'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (14) том 4
  4. Научная статья № 21

Просмотры  156 просмотров

Грабаренко М.Ю.

  


ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ РЕГИСТРАЦИИ НЕЗАКОННЫХ СДЕЛОК С НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ: ВОПРОСЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ *

  


Аннотация:
В статье затронуты проблемы борьбы с преступлениями в сфере регистрации незаконных сделок с недвижимостью. В ходе анализа группы деяний выявлено что, - единым преступным результатом которых, является неправомерный переход права собственности или иного законного владения на объекты недвижимости, совершаемый при активном участии должностных лиц и иных специалистов, реализующих предоставленные им полномочия вопреки интересам службы для совершения указанных деяний, в ходе анализа статей и литературы мной было выявлено их общие черты и обоснования в потребности, разработке частной межвидовой криминалистической методики расследования преступления в сфере регистрации незаконных сделок с недвижимостью   

Ключевые слова:
недвижимость, объекты недвижимости, земельные участки, кадастр, регистрация, незаконные сделки   


В УК РФ 1996 г. целого ряда деяний экономической и служебной направленности, неизвестных прежнему уголовному закону, олицетворяет состоявшуюся глобальную трансформацию экономической системы нашего государства, переход к рыночной модели экономики [1, с. 49—52; 2, с. 125—128], одной из составляющих которой явилось признание права частной собственности и итогом законного владения на земельные угодья и другие объекты недвижимости, что было несвойственно законодательству советского периода. За короткий период времени большинство наших соотечественников стали собственниками квартир, домовладений, земельных участков и других объектов недвижимости. Указанная тенденция способствовала активному вовлечению в данный сектор правоотношений также и криминалитета, охотно использовавшего различные пробелы законодательной регламентации оснований и порядка совершения гражданско-правовых сделок с недвижимостью, а также недостаточную правовую грамотность сограждан на этапе становления постсоветского законодательства [3, с. 30—33]. В результате в ранний постсоветский период не только многие собственники объектов недвижимости стали потерпевшими в результате мошенничества, вымогательства, иных преступных деяний, но и обширные земельные ресурсы, в том числе географически, экологически и исторически уникальные территории, оказались незаконно предоставленными в собственность заинтересованным лицам. Выделение земель нередко осуществлялось с нарушениями земельного законодательства, при отсутствии для этого оснований, с неправомерным изменением категорий земель, искажениями данных кадастра недвижимости, иными нарушениями порядка регистрации сделок, совершаемых не без ведома или участия должностных лиц, в ведении которых непосредственно находились полномочия по регистрации и оформлению сделок с землей, что обусловило введение в уголовный закон ст. 170 УК РФ. Первоначальная редакция ст. 170 УК РФ, существовавшая с момента вступления в силу Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливала уголовную ответственность собственно за регистрацию незаконных сделок с землей, не охватывая своим содержанием другие объекты недвижимости. Это было обусловлено принятой в ранний постсоветский период системой кадастрового учета земельных участков автономно от иных объектов недвижимости, регламентированного Указом Президента РФ от 11.12.1993 № 2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» [4], затем — Федеральным законом РФ от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» [5]. Одновременно в этот период в уголовном законе отсутствовала норма, прямо устанавливающая уголовную ответственность за регистрацию незаконных сделок с другими объектами недвижимости, помимо земельных участков. Очевидно, что за короткий промежуток времени после введения частной собственности на землю на предоставленных земельных участках были возведены жилые дома и иные строения, относящиеся к другим, нередко самостоятельным объектам недвижимости, что обусловило потребность в совершенствовании различных средств юридической защиты прав и законных интересов их собственников, включая как совершенствование порядка регистрации, оформления и учета сделок с недвижимым имуществом, так и уголовно-правовую защиту. Аналогичным образом ощущалась потребность в совершенствовании гарантий защиты интересов добросовестных субъектов гражданско-правовых сделок с квартирами в многоэтажных домах, иными помещениями и строениями, включая различные формы ответственности уполномоченных должностных лиц. Лишь по мере вступления в силу Федерального закона РФ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» [6] был принят универсальный государственный кадастр недвижимости, предусматривающий единый систематизированный учет различных объектов недвижимости: земельных участков, зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства. С тех пор регулярно продолжалось совершенствование норм различных отраслей и институтов права, регулирующих порядок предоставления в собственность или иное законное владение различных видов недвижимости, заключения сделок с недвижимостью, а также их юридического оформления. Однако существенное расширение криминализации предмета преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, включая все недвижимое имущество, а не только землю, состоялось лишь в 2015 г., основываясь на Федеральный закон РФ от 13.07.2015 № 228-ФЗ. Расширение предмета преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, оказалось согласованным с изменением наименования данного деяния, которое в действующей редакции уголовного закона звучит следующим образом: «Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом». Одновременно этим же Федеральным законом № 228-ФЗ была введена норма, регулирующая уголовную ответственность за иные незаконные действия в сфере земельного законодательства, а именно ст. 170.2 УК РФ «Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт  обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории». Кроме того, Федеральным законом от 01.07.2010 № 147-ФЗ в УК РФ введена норма ст. 285.3 УК РФ, криминализирующая внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений. Следственно - судебная практика свидетельствует о том, что должностные лица и иные уполномоченные лица, совершающие действия, нарушающие установленный законодательством оборот объектов недвижимости, в зависимости от обстоятельств совершенного деяния, также могут привлекаться к уголовной ответственности по иным нормам, а именно, ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), ст. 290 УК РФ (получение взятки), ст. 292 УК РФ (служебный подлог), и даже ст. 159 УК РФ (мошенничество). Руководствуясь своим опытом в сфере посреднических услуг недвижимости, необходимо отметить тот факт, что агентства недвижимости открывают ОКВЭД - рекламная деятельность организации что, по сути, противоречит законодательству РФ. Таким образом, организации уходят от ответственности перед надзорными органами. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (14) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Грабаренко М.Ю. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ РЕГИСТРАЦИИ НЕЗАКОННЫХ СДЕЛОК С НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ: ВОПРОСЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ // Вестник науки №5 (14) том 4. С. 113 - 117. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1372 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1372



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.