'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 2
  4. Научная статья № 13

Просмотры  11 просмотров

Лобасков А.И., Салогубова Е.В., Кулаков А.Д.

  


ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РОССИИ В АВТОДОРОЖНОЙ СФЕРЕ: ПРЕОДОЛЕВАЯ ПРЕПЯТСТВИЯ *

  


Аннотация:
авторы представили свою оценку вклада проектов ГЧП в развитие автодорожной инфраструктуры России на современном этапе, проанализировали основные препятствия развития указанной отрасли и наметили пути их преодоления.   

Ключевые слова:
государственно-частное партнёрство, автодорожная отрасль, инфраструктурные проекты ГЧП   


DOI 10.24412/2712-8849-2024-473-85-90

Динамичный рост применения механизма государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) при реализации инфраструктурных проектов в России говорит об эффективности указанного способа кооперации государства с бизнесом. Возникающая синергия ресурсов партнёров, в частности капитала, компетенций и оборудования способствует успешной реализации масштабных автодорожных проектов по всей России.Убедительным примером активного вклада ГЧП в создание автодорожной инфраструктуры является тот факт, что согласно расчетам Национального центра ГЧП, подготовленным на основе данных платформы «РОСИНФРА», в 2021 г. в России реализовывалось 150 проектов ГЧП на строительство автомобильных дорог общей стоимостью более 2,8 трлн руб., в то время как общий объем рынка ГЧП составлял 4,7 трлн рублей.И тенденция увеличения доли проектов ГЧП в дорожном строительстве и транспорте сохраняется. Так, в феврале 2024 г. директор Департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития России Киревнин А.В. сообщил об общем росте законтрактованных инвестиций в проекты ГЧП в 2023 г. по отношению к 2021 г. на уровне 38%. При этом доля инвестиций в транспортную отрасль, включающую платные дороги и городской транспорт, составила 25% от общего объёма инвестиций в ГЧП.Таким образом, можно констатировать положительную динамику привлечения частных средств в проекты, направленные на решение государственных задач в области улучшения транспортной инфраструктуры.При этом существует ряд значимых препятствия для развития автодорожной сферы, как общих для всего рынка ГЧП в России (несовершенство законодательства, бюрократические барьеры, нестабильность экономики), так и относящихся преимущественно к инфраструктурным проектам строительства автомобильных дорог в силу их отличительных особенностей. Проанализируем, как на современном этапе проявляются основные из них и отметим пути их преодоления.1) Высокая капиталоёмкость автодорожных проектов. Зачастуюпо причине необходимости привлечения чрезвычайно большого объема инвестиций в проект не представляется возможной его скорейшая реализация. Более того, в текущем периоде, а именно в условиях санкционного давления, Россия ограничена в получении денежных ресурсов из ряда привычных источников, например, кредитных средств международных финансовых организаций, кредиты которых всегда были привлекательным и эффективным механизмом получения дешевых, «длинных» денег в проекты.Однако есть и вторая сторона медали санкционных ограничений: лишившись возможности инвестировать за рубежом, российские предпринимателя могут найти именно в участии в инфраструктурных проектах ГЧП сферу приложения собственных инвестиций. В связи с этим государству следует максимально активизировать мотивационную деятельность по привлечению частных инвесторов в инфраструктурные автодорожные проекты ГЧП.Необходимо при этом принять во внимание серьёзную проблему – высокую ключевую ставку, установленную Центральным Банком Российской Федерации в рамках жёсткой монетарной политики, необходимой на данном этапе. И если для проектов, находящихся на начальной или операционной стадии, существуют возможности манёвра для минимизации последствий, то на инвестиционном этапе проекта возможно развитие действительно стрессового сценария. Плавающая ставка, к которой привязано привлечение средств, ухудшает кредитные условия, усиливает процентный риск именно на инвестиционном этапе проекта, когда происходит закупка необходимого оборудования, начинается строительство. В связи с этим именно государство может взять на себя минимизацию указанных рисков.2) Масштабность объектов дорожного строительства также ограничивает возможность быстрого и качественного их создания. Одним из способов преодоления указанного барьера является деление строительства дороги на отдельные проекты - участки. При этом сторонам соглашения приходится тратить значимое количество ресурсовна структурирование, переподписание и исполнение соответствующих договоров.3) Административные аспекты, в частности связанные с необходимостью своевременного предоставления концессионеру участков для создания объектов автодорожных проектов. Несовершенство информационной обеспеченности описания территорий, на которых предполагается строительство дорог, такжене позволяет участникам проекта превентивно качественно оценить экологические и социальные риски, последствия реализации проекта.4) Ошибки при планировании комплексного развития территории, могут привести к недостижению ожидаемого социально-экономического эффекта от реализованного автодорожного проекта, а как следствие - к неэффективному расходованию и бюджетных средств, и неполучению планируемого возвратана вложенные частные инвестиции.Таким образом, принимая во внимание, что государство ограниченов бюджетных средствах, которые могут быть направлены на капитальные вложения в автодорожные объекты строительства, которые выступают необходимой инфраструктурой для устойчивого развития территорий, следует отметить возрастающую роль именно государственных институтов в развитии рынка ГЧП в данной сфере. Необходимо развивать правовую и законодательную основу государственно-частного партнёрства, проводить качественную подготовку проектов ГЧП, разрабатывать меры по привлечению частных инвесторов, минимизации рисков, совершенствовать процесс реализации автодорожных инфраструктурных проектов.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Лобасков А.И., Салогубова Е.В., Кулаков А.Д. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РОССИИ В АВТОДОРОЖНОЙ СФЕРЕ: ПРЕОДОЛЕВАЯ ПРЕПЯТСТВИЯ // Вестник науки №4 (73) том 2. С. 85 - 90. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13791 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13791



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.