'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 5
  4. Научная статья № 56

Просмотры  18 просмотров

Синиченко А.Б.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ *

  


Аннотация:
статья посвящена формам и методам работы при анализе художественного произведения в старших классах на уроках литературы в целях формирования теоретико-литературных понятий. Предложен комплексный подход для реализации полноценного восприятия старшеклассниками эпического текста.  Автор статьи рекомендует разнообразные формы работы на уроках литературы при изучении эпических произведений из курса старшей школы.   

Ключевые слова:
теоретико-литературные понятия, анализ произведений, жанр, эпическое произведение, сюжет, композиция, образ, анализ эпического произведения, виды урока, формы работы   


В современной образовательной системе изучение литературы играет важную роль в развитии критического мышления и эстетического восприятия мира. Поэтому особое внимание следует уделять формированию теоретико-литературных понятий у обучающихся старших классов. А.М. Попова подчеркивает, что «… одним из важнейших путей реализации задач подготовки грамотного читателя, формирования читательского вкуса является поэтапное формирование теоретико-литературных понятий» [1].Процесс изучения эпических произведений, таких как романы, повести и эпосы, предоставляет уникальную возможность для расширения литературного кругозора и развития аналитических навыков. В ходе изучения таких произведений, ученики встречаются с различными литературными приемами, стилями письма, художественными образами и символами. Они также знакомятся с основными жанрами и темами эпической литературы. Однако, важно помнить, что простое чтение произведений недостаточно для формирования теоретико-литературных понятий. Учитель должен активно включать обучающихся в анализ и интерпретацию текстов, помогая им развивать критическое мышление и способность аргументировано выражать свои мысли. Важно проводить уроки, на которых ученики могут обсуждать основные литературные понятия, такие как сюжет, композиция, образы, символы, стиль и тематика. Также следует использовать разнообразные методы обучения, чтобы сделать процесс изучения более интересным и доступным для обучающихся. Например, можно проводить групповые дискуссии, чтение отрывков произведений с последующим анализом, создание коллективных проектов и презентаций. Важно создавать возможности для самостоятельного творчества, например, путем написания эссе или рецензий на произведения. Автор Л.П. Шидукова обращает внимание на то, что в аспекте формирования теоретико-литературных понятий необходимо использовать различные формы работы: индивидуальную, парную, групповую [1]. Кроме того, можно проводить интегрированные уроки русской и мировой литературы. В условиях преподавания, как в нашем случае, в казахстанской школе целесообразно проводить сравнение произведений одного жанра русских и казахских авторов.Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Некоторым ученикам может потребоваться дополнительная поддержка и объяснение сложных понятий, в то время как другие могут быть готовы к более глубокому анализу и интерпретации. Как отмечает автор Сосновская И.В., «…только творческое поэтапное освоение понятия может привести к его пониманию» [2].Методика постепенного усвоения теоретико-литературного понятия включает следующие шаги.1. Введение в понятие. Начать необходимо с простого и понятного определения понятия, используя язык, доступный обучающимся. Важно дать объяснение, как это понятие связано с литературой и как оно может быть применено. 2. Иллюстрация на примере. На данном этапе необходимо предоставить обучающимся примеры из различных литературных произведений, где данное понятие явно или неявно присутствует, разобрать эти примеры вместе с учениками, обращая внимание на то, как понятие проявляется в тексте и как оно влияет на его смысл и структуру. 3. Анализ текстов. Здесь нужно предложить обучающимся самостоятельно анализировать тексты, выделять элементы, связанные с данным понятием, и объяснять их значение и роль в произведении. Постепенно усложнять задания, чтобы ученики могли применять понятие в различных контекстах и с разными уровнями сложности текстов. 4. Обсуждение и дискуссия. Проведение групповых или классных обсуждений, где ученики могут делиться своими наблюдениями и идеями, касающимися данного понятия. Аргументированные высказывания необходимо поощрять в целях стимулирования обмена мнениями между учениками. 5. Практические задания. Они дают обучающимся возможность применить понятие на практике, например, через написание эссе, анализ отрывков из произведений или создание собственных текстов, где они могут использовать данное понятие. 6. Повторение и закрепление. Важно регулярно возвращаться к изученному понятию и в ходе изучения произведений обращать на него внимание. Важно помнить, что методика постепенного усвоения теоретико-литературного понятия должна быть гибкой и адаптированной к потребностям и способностям обучающихся. Постепенное и систематическое введение понятий, их иллюстрация на примерах и активное участие обучающихся в анализе текстов помогут им лучше понять и применятьТаким образом, формирование теоретико-литературных понятий у обучающихся старших классов в процессе изучения эпических произведений является важной задачей современного образования. Это помогает развивать критическое мышление, аналитические навыки и эстетическое восприятие мира учащихся. При этом необходимо использовать разнообразные методы обучения и учитывать индивидуальные особенности обучающихся.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Синиченко А.Б. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ // Вестник науки №3 (72) том 5. С. 345 - 349. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13584 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13584



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.