'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 2
  4. Научная статья № 14

Просмотры  11 просмотров

Лобасков А.И., Салогубова Е.В., Кулаков А.Д.

  


УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ПРОЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В АВТОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены риски, возникающие при реализации проектов государственно-частного партнерства в автодорожной отрасли. Представлена характеристика указанных рисков, а также описаны принципы управления ими.   

Ключевые слова:
государственно-частное партнерство, автодорожная отрасль, риски, управление рисками   


DOI 10.24412/2712-8849-2024-473-91-96

Широкое применение механизма государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) позволяет государству привлекать частный сектор для сотрудничества на взаимовыгодных условиях. Важнейшим результатом становится мультипликативный эффект, возникающий при объединении усилий, капитала, распределения рисков и ответственности участников подобных проектов. С позиций государства выгода ГЧП проявляется прежде всего в том, что такой механизм позволяет использовать дешёвые, «длинные» деньги для решения большего количества и с лучшим качеством социально значимых задач, чем при применении классических подходов (например, госзаказы).В выигрыше остаются и представители частного капитала, получая выгодные и перспективные инвестиционные проекты, минимизируя затраты и хеджируя риски.Механизм ГЧП особенно эффективен при реализации сложных и капиталоёмких инфраструктурных проектов, таких, как строительство автомобильных дорог. Одним из неоспоримых преимуществ кооперации государства и бизнеса посредством использования ГЧП является распределение рисков между ними.В автодорожных проектах, вследствие их отличительных особенностей (сложность, длительность, масштабность, высокая затратность), существует множество рисков. Основными являются:1. Проектно-технические, такие, как ошибки в проектированииили некачественное строительство, которые могут привести к дополнительным затратам и задержкам реализации проекта.2. Финансовые, которые могут быть связаны с несвоевременным предоставлением необходимого объёма средств на начальном и дальнейших этапах проекта, инфляционным ростом цен на товары и услуги и т.д. Это может повлечь за собой сбои в строительстве или недополучение ожидаемой доходности.3. Административные, выражающиеся в несвоевременном предоставлении земельных участков, их межевании, а также выявлении непредвиденных обременений на них.4. Рыночные риски, связанные с возможным снижением спроса на услуги, что может привести к снижению запланированного возврата инвестиций и увеличению затрат на обслуживание.5. Правовые и политические, связанные с несогласованностью законодательства с отраслевыми нормативными документами, а также с изменениями законодательства, иных регулятивных требований, которые могут повлиять на стоимость проекта или его эксплуатацию.6. Экологические, касающиеся нанесения окружающей среде при выполнении проекта ущерба, требующего в дальнейшем своего возмещения. А также риски, связанные с безопасностью дорожного движения, появлением проектов - конкурентов, форс-мажорными обстоятельствами и прочие.Все вышеприведенные риски являются факторами вероятного возникновения неблагоприятных последствий и угрозами непланомерного исполнения мероприятий проекта. При этом важным моментом является то, что участники проекта несут риски неравномерно – конкретные риски в большей степени относятся к компетенции одного из партнёров проекта. В связи с этим уже при подготовке автодорожных проектов общим интересом сторон – концендента и концессионера – является оценка потенциальных рисков и построение совместной модели управления рисками для минимизации возможности их наступления. Как правило, в концессионном соглашении в специальных положениях (права и обязанности сторон, особые обстоятельства соглашения, порядок разрешения споров) определены условияи порядок компенсации убытков при наступлении тех или иных рисков. Распределение рисков может быть выражено различными формами гарантий и страхования, которые предоставляются каждой стороне. Например, концедент может взять на себя покрытие рыночных и политических рисков, предоставить гарантии на возврат инвестиций концессионера, а концессионер, в свою очередь, может взять на себя обязательство надлежащим образом исполнять технические и операционные аспекты проекта и нести риски, связанные с возможными ошибками и нарушениями в данной сфере.Таким образом, управление рисками в автодорожных проектах подразумевает анализ потенциальных рисков и оценивание их в денежном эквиваленте, распределение их между партнёрами, согласование возможных корректировок при большой длительности проекта, использование различных инструментов минимизации рисков, таких, как страхование, гарантии, контракты и других механизмов. Важно учитывать, что управление рисками (превентивные, реактивные и антиципативные мероприятия) должно быть интегрировано в процесс принятия решений на подготовительном и всех дальнейших этапах реализации проекта.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Лобасков А.И., Салогубова Е.В., Кулаков А.Д. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ПРОЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В АВТОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ // Вестник науки №4 (73) том 2. С. 91 - 96. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13792 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13792



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.