способов сокрытия преступлений со стороны правоохранительных органов, то самым часто встречающимся продолжает оставаться незаконный отказ в возбуждении уголовного дела по сообщению о преступлении. Именно поэтому так важна роль прокурорского надзора и наличия у прокурора достаточных полномочий, которые, в свою очередь, позволят ему своевременно отреагировать и пресечь незаконные действия органов следствия или органов дознания, или же попытки таких действий.Необходимо отметить тот факт, что неопределенность в практической реализации надзорных функций прокурора в уголовном процессе приводит к уменьшению их эффективности.Таким образом, вследствие, активного поиска оптимальных моделей взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами, произошло, как раз таки, огромное количество изменений в объеме процессуальных функций и полномочий прокурора в уголовном процессе, однако, если взглянуть с другой стороны, то данные изменения являются свидетельством отсутствия четкого и полного представления у органов государственной власти о месте и роли прокуратуры в современном государственном механизме.Многие ученые и практики выражают единое мнение по поводу необходимости возвращения прокурору тех объемов полномочий, которыми он был наделен до введения изменений в законодательство от 2007 года, так как это существенно усовершенствует деятельность прокуратуры и сделает ее наиболее эффективной.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Зотова Т.А. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА // Вестник науки №4 (73) том 2. С. 226 - 231. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13813 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13813



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.