'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 5
  4. Научная статья № 127

Просмотры  40 просмотров

Ганичев Д.Р.

  


АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА *

  


Аннотация:
актуальность изучения антикоррупционной политики в такой важной сфере как транспортная обусловлена несколькими факторами. Во-первых, транспортная сфера является связующим звеном между другими отраслями и влияет на эффективность системы государственного и муниципального управления, экономики государства, а также доступности использования всех других отраслей. Эффективная и лишенная коррупции транспортная инфраструктура способствует развитию торговли, туризма, промышленности. Во-вторых, транспортная система является ключевым звеном в обеспечении безопасности граждан. Коррупция в этой сфере может приводить к нарушениям правил безопасности, включая техническое состояние транспортных средств и дорог, а также неправильное обучение обслуживающего персонала данной отрасли. Таким образом, коррупция в сфере транспорта является негативным социальным явлением, направленным на разрушение транспортного сектора.   

Ключевые слова:
антикоррупционная политика, коррупция, коррупционные преступления, противодействие коррупции, транспортная система, транспортный комплекс, транспортные услуги, межрегиональные управления, профилактические мероприятия   


Сущность и современные особенности антикоррупционной политики в сфере транспорта в Российской Федерации. Для успешного функционирования любого государства, система противодействия коррупции должна быть максимально развита. Коррупция приводит к разрушению сфер государственного влияния, а также к недоверию со стороны общества. За последние десятилетия коррупция превратилась из отдельных единичных преступлений в массовые случаи. Транспортный сектор не является исключением, доля коррупционных преступлений в рассматриваемой сфере занимает 13 процентов от общего количества.Коррупция в такой глобальной сфере как транспортная оказывает сильное влияние на ослабление данного сектора. Именно поэтому государство принимает все больше новых мер для борьбы с этим явлением. В основе современных методов борьбы в Российской Федерации лежит федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также национальная стратегия противодействия коррупции. Данный закон и национальная стратегия направлены на подавление коррупции в транспортной сфере. Однако введение новых законов или национальных стратегий не всегда помогает уничтожить коррупция до конца. В современном мире ни одно государство не победило проблему коррупции, так как коррупция в современном мире уже становится сетью с разветвленной структурой, входящей в разные сферы государственного устройства. Исключением не стала и сфера транспорта. Здесь, как и во многих других отраслях коррупция существует на высших и низших уровнях. Например, на низших уровнях это – небольшие взятки для получения каких-либо транспортных лицензий. На высшем уровне, это складывается в большие коррупционные схемы, например, в сфере строительства автодорог или транспортных закупок.Для противодействия коррупционным преступлениям в сфере транспорта в Российской Федерации существуют специальные службы и управления, а именно: межрегиональные территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и главное управление на транспорте МВД России. Статистические данные за 2022 год показывают, что органами внутренних дел на транспорте выявлено свыше 3,6 тыс. преступлений экономической и коррупционной направленности. Данный показатель вырос на 22%, по сравнению с данными прошедших лет. Делая вывод можно сказать, что коррупция в сфере транспорта за последнее время сделала значительный рост в отрицательную сторону. В связи с этим правоохранительные органы используют, все новые методы для борьбы с коррупционными преступлениями. Основными методами борьбы с коррупцией со стороны правоохранительных органов является комплекс оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, направленных на декриминализацию коррупционных проявлений в сфере транспорта. Исходя из общей статистики МВД России, коррупционные преступления на транспорте занимают 13% от общего числа коррупционных преступлений, что является достаточно большим значением.Рисунок 1.Из приведенных 13 процентов МВД России выделяет несколько самых частых коррупционных преступлений в транспортном секторе:1.Коррупционные преступления во время выдачи транспортных лицензий, лицензирования автобусов, а также транспортных частных компаний занимают 21 процент от общего числа преступлений.2.Коррупционные преступления и вмешательство в контролирующие органы или транспортные инспекции занимают 17 процентов от общего числа преступлений.3.Коррупционные преступления в виде обхода лицензий в коммерческом и грузовом транспорте и лоббирование интересов транспортных компаний занимают 12 процентов от общего числа преступлений.Рисунок 2.Растущий уровень коррупции значительно ухудшает состояние транспортной сферы Российской Федерации. По данным диаграммам видно, что в транспортном секторе коррупция занимает большой процент преступлений. Для предотвращения коррупционных преступлений, в первую очередь нужно развивать институты гражданского общества и общественного контроля. В сложившейся ситуации необходимо проводить государственную политику, направленную на вовлечение различных институтов гражданского общества и широких слоев населения в борьбу с коррупцией, развивать их активность. Общественный контроль в современном мире является одним из основных институтов гражданского общества, который поможет в борьбе с коррупцией на всех уровнях власти. В развитии механизмов взаимодействия государства и институтов гражданского общества призвана сыграть важную роль не так давно принятая Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти, одной из главных целей которой является повышение прозрачности и подотчетности государственного управления. По мнению авторов, таких как Купреев С.С., гражданский контроль над коррупционными преступлениями понизит уровень коррупции в транспортном секторе, подобной динамики следует ожидать и в других секторах. Результаты многочисленных исследований показывают, что государство без активного участия граждан, как и институтов гражданского общества, не может в одиночку бороться с коррупцией.Методы и пути решений коррупционных преступлений в сфере транспорта в Российской Федерации.Распространение коррупции в сфере транспорта приводит к регрессу всего транспортного сектора. В связи с этим для противодействия коррупции со стороны контролирующих органов, ведется плотная работа для предотвращения коррупционных преступлений в сфере транспортного сектора. Разрабатываются новые пути решения проблем коррупции в сфере транспорта. По мнению Борисова А.В., основными методами по противодействию коррупции в сфере транспорта считаются: ужесточение законодательства, введение более строгих наказаний за коррупцию и взяточничество в сфере транспорта, а также расширение полномочий правоохранительных органов для более эффективной борьбы с коррупционными преступлениями. Данные пути решения коррупционных проблем не всегда являются эффективными. Изучая многочисленные научно-прикладные исследования, можно сказать, что для развития эффективных способов борьбы с коррупцией следует решить ряд проблем:1.Развивать систему возвратов незаконно присвоенных средств в ходе коррупционных преступлений. Это является достаточно глобальной проблемой коррупционных преступлений в сфере транспорта, так как значительная часть средств не возвращается в ходе расследования. Многие коррупционные преступники выводят денежные средства за границу, так как Генеральная прокуратура Российской Федерации не имеет каких-либо полномочий по организации исполнения судебных актов за рубежом или тщательно скрывают эти денежные средства с помощью имущества, оформляемого на третьих лиц, и не всегда получается вернуть украденное. Нужно тщательно контролировать, денежные средства, выводимые за рубеж, особенно транспортными компаниями.2.Ужесточать законодательство, то есть увеличивать максимальный срок наказания за коррупционные преступления. В статье 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, за взятку в особо крупен размере действует максимальное наказание в виде 8 лет лишения свободы, что является достаточно небольшим сроком. Многие взяточники не получают и 8 лет за свои преступления.3. Создание институтов гражданского общества для контроля над коррупционными преступлениями. Это важно, так как именно общество может играть роль серьезного контрольного органа с широкими горизонтальными связями. Это может служить серьезным препятствием на пути нечестных чиновников.Только после решения данных проблем, процент коррупции в транспортном секторе должен значительно понизиться.Заключение.Антикоррупционная политика в Российской Федерации остается одним из ключевых факторов, влияющих на развитие транспортного сектора страны. Для успешной реализации антикоррупционной политики в сфере транспорта нужны современные меры по ее развитию и модернизации. Существует ряд проблем в антикоррупционной политике в сфере транспорта, таких как не возвращение средств, украденных в коррупционных схемах, а также недостаточная жесткость закона по отношению к коррупционным преступлениям. Создание институтов гражданского общества по контролю над коррупционными преступлениями поможет решить ряд данных проблем и процент коррупционных преступлений в сфере транспорта должен значительно уменьшиться, в то время как качество работы транспортного сектора должно значительно повыситься.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Ганичев Д.Р. АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА // Вестник науки №3 (72) том 5. С. 745 - 752. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13655 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13655



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.